Бурцева Лариса
Конспект занятия по лепке из соленого теста «Жаворонки прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал: тесто, стеки, дощечки для теста, трафареты птиц, вырезанные из картона, изготовленные ранее картины.
Предварительная работа: беседа о перелётных птицах, рассматривание репродукции художника А. К. - Саврасова «Грачи прилетели», изучение народных поверий, чтение художественных произведений, разучивание народных игр, изготовление птиц в технике «оригами», выпечка фигурок зимующих птиц, изготовление панно «Воробьиная стая».
Публикация «Конспект занятия по лепке из соленого теста „Жаворонки прилетели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, когда я шла на работу рано утром, услышала в кустах птичий щебет. Мне так захотелось, чтоб это были жаворонки, но это были воробьи. Прислушавшись, я поняла, что они радуются наступившей весне, новому ясному дню. Дню, который раньше называли Сорок сороков. По народному календарю 22 марта на Руси праздно-вали День прилёта птиц - «Сорок сороков», «Сорок сороков - окличка весны».
По пословице «Сорок сороков птиц на Сороки прилетает. Сорок пичуг на Русь пробираются!». А ну- ка, кто больше назовёт имён птиц! Давайте постараемся, «дотянем» до сорока.
Ай да молодцы, уже пятнадцать!., двадцать три. Какие среди названных вами две самые первые птички, на крыльях которых «прилетает» Весна? Совершенно верно, грач - первая весенняя птица, жаворонок - вторая весенняя птица.
Давайте вспомним, как их окликала, закликала, зазывала весёлая детвора в старые времена
Грачи летят,
На всю Русь кричат:
-Га-га-га, га-га-га!
Мы с Весной сюда!
- Грачи-киричи,
Вы чьи? вы чьи?
- Мы Весны! Мы Весны!
Мы пришли! Мы пришли!
Чувиль-виль-виль,
Жавороночек!
Чувиль-виль-виль,
Из-под облачек!
Прилети к огням,
Спой ты нам:
Трр-р-р - вью-вью,
Песню звонкую свою!
Жаворонок лёгонький,
Голосочек тоненький,
С первыми лучами,
Над хлебными полями,
Полети под небеса,
Щебечи в три голоса!
Ребята, что вы чувствуете, когда произносите старинные заклички?
Как удивительно, но ведь именно эти чувства и хотели «передать» Весне люди в старину: нежность (Чувиль- виль-виль, жаворонок лёгонький, жавороночек! голосочек тоненький, Чу- виль-виль-виль, радость (Грачи летят, на всю Русь кричат, добродушие, звонков настроение, ликование (Полети под небеса, щебечи в три голоса, любовь, почитание.
«Сколько проталинок - столько и жаворонков!» - приговаривали народные погодоведы, для которых Природа была открытой, хотя и никем не писанной книгой. Зорко они всматривались во все явления окружающей их одушевлённой и неодушевлённой природы, чтобы по ним определять, что будет в ближайшее и отдалённое время, чтобы производить работы: вспашку земли, посев, косовицу, уборку хлеба. Прислушивались к своим собственным ощущениям, наблюдали за растениями и животными, на поведении которых отражаются атмосферные явления.
«Песня жаворонка» : дети слушают аудиозапись. Весну кликали в образе её вестника - жаворонка : «Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам, принесите нам весну - красну. Зима надоела, весь хлеб поела». «Ой вы, жаворонки-жавороночки! Летите в поле несите здоровье: первое - коровье, второе - овечье, третье - человечье!»
Вспомните, какие поговорки вы знаете по этому поводу. Дети: «Увидал скворца - знай весна у крыльца», «Чайка прилетела - скоро лёд пойдёт», «Журавли прилетели - тепло принесли», «Прилетел кулик из-за моря, принёс воду из неволья», «Грачи-куличи из-за моря летите, Весну красную несите», «Свистят весёлые скворцы - на каждом дереве птенцы».
Воспитатель: Но все-таки считалось, что весну на своих крыльях приносят жаворонки. В ознаменование прилёта звонкоголосых певцов полей пекли из теста издавна в каждой семье по сорока «жаворонков» с распростёртыми крылышками, как бы летящих и с хохолками. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и раздавали детишкам, которые выбегали с ними на пригорки и что есть силы кричали заклички.
Все знают, что мы очень любим лепить из теста. Соль, мука, вода - вот и всё, что нужно для наших умелых рук! Итак, начинаем лепить жаворонков. просто как завиток или как завитушку, как плетёнку или рогульку, как плоское украшение или объемную фигурку, с украшениями со специями или бисером, на венке-основе или в рамке.
Дети выполняют работу, а воспитатель напоминает особенности работы и свойства материалов.
Мука - для изготовления подходит пшеничная мука недорогих сортов.
Соль, добавляемая в тесто, должна быть мелкой и однородной. Излишек соли делает тесто ломким и хрупким, а на изделии после сушки могут появиться трещины.
Воду в тесто добавляют только холодной, чётко соблюдая рецептуру.
Клей придаёт тесту эластичность, готовым изделиям - прочность.
Краски используют пищевые или натуральные: какао, свекольный сок.
Лак - для закрепления красок и защиты от попадания влаги.
Тесто - природный материал, всякая хозяйка, когда замешивала тесто, раскатывала, мяла его, удивляясь его эластичности, формировала, разговаривала с ним как с живым, радовалась бесконечному творчеству и возможности полноценного труда.
С давних пор выпекали из теста не только хлеб, лепёшки, но и украшения и игрушки.
Хотя поделки из теста - это древнее ремесло, ему и в современном мире находится место, потому что сейчас ценится всё экологически чистое и сделанное своими руками. Этому занятию даже дали своё название - тестопластика. А сувениры ласково и музыкально называют - До-ми-соль-ка (вода, соль, мука).
Пока изделия выпекаются, играем в народные игры.
«Жаворонок» : по хлебной считалке выбирается Жаворонок. В руке у него колокольчик. Он входит в круг, который образовали играющие, бегает в нем. Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел;
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве
Тот, кто песенку найдет,
Будет весел целый год.
Потом играющие закрывают глаза, «жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик (запели жаворонки, затем осторожно кладёт колокольчик за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
«Филин и пташки» : Перед началом игры каждый играющий выбирает птицу, голосу которой он будет подражать. Один из играющих - Филин. «Птицы» летают. Когда Филин подаёт голос, все стараются спрятаться. Если Филин успеет кого-то поймать, то он по голосу должен определить, что это за птица. Если не узнал пойманного, становится «птицей».
Когда птицы испекутся, дети раскрашивают свою птицу.
Воспитатель подводит итог занятия : Сегодня мы с вами «окликали» Весну так, как это делали в далё кие времена: кликали заклинками, играми-хороводами, пословицами, поговорками, выпечкой жаворонков-куликов.
Возьмите своих птичек домой и они, как обёреги, будут приносить вам и вашей семье счастье и радость в дом.
Хлебные считалки
Катилась торба
С высокого горба. В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться? (народная)
Крендель - с обсыпкой,
Бублик - с улыбкой,
Каравай - из пшеницы.
С кем поделиться? (Михаил Яснов)