Валентина Уронина
Система работы по патриотическому воспитанию. Реализация национально-регионального компонента. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по патриотическому воспитанию. Реализация национально-регионального компонента. Часть 1
«Земли есть и красивей, мне не надо иной: Ты ведь тоже Россия — край Мордовский мой!» М. Бебан
Какие замечательные слова были сказаны мордовским поэтом Н. Эркаем «Любить свой край!» Любить, знать историю, гордиться за людей, трудами и талантами, которых славиться Мордовия,чувствовать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своего народа, объединяющая в единую мораль, идеологию,историческую ценность. На педагога ложиться совсем непростая задача – воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою малую Родину, свой край, город или деревню, в которой он родился и живёт.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Темочки
Мы, педагоги, должны научить своих детей, быть прежде всего трудолюбивыми,
дисциплинированными, добрыми и честными. Почувствовать каков мир ребёнка, есть ли место гармонии, патриотизма и гражданского сознания в его ещё неокрепшей душе.
Родина, Отечество в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец,родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям,окружающим, к родному городу, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
В последние годы идёт переосмысление сущности духовно-патриотического
воспитания, приобретает всё большее значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора в системе социальных и педагогических условий в духовно – нравственном и патриотическом воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе,
культуре малой Родины.
Мы знаем, что история – это не просто сборник красивых рассказов, а наука о том как жили люди в прошлом. Где жили? Что умели? Во что верили? О чём думали? Что оставили нам в наследство? Знакомство детей с родным краем: с историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, его достопримечательных и культурных центров полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. «Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспомнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал!»
К. Паустовский Давайте оглянемся вокруг. Рост научно – технического прогресса, новые открытия и технологии изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения учёных и практиков на многие годы. Негативные моменты охватили целую плеяду поколения, в среде которых быстрыми темпами распространилась преступность, жестокость и бездушие. В этом мире живём мы с вами, поколение «Иванов», не помнящих своего родства, добрых и славных традиций, богатейшей культуры малого народа, такая фаза нравственного надлома приведёт к «позорной истории». Более того особо остро стоит проблема безнадзорности и беспризорности. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования и социальной политики.
Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Наш «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»,один из немногих учреждений социальной сферы в Республики Мордовия, который уделяет и вносит свою лепту в реабилитационно – педагогический процесс своих воспитанников, прививая любовь и уважение к своей малой
Родне. Понимание в сознании детей того факта, что культурное наследие было, есть и будет, и это норма,которая определена проявлением нравственной и гражданской позиции человеческой жизни.
Дети, проходящие социальную реабилитацию в Государственном учреждении
социального обслуживания для несовершеннолетних «Радуга», как правило, имеют социальную, педагогическую запущенность, с отставанием в развитии от своих сверстников, они социально и психически депривированны, склонны к дивиантному поведению, с низким уровнем духовно – нравственной культурой,безответственны,недисциплинированны, порой циничны. Воспитанники в большинстве своём сироты при живых асоциальных родителях, многие из которых не имеют постоянного места
жительства, зачастую лишённые или ограниченные в родительских правах на ребёнка.
Всю свою сознательную жизнь, я посвятила воспитанию детей, эта профессия
помогает мне в жизни реализовать свои творческие замыслы и планы, которые я ориентировала на развитие духовно – патриотических качеств, интеллектуальных и творческих способностей у воспитанников, в направлении «Этнокультурных традиций мордовского народа в историко –
краеведческом воспитании детей», в условиях Реабилитационного центра «Радуга». Исторически доказано: человек, знающий родную историю, воспитанный на основе духовных начал, культуры родного народа и общечеловеческих ценностей, проявляет «национальную и религиозную
терпимость», уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Основной путь в достижении цели в привитии подрастающему поколению культурно – нравственных ценностей своего народа, знание истории, этики народной мудрости.
Сегодня в век компьютеров, Интернета расширились масштабы
информационного бума, инновационные подходы и методы к работе, вариативность, нестандартность мышления обуславливается всем ходом современных требований в воспитании и обучении детей. Такой выбор не случайный. Без устойчивых традиций,без бережного отношения к истории не мыслим прогресс ни в одной области. Человек растёт, развивается в определённой социально – общественной среде, и весь уклад жизни, этические нормы передаются ребёнку с раннего возраста и впоследствии, влияет на формирование и развитие его облика.
Потребность:
1. Обеспечить подрастающее поколение знаниями базовых основ национальной культуры и сформировать мотивацию к саморазвитию, пополняя детский кругозор, углублять представление об окружающем мире.
2. Посредством реабилитационной деятельности дошкольников научить понимать значение государственных символов (Герба, Флага, Гимна) Республики Мордовия, России, роль и значимость в жизни каждого гражданина РФ.
3. Воспитывать устойчивый интерес эстетической выразительности Мордовии: памятники архитектуры, музеи, выставочные залы, парки, скверы, транспорт,спорт, профессии людей, культурно – просветительские учреждения и т. д.
4. Познакомить дошкольников с выдающимися деятелями Республики,
прославивших Мордовский край в период исторических событий и
современности.
5. Формировать чувство любви к своей земле, где ты родился, уважать
национальные традиции, обычаи, культуру, пробуждать чувство гордости за свой народ.
Важность качественной и разносторонней подготовке дошкольника к обучению в школе на основе этнокультурных традиций в историко – краеведческом направлении воспитывать творческие способности детей, в различных видах деятельности: (учебно – познавательной,речевой, музыкально - ритмической, художественно - продуктивной деятельности, спортивно – двигательной,экологической и т. д.)
Необходимость создать атмосферу любви, добра и понимания,психологически – комфортную обстановку предметно – развивающую среду приближённую к
домашней. Максимально подготовить воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, в духе нравственности, дисциплинированности, трудолюбии, уважения к старшим, заботливого отношения к младшим.
Сегодня становиться приоритетным интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Группа детей, с которыми я работаю – дошкольники.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»… В. А. Сухомлинский.
С чего начать? Как правильно и методически грамотно построить реабилитационный процесс воспитания дошкольников именно по изучению истории родного края? Как привлечь внимание 5 – 6 летнего ребёнка к красоте мордовского национального костюма, его неповторимому орнаментальному
рисунку, знать некоторые особенности отличия «Эрзянского» и «Мокшанского» женского костюма, как правильно провести первоначальную диагностику вновь поступившего ребёнка? Много, интересующих вопросов вставали передо мной. Смогу ли построить свою работу так, чтобы дети сами изъявили желание рассмотреть ярко – иллюстрированную книгу о
достопримечательностях города, знать историю и культуру своей малой Родины.
В связи с этим у меня возникла необходимость изменить формы организации реабилитационно – педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями изучения истории и современности нашего Мордовского края. На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Свою республику,свой край–люби,исследуй, изучай!»