Наталья Берестова
Фотоотчет «Зелёная аптека: лекарственные травы Хакасии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности «Зеленая аптека : лекарственные растения Хакасии»
Задачи:
- Создать условия для развития умения обращаться к собственному опыту, имеющимся знаниям, умениям.
- Создать условия для развития умения выражать словами свои мысли, чувства, результаты.
Публикация «Фотоотчет „Зелёная аптека: лекарственные травы Хакасии“» размещена в разделах
- Создать условия для развития умения комментировать свои действия.
- Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор.
- Создать условия для умения сотрудничать в предложенных формах.
Словарная работа: регион, картотека.
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько гостей пришло, давайте их поприветствуем. И к вам я пришла, потому что мне сказали, что только вы мне сможете помочь. Поможете?
Приветствие гостей детьми.
Воспитатель: - Ребята, вот посмотрите здесь карта нашей страны. Как называется наша страна? (слайд 1- карта России)
Дети: Россия
Воспитатель: - Как видно по карте Россия она состоит из частей, как они называются?
Дети: край, республика, область
Воспитатель: Правильно, а общее название всех частей - Регионы. Вот и мы с вами живем в одном из таких регионов, как он называется?
Дети: Республика Хакасия (слайд 2 Карта Хакасии)
Воспитатель: А вы знаете о том, что Хакасию называют «Жемчужиной Сибири»? Как вы думаете почему? (Рассуждаем, подвожу к просмотру мульта «Хакасия» ( 1:08 мин)
Воспитатель: - Какая уникальная наша Хакасия : минералы, курганы и соленые озера. Про какие минералы вы услышали в мультфильме?
Дети: молибден, медь, алюминий.
Воспитатель: А на каком озере можно читать прямо на воде?
Дети: Тус
Воспитатель: А чем озера соленые так полезны? Какие соленые озера Хакасии вы знаете? Вы любите купаться? (Подвожу, что это средство закаливания, чтобы в будущем не болеть.)
Психогимнастика «Волны» (под фонограмму «Звуки моря»)
Воспитатель: Я вчера увидела по каналу «Карусель» один мультфильм про зеленую аптеку, я не успела понять что это? Где она находится: в нашем регионе – Хакасия она может быть, а или в где-то в других регионах? А в сети - интернет я нашла этот мультик. Может быть, вместе посмотрим и вы подскажите и поможете разобраться, объясните мне, что это такое: «зеленая аптека» и где ее искать? (Просмотр мультика «Зеленая аптека» ( 2:34 мин))
Воспитатель: Ребята, а вам знакомы травы и ягоды из мультфильма? Их там так много, что я даже запуталась. И зачем лесные жители несли лекарственные травы муравью? Что с ним случилось? Зачем ему столько разных трав и помогут ли они ему от ушиба ноги? Думаю надо с этим разобраться, как бы от своей доброты дружные звери ему не навредили и не залечили его. Я знаю что разные травы лечат разные болезни. А может быть нам на сделать картотеку и подарить ее муравью, себе оставить, маме, папе, бабушке…Сделаем? А вы умеете делать картотеку? Что такое картотека? Как будем делать? Что у нас для этого есть. Вот я нашла Энциклопедию про лекарственные травы. Вывожу информацию на экран.
Воспитатель: Хорошая идея. Вот посмотрите, правильно ли я вынесла из мультфильма травы? Хорошо, а вот мед он полезен, он ведь не трава? А черника: это ведь ягода) (Слайд 3 подорожник, ромашка, зверобой, мед, волчья ягода и крапива)
Дети рассуждают о пользе черники и меда, его происхождении. Работа с раздаточным материалом для создания картотеки.
Рассказ воспитателя о листе подорожника, ромашке и крапиве. А вот что я нашла в энциклопедии, когда пыталась найти информацию о зеленой аптеке…
(Слайд 4)Лист подорожника, если приложить к больному месту, когда порежешь или натрешь ногу, снимет боль. Подорожник растет там, где ходят люди, т. к. его семена осенью прилипают к обуви, то они путешествуют вместе с нами. Семена подорожника переправились вместе с европейцами даже в Америку. Индейцы с некоторым ужасом отнеслись к подорожнику и даже назвали его «След Белого». Подорожник поможет при ссадинах, укусах насекомых, ожогах. А его листья настаивают и применяют при кашле, полощут рот при боли в зубах. НО лучше собирать травы утром, после того как на них высохнет роса. Осторожно срезают листья и верхнюю часть черенка. А рвать с корнем нельзя.
(Слайд 5) Ромашка …Удивительная история произошла с этим цветком. Оказывается ее Родина - Америка. Ромашка сорняк, растущий на полях, попала с американским зерном в трюмы пароходов, затем поехала по ж\д путям. В мешках от крючков грузчиков оказались дырки, в полу вагонов – щели, и мелкие семена американской ромашки, ехавшей «зайцем», сеялись по полотну ж\д дороги. Вскоре насыпи покрылись ранее невиданной ароматной травкой. Так ромашка расселилась повсеместно и попала в аптеку.
Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь – сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля. Отваром ромашки полощут горло при ангине.
Собирают ромашку в сухую погоду, срезая только цветочные корзинки во время цветения.
Дыхательная гимнастика «Чашечка». Ладони складываем в форме чайной чашечки, представляем, что чай горячий и остужаем его дуя.
Воспитатель: - Ребята, а какой травы не было в мультфильме? (возвращается слайд 3)
Дети: крапивы
Воспитатель: -правильно, крапивы. А что вы знаете о крапиве?
А вы знали, что давным-давно из лубяных, волокон, получаемых их крапивы, делали нитки веревки, рыболовные сети, а также очень прочные ткани.
Крапива как лекарственное растение известна очень давно. Она, крапива, заменит семерых врачей – гласит народная мудрость.
Ее используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветов применяется при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, настой из листьев крапивы используется для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления корней волос.
Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны после кулинарной обработки, годятся для щей и салатов. После зимы силу люди восполняли салатами из крапивы. Так и говорили : «Майская крапива стол заполонила».
Ребята, обратите внимание, что здесь представлена и волчья ягода, она опасна и ядовита, ее собирать нельзя. Самое главное запомните: собирать травы можно только в присутствии взрослых!
Воспитатель:- Ребята, так зеленая аптека - это что? Значит, в нашем регионе зеленая аптека есть? Ребята, спасибо, что помогли разобраться в этом вопросе и изготовить картотеку. А вы что-нибудь новое узнали? Что вам понравилось?
А что бы сохранили свое здоровье вот вам подарочек (аскорбинка).
Самоанализ.
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности «Зеленая аптека : лекарственные растения Хакасии».
Задачи:
- Создать условия для развития умения обращаться к собственному опыту, имеющимся знаниям, умениям.
- Создать условия для развития умения выражать словами свои мысли, чувства, результаты.
- Создать условия для развития умения комментировать свои действия.
- Создать условия для развития умения инициировать диалог, включаться и поддерживать разговор.
- Создать условия для умения сотрудничать в предложенных формах.
Словарная работа: регион, картотека.
В организованной деятельности я использовала познавательно – исследовательский подход (познавательная, продуктивная и исследовательскую деятельность). Создала проблемную ситуацию и организовала поиск выхода из нее. Дети создавали картотеку для того чтобы систематизировать знания о лекарственных травах Хакасии. В совместной продуктивной деятельности дала детям возможность проявить творческую активность, предоставила право выбора оформления картотеки, создала условия для развития умения обращаться к собственному опыту, имеющимся знаниям и умениям, а также для инициирования диалога и умения поддерживать разговор.
Непосредственно образовательная деятельность состояла из двух взаимосвязанных между собой частей. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определённых задач и предлагает выбор методов и приёмов.
На начальном этапе использовала беседу, вопросы к детям— всё это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей. На этом этапе НОД был применён проблемно-ситуационный метод.
Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Использовались приемы, направленные на создание положительной мотивации к непосредственно образовательной деятельности, создавались условия для достижения результата. Использовалась словесная система поощрения. Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал возрасту и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Всё это подтверждают результаты деятельности. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.
Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигла.