Шульмина Ирина
«Здравствуй, Хейро!» Сценарий фольклорного развлечения для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Продолжать формировать интерес к своей малой Родине.
Задачи.
- Закреплять представление детей о жизни и быте народов Севера;
- формировать культуру дошкольников через приобщение музыкального наследия Северного края; бережное отношение к окружающей природе в то числе и к природе родного края.
Публикация «„Здравствуй, Хейро!“ Сценарий фольклорного развлечения для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
- способствовать развитию интереса к легендам народов Севера, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребёнка;
- способствовать развитию подвижности и силы; развивать зрительную память, ловкость.
- воспитывать уважение к коренным жителям Севера.
Словарная работа.
Активизировать словарь (пословицы, поговорки, приметы)
Предварительная работа.
- Разучивание хоровода «Звучат барганы», «Хейро»; танец «Мастерицы»; песня «Оленёнок»;
- беседа о жизни и быте коренных народов Севера;
- подбор фотоматериалов;
- рассматривание географической карты, альбомов «Животные Севера», «Растения Севера», фотографий, книг, иллюстраций;
- посещение родителей совместно с детьми городского музея, познакомиться с бытом северных народов;
- разучивание загадок, стихов, национальных подвижных игр;
- изготовление атрибутов для игр.
Материал и оборудование.
- Фотопейзажи Северной природы.
- костюм шамана;
- чум;
- кольцеброс;
- украшения одежды-орнаменты, колокольчики, бубен шамана;
- национальные костюмы Северка, мастериц (для девочек); олененка и солнца;
- маски оленей (рожки);
- аудиокассеты с записями музыки коренных жителей.
Действующие лица.
- Взрослые: ведущая, Шаман;
- Дети: Северок, Олененок, Солнце.
Организация.
Всей группой
Ход развлечения.
Дети свободно входят в зал, становятся в круг. В центре зала горит костер.
Ведущая. На Севере зимою солнца не бывает,
А чтоб быстрее солнышко взошло,
Костер сердца людские согревает
И прыгают тогда через него.
Костер горит, огонь поет,
Он в гости солнышко зовет!
Пусть огонь костра заберет все беды и невзгоды, печали и болезни! Дети, смелее прыгайте через костер!
Дети под музыку прыгают через костер. Затем становятся в общий круг.
Ведущая. Сегодня мы отмечаем праздник «Хейро». А кто скажет, что означает слово «хейро»? (Ответы детей). После долгой полярной зимы к людям возвращается солнце. Все радуются, пляшут, веселятся! Заиграли барганы и бубны, встали люди в большой хоровод.
Исполняется хоровод «Звучат барганы», муз. неизв. автора
Ведущая. Ребята, слышите веселую музыку? Это, наверное, наш друг Северок к нам в гости спешит.
Под музыку в зал входит Северок – мальчик в национальном костюме.
Северок. Здравствуйте, ребята! Я – Северок. Был путь мой труден и далек! Я всегда прихожу в гости к тем, кто весело встречает Хейро! Я приготовил для вас, ребята, северные загадки:
1. Серый зверюшка, длинные ушки.
Зима наступает, он шубу меняет. (Заяц).
2. Водяные мастера строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины, называется платина. (Бобр).
3. Зубастый, пушистый по тундре рыщет,
По тундре рыщет, леммингов ищет. (Песец).
4. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой. (Медведь).
5. Трав копытами касаясь, в тундре бегает красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Олень).
Ведущая. А у нас тоже есть олененок… (называет имя ребенка).
Олененок. Важенка – мама моя, говорит мне нежные слова:
- Ты со мною, ты мне нужен, неумелый, неуклюжий.
Олененок, оленок – ты любимый мой сынок!
Ведущая. Ребята, давайте споем Олененку добрую песенку!
Исполняется песня «Олененок», сл. Н. Соловьевой, муз. Р. Гуцалюка
Ведущая. Ребята, а давайте поедем в тундру на оленьих упряжках!
Проводится игра «Катание на оленьих упряжках»
Подъезжают к чуму. У чума сидит Шаман.
Шаман. Здравствуйте, ребята! Я – Шаман, колдун и знахарь. Давно ко мне гости не заглядывали, соскучился я без людей. Вижу, ребята вы смелые, добрые и приглашаю вас у себя погостить. Я давно на свете живу, много сказок и легенд знаю, а сегодня вам их расскажу. Садитесь поближе да слушайте.
«РЕКИ И ОЗЕРА»
Давным-давно жила в поселке девушка Анне. Была она красивая, добрая и работящая. В теплом чуме у огня вместе со своими сестрами и подружками целыми днями шили они парки, рукавицы и торбоса. А с первыми лучами солнышка выходили на улицу и танцевали.
Девочки танцуют танец «Мастерицы»
Проезжал как-то по небу великий и грозный бог Торум, увидал он красавицу Анне и решил забрать ее с собой. Не хотела она покидать родные края, но ничего не поделаешь, пришлось ей уехать с ним. Три года рыдала красавица Анне, а с неба на землю капали ее слезы, наполняя реки и озера. Вот так, по легенде и образовались на Таймыре реки и озера.
А как дождь пойдет, жители Севера знают, что Анне до сих пор скучает по своим родным краям.
Проводится игра «Реки и озера»
(Дети строятся в несколько колонн, под быструю музыку бегают цепочкой друг за другом, с остановкой музыки образую круги – озера)
«ТУНДРА»
Эта история произошла давным-давно. Жил-был один очень жадный человек, звали его Пим. Был он очень-очень жадный. Наловит полные сети рыбы – мало! Грибов полные корзины наберет – мало! Чум самый большой ему хотелось!
Как-то раз пошел Пим на охоту, и поймал необыкновенной красоты лисицу, а она ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем хочешь, одарю!». Обрадовался жадный пим и пожелал много всего. Чтобы рыба в озерах принадлежала ему, и все, что растет в тундре, принадлежало лишь ему, и чтоб на охоте зверь только ему попадался!
И как только он это сказал, как обернулась Лисица в Хозяйку тундры. И сказала ему: «Не бывать этому никогда! Ведь тундра принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. А человек здесь только гость, и хозяйничать ему не положено!».
Но желание Хозяйка тундры исполнила, превратила жадного Пима в Медведя. С тех пор ходит и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.
Проводятся игры: 1. «Поймай куропатку» (кольцеброс)
2. «Капканы»
(Мальчики в парах образуют капканы, девочки – лисицы. Под музыку пробегают под капканами, с окончанием музыки, капканы закрываются).
«ПОЧЕМУ ЗИМОЙ СОЛНЦА НЕТ»
Когда-то очень давно, длиной зимней ночи не было. Солнце на небе каждый день светило. И в тундре тепло было. И в море тепло было. Потом вдруг стало Солнце с неба уходить все чаще и чаще. Уйдет – и нет его. Ждут его, ждут, ждут…Ночь, холодно.
Один человек запряг собак, поехал Солнце искать. Пропал. Другой поехал на оленьей упряжке Солнце искать. Пропал.
Спросили люди Луну:
- ты – ночное Солнце. По небу весной гуляешь, летом гуляешь, осенью тоже гуляешь. Скажи, куда Солнце уходит? Где от людей прячется? Зачем уходит? Без него темно, без него холодно.
Ничего Луна не сказала. Пошла по небу гулять.
Тогда самый старый каюр вызвался ехать – Солнце искать. Запряг в нарту самого старого оленя и поехал. Сколько ехал – никто не знает. Долго ехал. Приехал к пещере. Большая пещера! В ней костер горит, котел на огне кипит. А возле огня Солнце – греется.
- Не уходи зимой с неба, - попросил старик. – нам тепло будет.
Солнце сказало так:
- зимой у вас в тундре очень холодно. Я замерзаю – шубы у меня нет. Видишь, сижу – отогреться никак не могу. Это Луна и зимой и летом пот небу гуляет, ей теперь все равно. Ведь когда-то и она была Солнцем, как я. Зимой греться не уходила – вот и замерзла, льдинкой стала, плавает сейчас по небу туда-сюда. Когда я согреюсь, тогда выйду.
Вот так Солнце всегда и делает – всю зиму в большой пещере греется. Иногда откроет шкуру, которой вход в пещеру завешен, лучик высунет наружу – нет, еще холодно! А в то время, пока вход в пещеру открывается, отблеск на небо падает. Небо светлее, а Солнце так и не показывается.
Ведущая. Давайте попросим Шамана вызвать Солнышко!
Исполняется «Танец Шамана»
Дети. Солнышко ясное, покажись!
Солнышко красное, нарядись!
Платье алое надень,
Подари нам ясный день!
Выходит девочка – солнце. Танцует.
Солнце. Я солнышко красное.
Я солнышко ясное.
Рано утром я встаю,
Всем тепло я раздаю!
А мои лучи
Очень-очень горячи!
Проводится игра «Хейро»
Солнышко догоняет детей, «согревает лучами»
Ребенок. Знаете, ребята, или нет,
Что порой бывает звонким свет?
Если ты на севере живешь
И полярной ночью солнца ждешь,
Ты поймешь, увидев первый луч,
До чего хорош он и певуч!
Ведущая. Солнышко, милое, становись в хоровод, потанцуй с нами!
Исполняется хоровод «Хейро»
В конце праздника Солнышко угощает гостей печеньем.