Елена Луконина
Долгосрочный проект во второй младшей группе по здоровьесбережению «Здоровым быть здорово»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный творческий проект
по здоровьесбережению
во второй младшей группе
«Здоровым быть здорово!»
Подготовила воспитатель:
Луконина Е. В.
Пояснительная записка
Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.
Здоровый нищий счастливее больного короля.
(Цицерон)
Темочки:
Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. Здоровые дети - это основа жизни нации. Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье : если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его.
Актуальность проекта
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Проблема
К сожалению, в России здоровый образ жизни не занимает пока первое место в шкале потребностей и ценностей человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, проблема формирования у дошкольников культуры здоровья очень важна. От её решения зависит будущее нации и государства.
Условиями реализации проекта являются :
• Создание интереса у детей;
• Участие родителей и педагогов группы в реализации проекта;
• Разработка конспектов занятий, бесед по теме;
• Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пальчиковых гимнастик, потешек;
• Продуктивные виды деятельности, труд;
• Рассматривание иллюстраций, наблюдения;
• Дидактические игры; подвижные игры; ролевые игры-
ориентированы на развитие у воспитанников таких качеств как, осознать ответственность за свое здоровье.
Цель проекта : формирование начальных представлений о зож у детей младщего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Дать представление о здоровом образе жизни.
2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Развивающие:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.
2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.
4. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Общие сведения о проекте :
1 Наименование организации МБДОУ детский сад № 1
2 Название проекта «Здоровым быть здорово!»
3 Автор проекта Луконина Елена Вячеславовна
4 Тип проекта Познавательно - игровой
5 Продолжительность проекта Долгосрочный
6 По характеру контактов Открытый, осуществляется внутри ДОУ,
в контакте с семьей
7 Участники проекта Дети второй младшей группы,
воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников,
медицинский работник ДОУ.
8 Образовательные области - Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
• Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.
• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни;
Для педагогов: -будут удовлетворены проведенной работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта;
Для родителей: -у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Подборка методического и дидактического материала.
• Подборка художественной литературы.
• Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей по теме проекта.
• Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
• Подборка дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
• Разработка анкеты для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье».
• Привлечение родителей к реализации проекта.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Работа с детьми:
• Утренняя гимнастика.
• Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика.
• Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья».
• Физкультминутки.
• Закаливающие процедуры.
• Подвижные игры в группе, на улице.
• Воспитание культурно-гигиенических навыков.
• Воспитание культуры поведения за столом.
• Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с ФГОС ДО, т. е. с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, применялась интеграция образовательных областей:
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие - Экскурсия по детскому саду «Кто заботится о детях
в детском саду»;
-Ситуативный разговор «Где живут витамины?»;
-Рассматривание «Алгоритма умывания» при КГН
-Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены»;
-Игра-лото «Здоровый малыш»
- Лото «Овощи, фрукты и ягоды»
-Пазлы «Способы закаливания»
Речевое развитие НОД:
-Рассматривание иллюстраций «Правила гигиены»
-«В гостях у Доктора Айболита»
-«Что нам скажет Мойдодыр»
-«Где искать здоровье»
Беседы:
-Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах.
- Беседа: «Кто такие микробы и где они живут?»
- Разучивание мирилок, пословиц о добре,
-Беседа: «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»
Д/ игры:
- «4-й лишний»
-«Узнай на ощупь»
Чтение худ. лит-ры:
А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе», С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», И. Демьянова «Замарашка», Н. Павловой «Света любит шоколадки…», Т. Тониной «Мамин фартук».
Потешки:
Проговаривание потешек во время КГН: «Водичка-водичка», «Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки», «Давай-ка с тобой закаляться, холодной водой умываться!», «Носик, носик! Где ты, носик?», «Кран откройся! Нос, умойся!» «Доктор, доктор, как нам быть : уши мыть или не мыть?»
Социально – коммуникативное развитие -Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики.
-Беседа «Безопасность в группе»
Дидактические игры:
-«Правила чистюли»,
- «Уложим куклу спать»,
-«Назови части тела и лица»,
-«Что полезно, что вредно»,
-«Угадай по описанию»,
-«Угадай на вкус»
Сюжетно – ролевые игры:
-«Больница»,
- «Кукла Катя заболела»,
-«Угостим друзей полезным завтраком».
Художественно-эстетическое развитие Аппликации:
-«Витамины растут на дереве»,
-«Оденем врача»,
-«Душистое мыло»,
-«Витаминный компот»
Рисование:
-«Шприц»,
-«Фрукты»,
- «Витамины»,
-«Спортивный инвентарь»
«Физическое развитие» -Подвижные игры в группе и на улице;
-Физкультминутки, артикуляционные, пальчиковые, дыхательные гимнастики;
-Физкультурные занятия
- Утренняя гимнастика
-Гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья».
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:
• Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в вашей семье».
• Консультация «Как правильно одеть ребёнка на прогулку».
• Консультация «Выходные с пользой для организма».
• Проведение опроса среди детей «Что такое здоровье?».
Заключительный этап
На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:
• Оформление фото-газеты «ЗОЖ-это»
• Плакат «Быть здоровыми хотим»
• Выставка детских работ.
• Картотеки оздоровительных гимнастик.
• Создание альбома «Полезная еда»
Итоговый продукт:
• Выставка семейных фотогазет "Мы за здоровый образ жизни".
Результат проекта : Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей.
Вывод: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.