Елена Луконина
Долгосрочный проект во второй младшей группе по здоровьесбережению «Здоровым быть здорово»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный творческий проект
по здоровьесбережению
во второй младшей группе
«Здоровым быть здорово!»
Подготовила воспитатель:
Луконина Е. В.
Пояснительная записка
Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.
Здоровый нищий счастливее больного короля.
(Цицерон)
Публикация «Долгосрочный проект во второй младшей группе по здоровьесбережению „Здоровым быть здорово“» размещена в разделах
Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности. Здоровые дети - это основа жизни нации. Выдающийся педагог, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье : если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его.
Актуальность проекта
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Проблема
К сожалению, в России здоровый образ жизни не занимает пока первое место в шкале потребностей и ценностей человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Таким образом, проблема формирования у дошкольников культуры здоровья очень важна. От её решения зависит будущее нации и государства.
Условиями реализации проекта являются :
• Создание интереса у детей;
• Участие родителей и педагогов группы в реализации проекта;
• Разработка конспектов занятий, бесед по теме;
• Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пальчиковых гимнастик, потешек;
• Продуктивные виды деятельности, труд;
• Рассматривание иллюстраций, наблюдения;
• Дидактические игры; подвижные игры; ролевые игры-
ориентированы на развитие у воспитанников таких качеств как, осознать ответственность за свое здоровье.
Цель проекта : формирование начальных представлений о зож у детей младщего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий
Задачи проекта :
Образовательные:
1. Дать представление о здоровом образе жизни.
2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены.
3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий.
Развивающие:
1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.
2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
3. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни.
2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму.
3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным.
4. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Общие сведения о проекте :
1 Наименование организации МБДОУ детский сад № 1
2 Название проекта «Здоровым быть здорово!»
3 Автор проекта Луконина Елена Вячеславовна
4 Тип проекта Познавательно - игровой
5 Продолжительность проекта Долгосрочный
6 По характеру контактов Открытый, осуществляется внутри ДОУ,
в контакте с семьей
7 Участники проекта Дети второй младшей группы,
воспитатели группы, родители (законные представители) воспитанников,
медицинский работник ДОУ.
8 Образовательные области - Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
• Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.
• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни;
Для педагогов: -будут удовлетворены проведенной работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь материал по теме проекта;
Для родителей: -у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Подборка методического и дидактического материала.
• Подборка художественной литературы.
• Оформление папок-передвижек, консультаций, буклетов для родителей по теме проекта.
• Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта.
• Подборка дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним.
• Разработка анкеты для родителей: «Здоровый образ жизни в вашей семье».
• Привлечение родителей к реализации проекта.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Работа с детьми:
• Утренняя гимнастика.
• Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика.
• Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья».
• Физкультминутки.
• Закаливающие процедуры.
• Подвижные игры в группе, на улице.
• Воспитание культурно-гигиенических навыков.
• Воспитание культуры поведения за столом.
• Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с ФГОС ДО, т. е. с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, применялась интеграция образовательных областей:
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие - Экскурсия по детскому саду «Кто заботится о детях
в детском саду»;
-Ситуативный разговор «Где живут витамины?»;
-Рассматривание «Алгоритма умывания» при КГН
-Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены»;
-Игра-лото «Здоровый малыш»
- Лото «Овощи, фрукты и ягоды»
-Пазлы «Способы закаливания»
Речевое развитие НОД:
-Рассматривание иллюстраций «Правила гигиены»
-«В гостях у Доктора Айболита»
-«Что нам скажет Мойдодыр»
-«Где искать здоровье»
Беседы:
-Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах.
- Беседа: «Кто такие микробы и где они живут?»
- Разучивание мирилок, пословиц о добре,
-Беседа: «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья»
Д/ игры:
- «4-й лишний»
-«Узнай на ощупь»
Чтение худ. лит-ры:
А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Федорино горе», С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», И. Демьянова «Замарашка», Н. Павловой «Света любит шоколадки…», Т. Тониной «Мамин фартук».
Потешки:
Проговаривание потешек во время КГН: «Водичка-водичка», «Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки», «Давай-ка с тобой закаляться, холодной водой умываться!», «Носик, носик! Где ты, носик?», «Кран откройся! Нос, умойся!» «Доктор, доктор, как нам быть : уши мыть или не мыть?»
Социально – коммуникативное развитие -Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики.
-Беседа «Безопасность в группе»
Дидактические игры:
-«Правила чистюли»,
- «Уложим куклу спать»,
-«Назови части тела и лица»,
-«Что полезно, что вредно»,
-«Угадай по описанию»,
-«Угадай на вкус»
Сюжетно – ролевые игры:
-«Больница»,
- «Кукла Катя заболела»,
-«Угостим друзей полезным завтраком».
Художественно-эстетическое развитие Аппликации:
-«Витамины растут на дереве»,
-«Оденем врача»,
-«Душистое мыло»,
-«Витаминный компот»
Рисование:
-«Шприц»,
-«Фрукты»,
- «Витамины»,
-«Спортивный инвентарь»
«Физическое развитие» -Подвижные игры в группе и на улице;
-Физкультминутки, артикуляционные, пальчиковые, дыхательные гимнастики;
-Физкультурные занятия
- Утренняя гимнастика
-Гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья».
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:
• Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в вашей семье».
• Консультация «Как правильно одеть ребёнка на прогулку».
• Консультация «Выходные с пользой для организма».
• Проведение опроса среди детей «Что такое здоровье?».
Заключительный этап
На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:
• Оформление фото-газеты «ЗОЖ-это»
• Плакат «Быть здоровыми хотим»
• Выставка детских работ.
• Картотеки оздоровительных гимнастик.
• Создание альбома «Полезная еда»
Итоговый продукт:
• Выставка семейных фотогазет "Мы за здоровый образ жизни".
Результат проекта : Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей.
Вывод: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.