Ольга Калинина
Здоровый образ жизни дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №33
Красносельского района Санкт-Петербурга
Опыт дошкольных образовательных учреждений в работе по формированию у детей традиционных семейных ценностей.
«Здоровый образ жизни дошкольников»
Автор:
Калинина Ольга Александровна
воспитатель
Здравствуйте коллеги.
Публикация «Здоровый образ жизни дошкольников» размещена в разделах
Сегодня я хочу представить опыт нашего дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка – детский сад №33 по формированию у детей традиционных семейных ценностей, а именно формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семье.
Хочу начать свою презентацию со слов известного детского педиатра Олега Евгеньевича Комаровского : Счастливый ребенок — это, прежде всего, ребенок здоровый и только потом уже умеющий читать и играть на скрипке.
Хочется сказать,что…
Приоритетом современной государственной политики России является охрана и зашита семьи и семейных ценностей и традиций, как основы основ российского общества и государства, сохранение и приумножение здоровья детей, обеспечение их гармоничного развития.
«Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»
Ребенка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего возраста. Ребенок для нас - это наше будущее, это наше бессмертие.
Актуальность данного вопроса: Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни : поддержание физического здоровья, отсутствие вредных привычек, правильное питание, толерантное отношение к людям, радостное ощущение своего существования в этом мире. Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: "В здоровом теле — здоровый дух”.
Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.
Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.
Соблюдая правильный режим питания, труда и отдыха мы можем продлить себе жизнь на многие годы.
Искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь огромное желание и силу воли, нужно преодолевать свои слабости и свою лень.
Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье семьи, в первую очередь, зависят от него самого.
Воспитание здоровых детей — один из самых главных вопросов семьи и дошкольного образовательного учреждения. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку положительный личный пример здорового образа жизни, а с другой - не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми и их родителями
Сотрудничество семьи и педагогов предполагает объединение их усилий, их совместную деятельность, выстраивание партнерских отношений, для обеспечения максимально благоприятных условий развития и воспитания детей в семье и дошкольном учреждении.
Семья и детский сад – это важнейшие социальные институты, определяющие развитие маленького ребенка. У семейного и общественного дошкольного воспитания различное предназначение, у каждого своя уникальная миссия, поэтому семья и ДОУ не могут заменить друг друга.
Лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДОУ позволит организовать более эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей, предполагающую формирование у семей воспитанников ДОУ потребности в здоровом образе жизни и как следствие снижение заболеваемости детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.
Для поиска верных способов сохранения и укрепления здоровья детей, необходимо прямое участие родителей в оздоровлении детей, привлечение их к здоровому образу жизни, возможна организация традиций физического воспитания в семье. Главным методом реализации совместной работы воспитателя и семьи выступает организация их совместной деятельности в воспитании, где родители не просто наблюдатели, а активные, заинтересованные участники.
Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов, является неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей. Развитие ребёнка, тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни.
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека
Цель педагогической деятельности: установление сотруднических отношений между родителями и педагогами по формированию навыков здорового образа жизни у детей.
Слайд 6
Дошкольное учреждение преследует решение следующих задач в работе с родителями в плане приобщения дошкольников к здоровому образу жизни
1. Формировать устойчивый интерес родителей и детей к здоровому образу жизни через детско-родительские отношения.
2. Формировать у детей первичные
ценностные представления о здоровье и
здоровом образе жизни;
3. Способствовать развитию у детей
познавательного интереса к своему
организму и его возможностям;
4. Воспитывать бережное и заботливое
отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих;
5. Повысить педагогическую компетентность
педагогов и родителей в вопросах ЗОЖ,
6. Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований ДОУ и семьи в вопросах здоровья детей.
Для решения поставленных задач наш детский сад строит свою работу по трем этапам.
1. Диагностический этап
Цель: изучение семей воспитанников нашей группы.
Задачи:
• Получить информацию о состоянии здоровья детей группы.
• Выявить уровень осведомленности родителей в вопросах оздоровления.
• Выявить степень готовности родителей к сотрудничеству с воспитателями по вопросам формирования здорового образа жизни детей.
• Выявить положительный опыт семейного воспитания.
• Получить информацию о состоянии здоровья детей группы.
• Оценить уровень коммуникабельности педагога с родителями.
1. Анализ медицинских карт детей. Получить и проанализировать информацию о состоянии здоровья детей нашей группы (Медсестра, воспитатели)
2. Анкетирование. Выявление уровня осведомленности родителей в вопросах оздоровления (Воспитатели)
3. Индивидуальные беседы Выявить, как организован режим дня дома. (Воспитатели)
4. Анализ собранной информации Выделение актуальных задач, определение тем, форм и методов для решения этих задач. (Воспитатели)
5. Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога, по В. Ф. Ряховскому.
На данном этапе работа проводилась по двум направлениям:
ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ И
ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.
Родителям была предложена АНКЕТА на выявление уровня осведомленности родителей в вопросах оздоровления в начале учебного года.
И мы получили следующие результаты.
Результаты анкетирования
Анкетирование проводилось с 14 по 19 октября 2016 г. во всех группах детского сада. Родители проявили высокую активность и заинтересованность: было возвращено 87% заполненных анкет.
По ответам родителей можно судить о том, что они не всегда четко понимают, какие показатели составляют понятие «Здоровый образ жизни», представление о факторах, влияющих на здоровье ребенка, одностороннее.
• 96% опрошенных считают, что понятие здорового образа жизни включает в себя – правильное питание и занятие спортом.
• Всего 23 % опрошенных регулярно занимаются спортом и активным отдыхом, остальные-часто, по праздникам и выходным дням;
• Примерно у 40% семей дома имеется физкультурное оборудование;
• 90% отметили, что нуждаются в помощи детского сада в процессе укрепления и сохранения здоровья детей.
• Для всех родителей важно физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении.
• Читают литературу о ЗОЖ всего 20% опрошенных,
• Зарядкой занимаются лишь немногие, 30 %
• Вопросы закаливания интересуют лишь 50% респондентов
• И как итог в 55% опрошенных семей дети болеет часто.
• Все родители считают важным приобщать детей к приемам здорового образа жизни; Считают важным личный пример взрослых.
На основе диагностического этапа мы перешли ко второму этапу.
2. Мотивационный этап
Цель: мотивировать родителей на сотрудничество с педагогами по формированию навыков здорового образа жизни у детей.
Задачи:
• Актуализировать у родителей потребность в здоровом образе жизни всей семьи.
• Формировать у родителей понимание значимости взаимодействия с педагогами ДОУ, направленного на оздоровление ребёнка.
• Информировать родителей об оздоровительной работе, осуществляемой в группе и ДОУ.
Для этого было проведено:
Мини-лекция с родителями «Пропаганда здорового образа жизни принадлежит семье» Актуализировать у родителей потребность в здоровом образе жизни всей семьи. (Педиатр)
1. Беседа на тему: «Значение режима дня в жизни дошкольника». Информировать родителей о важности соблюдения режима октябрь (Воспитатели)
2. «День здоровья» Вовлечение родителей в оздоровительный процесс. (Пригласить поучаствовать в проведении утренней гимнастики и физкультуры вместе с детьми, поиграть на прогулке в подвижные игры).
3. Презентация «Оздоровительная работа в ДОУ» Информирование родителей об оздоровительной работе, осуществляемой в группе и ДОУ. (воспитатели)
4. Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» Создать условия для творческого сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада. (Воспитатели, инструктор по физкультуре)
5. Стенгазета «Малыши-крепыши» 1. Расширить представление родителей об оздоровительной деятельности в группе, в д/саду.
6. Мастер-класс для родителей на тему «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» Познакомить родителей с разными видами гимнастики; способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях.
7.
И далее идет основной практический этап
3 Основной этап
Цель: приобретение родителями и педагогами опыта по созданию благоприятных условий в формировании представлений здорового образа жизни у детей в ДОУ и дома, создание единой системы оздоровительной деятельности в семье и ДОУ.
Задачи:
• Расширить и углубить представления семей о здоровом образе жизни.
• Помочь родителям приобрести (расширить) опыт совместной деятельности со своим ребенком по оздоровлению.
• Формирование у семей воспитанников потребности в освоении технологий оздоровления детей.
• Приобретение родителями и воспитателями знаний, практических умений и навыков осуществления совместной оздоровительной деятельности в семье и детском саду.
Ежедневная физкультурно-оздоровительная работа в группе и на прогулке.
Физкультурные праздники
Дни открытых дверей Дни и недели здоровья
Фотовыставки
Семинары для родителей
Консультации для родителей
Практикумы для родителей
Соревнования с родителями
У нас существует система физкультурно-оздоровительной системы в доу
• Использование вариативных режимов дня
• Психологическое соопрвождение
• Использование вариативных режимов дня
• Разнообразные виды организации режима двигательной активности
• Формирование основ гигиенических знаний и ЗОЖ:
1. Оформление «Уголка здоровья»
• ( В кратком и красочно оформленном виде родителям предлагались рекомендации:
• -Игры и упражнения, по оздоровлению и формированию здорового образа жизни ребенка, которые можно организовывать дома.)
• -Как с пользой провести выходной день с ребенком и т. д.
2. Мастер – класс для родителей «Приобщаем детей к здоровому образу жизни»
3. Фотовыставка «Оздоровительные традиции в семье» Распространение лучшего опыта семейного воспитания.
4. Спортивный праздник «Мой папа самый сильный» Привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада. февраль
5. Стенд «Сундучок бабушкиных рецептов» Обмен рецептами полезных блюд.
6. Круглый стол «Подвижные игры – забава или способ оздоровления ребёнка» Дать представление родителям, в какие игры целесообразнее играть с детьми.
7. Индивидуальные консультации педагога - психолога Консультирование родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка
8. Семинар - практикум по теме: «Профилактика нарушения зрения детей» Познакомить родителей с гимнастикой для глаз, самомассажем биологическиактивных точек на лице. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей.
9. Консультация «Путешествие с малышом» Обогащение педагогических знаний родителей о том, как сделать отдых с ребенком интересным и увлекательным.
. Консультация: «Закаливание маленького ребё нка: «за» и «против». Расширение и углубление представлений о сущности обсуждаемой проблемы.
10. Консультация для родителей «Спину прямо я держу» Познакомить родителей с причинами, влияющими на нарушения осанки. Разучить комплекс ЛФК при нарушениях осанки. Познакомить родителей с оборудованием для профилактики нарушения осанки. (Мячи, гимнастические палки, массажёры и т. д.)
11. Индивидуальное информирование родителей о достижениях детей за определенный период совместной оздоровительной работы.
Результат
• В результате реализации данных задач создана система совместных мероприятий, направленных на установление сотруднических отношений между родителями и педагогами по вопросам формирования навыков здорового образа жизни.
• Повысилась активность родителей в совместной с педагогом деятельности по формированию здорового образа жизни детей.
• Родители приобрели знания, практические умения и навыки осуществления совместной оздоровительной работы.
• Сформировался коллектив единомышленников
В дальнейшем мы будем продолжить работать над проектом «Взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни»