Казакова Наталья
Сохранение и укрепление здоровья — приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ (консультация для педагогов)
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. И одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Здоровье детей является абсолютной ценностью! В стенах дошкольного учреждения необходимо вести целенаправленную, систематическую физкультурно-оздоровительную работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, в том числе с использованием здоровьесберегающих технологий. Что же такое технология?
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья — приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОУ (консультация для педагогов)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Технология- это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость, включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.
- В технологию входят различные формы и методы, которые мы используем в своей работе.
- Технология-это некая совокупность приемов работы педагога
- Технология – это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.
- Результаты работы по технологии можно отследить, провести диагностику.
Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Задачи здоровьесбережения:
• сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
• создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
• создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения;
Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на три группы:
1 Технологии сохранения и стимулирования здоровья
2 Коррекционные технологии
3 Технологии обучения здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие технологии
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий Время проведения в режиме дня Рекомендации Особенности методики проведения
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг Не раньше, чем через30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы
Ритмопластика Не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка
Динамические паузы Во время занятий,
2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
Релаксация В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы
Технологии эстетической направленности Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса
Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Точечный самомассаж Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал
2. Коррекционные технологии
Арттерапия Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий
Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей
Технологии воздействия цветом Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Технологии коррекции поведения Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Психогимнастика 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам
Фонетическая ритмика 2 раза в неделю с младшего возраста не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. Возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений
3. Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
Проблемно-игровые ситуации
(игротреннинги и игротерапия) В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития
Самомассаж В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Схема работы воспитателя по физическому воспитанию и укреплению здоровья
детей 2-8 лет в течении дня
Время организации работы Содержание работы Длительность
Работа со всей группой
Утро
- перед завтраком
- перед НОД
- перед прогулкой
- утренняя гимнастика
-артикуляционная гимнастика
-дыхательная гимнастика
- пальчиковые игры
- точечный массаж
- упражнения для глаз
- игры малой подвижности
- хороводные игры
от 5-8 минут
2-3 мин
2-3 мин
2-3 мин
2-3 мин
2-3 мин
5-7 мин
5-7 мин
НОД
(вовремя, между)
-физминутки
- упражнения для глаз
- динамическая пауза (подвижная игра, танцевальные движения)
2-3 мин
2-3 мин
5-6 мин
Первая прогулка - подвижные игры на развитие разных видов движения
- спортивные игры и упражнения
- игры-эстафеты
- физические упражнения
- пальчиковые игры
- дыхательная гимнастика
- игры малой подвижности
- пешеходные прогулки,экскурсии
- русские народные подвижные игры 10-15 мин
до 10 мин
10-15 мин
до 10 мин
2-3 мин
2-3 мин
5-7 мин
в соответствии с возрастом до 10 мин
Перед обедом - гигиенические процедуры
2-3 мин
В течение всего дня
Перед сном - гигиенические процедуры
по 2-3 мин
После сна - гимнастика пробуждения, коррегирующая гимнастика
- «дорожка здоровья»
- самомассаж стопы
- закаливающие процедуры (воздушное закаливание, обширное умывание, хождение босиком)
- игры малой подвижности
до 10 мин
2-3 мин
2-3 мин
до 5 мин
до 10 мин
Вторая прогулка - подвижные игры малой и высокой активности
10 мин
Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми
Прогулка
(утро, вечер) - физические упражнения на развитие разных видов движений
- спортивные игры (игра в парах)
- «школа мяча» и «школа скакалки»
- спортивные упражнения
5-10 мин
После сна - артикуляционная гимнастика
- пальчиковые игры
- игры с нетрадиционным физкультурным оборудованием 2-3 мин
2-3 мин
5-7 мин
Вечер - игры малой подвижности, физические упражнения на развитие разных видов движений
индивидуально
Принцины здоровьесберегающих технологий:
— принцип «Не навреди!»;
— принцип сознательности и активности;
— непрерывности здоровьесберегающего процесса;
— систематичности и последовательности;
— принцип доступности и индивидуальности;
— всестороннего и гармонического развития личности;
— системного чередования нагрузок и отдыха;
— постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
— возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.