Ирина Каданова
Здоровье обучающегося — результат или «цена» образования
«Здоровье обучающегося – результат или «цена» образования?»
Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания.
Публикация «Здоровье обучающегося — результат или „цена“ образования» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Здоровье школьников наряду со знаниями, умениями, навыками, личностным ростом и т. п. является одним из показателей качества образования. Учебный процесс в школе совершенствуется с учетом возрастных, половых и индивидуальных возможностей детей. Содержание, методы и темп общения детей в школе не должны вызывать перегрузку, а в конечном итоге нарушения в состоянии их здоровья. Поэтому учет психофизиологических особенностей учащихся при организации обучения в начальных классах становится все более актуальной задачей в связи с широким экспериментированием в школе, введением инновационных режимов, изменением содержания и методики обучения. Оптимальным является обучение, обеспечивающее максимальный учебно-воспитательный эффект при сохранении благоприятной динамики работоспособности и функционирования ребенка.
Из чего складывается понятие здоровья? Безусловно, под здоровьем мы понимаем здоровье физическое или физиологическое. Оно характеризуется оптимальным и соответствующим возрасту развитием и совершенной работой всех органов и систем организма. Человек не должен страдать от болезней. Он должен быть сильным и выносливым. Иммунная система делает неизбежные в жизни каждого здорового человека инфекционные заболевания сравнительно редкими и протекающими легко.
Вторая составляющая здоровья - это высокий уровень интеллектуального развития, способность к постоянному самообразованию и самовоспитанию, стремление и умение в любом возрасте учиться и познавать мир.
Третья составляющая здоровья - здоровье психологическое, или нравственное, или социальное - умение контактировать с людьми, доброжелательность и уважение ко всем окружающим, готовность к сотрудничеству и способность к эффективной совместной деятельности.
Формирование мотивации к здоровому образу жизни у ребенка, прежде всего, зависит от родителей, но немаловажную роль может сыграть и школа, в частности учителя начальных классов. И именно школа с 1-го класса должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Учителям начальных классов необходимо учитывать основное требование педагогической валеологии – видеть единство между здоровьем, работоспособностью, утомляемостью и уровнем усвоения знаний.
Начальная школа требует при обучении обращаться к разнообразной форме мышления и чередованию видов деятельности, т. е. выполнять определенные дела в определенное время и создавать систему занятости.
Содержание школьных программ меняется главным образом в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. Постоянный рост учебной нагрузки учащихся в школах существовал в течение длительного периода.
Из факторов, влияющих на формирование здоровья детей, большое значение имеют не только объем нагрузки и организация учебного процесса, но и те условия, в которых он происходит.
Поэтому можно сделать выводы, что все то, что формирует эту среду, включая сами занятия, находилось в гармонии с детским организмом, соответствовало возрастным возможностям и особенностям детей и подростков. А этому может способствовать только учитель, не учитель-предметник, а учитель-воспитатель, думающий о здоровье каждого конкретного ребенка.
Сохранить высокую работоспособность помогают чередование различных видов деятельности, интерес. После фазы интенсивной работоспособности необходимо дать детям отдохнуть, отвлечься — тогда прибавится еще 5—10 минут эффективной работы и не будет резкого спада работоспособности.
Кроме того, в начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувственном восприятии. Поэтому необходимо учитывать все факторы учебного процесса — радость, удивление, длительность работы, объем материала и смену видов деятельности.
Большую роль в поддержании работоспособности на уроке играют здоровьесберегающие физкультминутки. В 1-м классе провожу физминутки дважды за урок на 10—15-й и 25—30-й минутах. Во время проведения физкультминуток осуществляю дополнительное проветривание класса. Средняя продолжительность физкультминуток — 40—60 секунд. В школе проводятся подвижные перемены на свежем воздухе.
Оздоровительные физкультурные мероприятия, применяемые в ходе внеклассной работы, содействуют укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащегося.
Это соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья», «Веселые старты».
Они содействуют сплачиванию детского коллектива, повышают физическую подготовленность учеников, в школе ведется активная внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной направленности.
Дни здоровья проводятся согласно плану работы школы 2 раза в год.
Ученики проходят ежегодный медицинский осмотр. В целях организации охраны жизни и здоровья обучающихся, во избежание несчастных случаев во время учебно-воспитательного процесса проводятся беседы и инструктажи в соответствии с инструкциями и приказами по ТБ и ОТ, разработанными в учреждении. Оформлены уголков по технике безопасности, оборудованы зоны отдыха.
Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.
Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов. Предупредить некоторые заболевания гораздо легче, чем лечить. Поэтому родители и учителя должны постоянно следить за формированием осанки у детей, за посадкой детей в классе с учетом зрения.
Задача школы - сохранить и по возможности укрепить здоровье детей.