Елена Синицына
Опыт работы «Здоровье и спорт для дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье является истинно человеческой ценностью. Из года в год растет число детей с ослабленным здоровьем, этому способствуют различные факторы: экологические, наследственные, социальные, а так же психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения.
Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Поэтому усилия работников дошкольной организации направлены на оздоровление воспитанников, культивирование здорового образа жизни среди подрастающего поколения.
Публикация «Опыт работы „Здоровье и спорт для дошкольного возраста“» размещена в разделах
Приобщение воспитанника к здоровому образу жизни является приоритетным направлением в деятельности образовательных организаций и каждого педагога. В Федеральном государственном образовательном стандарте одной из важных задач, стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Полученные дошкольниками представления о здоровом образе жизни, позволят им в дальнейшей жизни находить способы укрепления и сохранения своего здоровья. Желание быть здоровым есть у каждого человека, но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, одного желания мало. Нужно хорошо знать свой организм, иметь представление о том, что полезно и что вредно, а главное – активно о нем заботиться.
Дошкольный возраст самый благоприятный период для становления ценностей здорового образа жизни, поэтому в дошкольной образовательной организации необходимо создать условия, которые гарантируют охрану и укрепление здоровья воспитанников, и будут способствовать формированию привычки вести здоровый образ жизни. Здоровому образу жизни нужно учиться, а обучение дошкольников должно проходить в деятельности.
Для того, чтобы решить комплекс задач по здоровьюсбережению и созданию здоровьесберегающей среды применяем различные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья- динамические паузы, подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, самомассаж и т. д.
Технологии обучения здоровому образу жизни- игровые занятия с использованием методической литературы Г. К. Зайцева «Уроки Знайки», «Уроки Айболита», «Познай себя», «Уроки здоровья для дошкольников» (Л. В. Гаврючина программа «Здоровый малыш») и др., проблемные ситуации, игротерапия и т. д.
Медико – профилактические технологии- бассейн, закаливание, лечебно-оздоровительные мероприятия, профилактика ОРВИ и гриппа и др.
Для того, чтобы реализовать работу по ЗОЖ необходимо сформировать в дошкольной организации здоровьесберегающую среду, способную стать содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и главное безопасной. Здоровьесберегающая среда – это, прежде всего комплекс социально- гигиенических, психолого-педагогических, морально – этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, которые обеспечивают ребенку психическое и физическое благополучие. Данная среда должна удовлетворять потребности воспитанника и способствовать формированию у него представлений о здоровом образе жизни, помогать, лучше узнать свой организм, научиться бережно, относиться к своему здоровью и здоровью других людей. Все пособия, атрибуты, игры в дошкольной организации должны быть красочными, яркими, интересными, чтобы привлечь внимание детей и желание с ними действовать.
В ходе моей работы по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни, возникла идея о создании в группе многофункционального уголка «Страна здоровья».В каждой стране есть свой герб, такой герб появился и в нашей «Стране здоровья. В центре Солнце, как источник жизни на земле. В каждом цветовом секторе символы, составляющие основу нашего здоровья, это - спорт, гигиена и здоровое питание. Для ознакомления воспитанников с темой «Мой организм», в группе появился человечек - Кирюшка, который помог привлечь внимание к изучению человеческого организма. Информация на стенде «Советы Аскорбинки» постоянно обновляется, и размещается с помощью цветных картинок, из которых дошкольники узнают о способах закаливания, сохранения зрения и слуха, предупреждения плоскостопия и сколиоза, полезных и вредных привычках, а так же другая полезная информация по формированию представлений о здоровом образе жизни. В Стране Здоровья воспитанники получают представления о витаминах, правильном питании, знакомятся фруктами, овощами и продуктами, учатся классифицировать их, определяя их пользу и вред. Здесь дошкольники знакомятся с зубами, их ролью в жизни человека, полезных и вредных продуктах, наглядно видят, как выглядят здоровые и больные зубы, а так же учатся правилам ухода за зубами. Данный уголок помогает при проведении непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми по разделам «Человек», «Витамины и здоровая пища», «Здоровье наших зубов», «Культурно-гигиенические навыки». Для формирования привычки вести активный и здоровый образ жизни помогает оборудованный спортивный уголок с наличием стандартного и нестандартного физкультурного оборудования.
Чтобы привлечь внимание воспитанников, используем сказочные персонажи: Доктор Айболит, Аскорбинка и ее друзья, Королева зубная щетка, Микробы, Старуха Простуда и другие. Дошкольники любят, когда им читают книги, рассматривать картинки, поэтому возникла необходимость создать библиотеку художественной литературы и иллюстративного материала по здоровому образу жизни. Наличие развивающей здоровьесберегающей средыи системная деятельность в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении способствует формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни и подводит к осознанию вести такой образ жизни с детства.
На состояние здоровья дошкольников, благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни, как в детском саду, так и дома. Ориентируясь на своих родителей, ребенок развивается соответственно «картине» увиденного. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни должно проходить с малых лет не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Поэтому наши родители, стали активными участниками и помощниками, в деле оздоровления своих детей. Создание клуба «Здоровый дошкольник», цель которого, пропагандировать здоровый образ жизни и оказывать консультативную помощь, привлекло родителей, которые явились не только слушателями, но и активными участниками всех оздоровительных мероприятий. Созданный уголок здоровья, помогает представить родителям информацию по вопросам здорового образа жизни, проводить опросы и анкетирование.
Поделившись своим опытом работы в данном направлении, хочется заинтересовать других педагогов творчески подходить к созданию условий по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни.
Спорт в детском саду считается неотъемлемой частью дошкольного воспитания. Безусловно, растущий и развивающийся малыш должен заниматься физическими упражнениями но для этого требуется спортоборудование для детских садов. Спорт укрепляет здоровье и развивает сообразительность. С другой стороны существуют упражнения, благодаря которым развиваются творческое мышление и воображение малыша.
Таким образом, главной задачей спорта здесь является воспитание эмоционального восприятия жизни. Конечно, ребёнка совершенно нельзя представить без весёлых развлечений, увлекательных игр и интересных соревнований. Благодаря спорту можно воспитать характер ребёнка и волю. Физические упражнения создают определённый настрой и, как правило, побуждают интерес к самовыражению.
Одним из интересных детских соревнований является задание «Весёлая маршировка». В рамках задания детям предлагается выполнять разные движения, например, изобразить ходьбу на лыжах или на коньках. В данном случае дети могут по-разному выполнить предлагаемое задание.
Другой интересной игрой является детское соревнование, которое называется «Рисунок на спине». Итак, дети из одной команды должны подойти к малышам из другой команды и нарисовать у них на спинах какую-нибудь эмоцию, например грусть или смех. Конечно, потом дети меняются местами. Ещё одним интересным заданием является игра «Зарядка». Детям предлагается заняться зарядкой в такт смешному стишку.
При этом воспитатель может предложить любое подходящее стихотворение. Следует заметить, что существуют обязательные нормативы детского спорта, которых придерживаются все подобные учреждения. Более того, в детском саду отдельно проводятся игры и спортивные занятия. В определённые часы дети занимаются физическими упражнениями и играют на игровых площадках.
Необходимым подспорьем на занятиях, с использованием видов спорта, являются детские песни о спорте. Спортивные детские песни поднимают спортивный дух соревнований, бодрость, активность, волю к победе.
Спорт для детей, безусловно, важен. Ребенок легче будет переносить умственные нагрузки. Его нервная система будет менее восприимчива к раздражению, а иммунная система - к вирусам.
Таким образом, занятия по видам спорта в детском саду формируют у дошкольников зрительное, тактильное, сенсорное восприятие предметов, способствует развитию мелкой и крупной моторики, а также развитию речи, пополнению словарного запаса, ориентировки в пространстве, мышления, памяти.