Елена Шушакова
«Волшебные точки здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить родителей игровым приёмам массажа и самомассажа. "Здоровье детей с детства через игровой массаж в ДОУ и дома". Теоретическая часть. 1 слайд. Тема нашей встречи сегодня «Здоровье наших детей с детства через игровой массаж в ДОУ и дома». На здоровье человека по мнению отечественных и зарубежных исследователей оказывает ряд факторов, вы видите на экране. 2 слайд. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
Публикация «„Волшебные точки здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Роль взрослого заключается в организации условий, сберегающих здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающих у него ценностное отношение к своему здоровью. Именно здоровый образ жизни должен стать первейшей потребностью ребенка сегодня и в будущем. Поэтому важно, начиная с детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, данная человеку природой. У детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”.
3 слайд. И во время выполнения утренней гимнастики, и на занятиях по физической культуре мы убеждаем детей в необходимости ежедневного выполнения необходимого минимума движений. Дети усваивают, что дыхательные упражнения и точечный массаж «волшебных точек» помогают им уберечься от простуды, аэробика развивает чувство ритма и красоту движений, йога помогает нашему телу стать более гибким, массаж помогает движению крови в нашем организме и т. д. Все это, вместе взятое, улучшает самочувствие человека, а, значит, сохраняет и укрепляет наше здоровье. Сегодня мне бы хотелось подробнее остановиться на игровых массажах и самомассажах, которые полезны не только больному, но и здоровому человеку. И если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребенок может этому научиться только от взрослых. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладонях рук и подошвах ног находятся своеобразные сигнальные точки почти всех органов нашего организма. Именно поэтому нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком – бессознательно посылая положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам.
Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно превращаясь в персонажа сказки, выполняют его в форме путешествия по своему телу. 4 слайд. Обучаем детей не надавливать с силой на указанные точки, а массируем их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. При массаже пальцев рук следует использовать следующие приемы:
1) вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
2) растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.
При массаже других частей тела используются приемы:
• поглаживание,
• растирание,
• разминание,
• поколачивание.
В процессе выполнения массажа
6,7 слайд. У детей формируются определенные знания правил его выполнения в разных направлениях (в образовательном, в оздоровительном и в воспитательном).
Начиная с начала учебного года, мы с детьми начали использовать следующие виды массажа:
8 слайд. массаж стоп:
• ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам;
• самомассаж стоп (после сна в игровой форме «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках, как на ладошках»);
• катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры, самодельные тренажеры).
9 слайд. Для снятия усталости ног нужно сто раз ударить кулаком по подошвам ног – японское упражнение «Стократное ударение по подошвам ног».
10 слайд массаж рук и пальцев рук:
• самомассаж в игровой форме «Строим дом», «Прогулка»;
• многочисленные пальчиковые гимнастики;
• массаж рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов;
11 слайд Связь пальцев с органами:
• Лечебные игры На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все потешки, игры – не что иное, как массаж в игре. Вспомним всем известную потешку «Сорока – белобока кашку варила», круговые движения взрослым пальцем по детской ладони стимулируют работу желудочно-кишечного тракта малыша. На центре ладони – проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массаж. Затем увеличивая круги (по спирали к внешним контурам ладони) вы «подгоняете» толстый кишечник. Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавляет от запоров).На словах «этому дала, этому дала…» каждый пальчик вашего малыша надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца, потом безымянный: он для хорошей работы нервной системы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного – желудка. Большой палец не случайно оставляют напоследок: он отвечает за работу головного мозга. Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать. А надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Существует еще одна самая забытая из «лечебных игр».
Игра строится - от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца: - Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы.
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса :
- Здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему.
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб: - Здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили "массаж легких") :
- Здесь вода горячая.
- А тут кипяток! - Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение. 12 слайд Скорая помощь: (только на слайде)
o при сердечном приступе рекомендуется надавить большим пальцем в центр ладони;
o утоление нервной усталости – массаж мизинцев до полного расслабления;
o сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем – улучшает запоминание важных вещей;
o устранение психической напряженности – круговые движения орехами в каждой ладони; сцепить руки над головой, наклонять тело в обе стороны попеременно;
o проверка функции печени – при напряженных разогнутых пальцах руки согнуть указательный в виде крючка;
o активизация функции печени – растягивать зацепленные друг с другом указательные пальцы в противоположные стороны перед грудью;
• простуда, зубная боль, переутомление глаз, желудок, кишечник, красивая кожа – точка между большим и указательным пальцем, нажимать большим пальцем другой руки или орехом делать круговые движения (30 раз для точки каждой руки).
А так же мы используем
13 слайд. массаж спины, массаж тела и ног:
14. Упражнения для красивых глаз. (выполнение с родителями)
4. Внутренние уголки глаз нажать большим и указательным пальцами 2-3 раза, одноминутное нажатие.
5. Наружные уголки глаз нажать большими пальцами 2-3 раза, одноминутное нажатие.
15 слайд. Спасибо за внимание!
Сегодня мы с вами познакомимся с простейшими игровыми приемами массажа, самомассажа, парного массажа, доступными и интересными детям дошкольного возраста. Поскольку, для того, чтобы вы могли оздоравливать ребенка в домашних условиях, могли научить этому детей, необходимо в первую очередь самим владеть этими игровыми массажными технологиями в совершенстве. Прошу пройти всех в зал (вместе с детьми) и перейдём к практической части.
Практическая часть.
Все собрались! Все здоровы!
массаж выполнять, поиграть вы готовы?
Ну, тогда не ленитесь, на разминку становитесь!
Начнем с того, что утром в выходной день Вам хочется понежить, приласкать своего ребенка - Просыпательная гимнастика «Кошечка», ведь чтобы совсем проснуться, нужно потянуться.
«Массаж» и «Массаж живота». Поглаживаем животик по часовой стрелке, пощипываем и похлопываем кулачком, ребром.
«Массаж области груди». Выполняется сидя, ноги согнуты «по – турецки». Поглаживаем область грудной клетки со словами: «Я хорошая, милая, чудная, прекрасная, (учим любить себя). «Массаж головы». "Мытье головы". А. Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в направлении: 1) от лба к макушке; 2) от лба до затылка; 3) от ушей к шее. Б. Пальцы слегка согнуть, чтобы поверхность ногтей и первых фаланг плотно соприкасалась с поверхностью головы за ушами. Массаж производить обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке. "Расчесываемся". Пальцами правой руки массируем голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем пальцами левой руки – от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у линии роста волос (большие пальцы – по средней линии). В такой позе интенсивно массировать голову ото лба к шее и обратно. Вымыли голову, потом причесали.
«Массаж рук». Трем ладошки до сильного тепла. Трем рекой - мочалкой всю руку до плеча, затем смываем водой. Впереди у нас массаж (выполняется в паре) – массаж “Зайкин огород” Был у зайки огород,
Ровненьких две грядки. (Плотное поглаживание от плеча до кисти)
Там играл зимой в снежки, (легко стучит пальцами по раскрытым в сторону рукам)
Ну, а летом в прятки. (прячет кулачки под ладонь партнера)
А весною в огород, Зайка с радостью идет! (“Пружинки”, зайчик прыгает на месте)
Но сначала все вскопает, (вращательные движения кулачками по спине)
А потом все разровняет, (расчесывать спину сверху вниз)
Семена просеет ловко (берет “зайчика” за кисти и трясет)
И пойдет сажать морковку. (“Пружинки”)
Ямка – семя, ямка – семя, (собирает в щепотку кожу на спине одной рукой, а в центре нее ставит “точку” другой рукой)
Закопает, разровняет
И глядишь, на грядках вновь вырастут горох, морковь. (Поднимает свободно опущенные руки за второй, третий и т. д. пальцы поочереди)
А как осень подойдет, урожай свой соберет. (Ребром ладоней гладит спину сходящимися движениями рук)
Все собрал. И как раз – здесь закончился рассказ! (Плотно проводит руками по контуру тела от макушки до щиколоток)
Следующая игра - массаж «художники», рисуем на спине. Оставайтесь в парах. Договоритесь между собой, кто первый будет рисовать, а кто отгадывать рисунок, проверим друг друга по карточкам.
Правило игры: художник выбирает карточку с картинкой, которую будет рисовать, передаёт её таким образом, чтоб рисунок было не видно, когда рисунок будет завершён, вы угадываете, называете, затем проверяете по карточке правильно ли вы угадали картинку художника.
Садимся в круг.
– Подходи ко мне дружок и садись скорей в кружок.
Давайте послушаем тишину.
Массаж «Тишина»
1-2, 1-2 вот и кончилась игра, а раз закончилась игра, наступила ти-ши-на.
«Пластилин»
Участники разбиваются на пары: один «скульптор», второй «пластилин». Сначала всем дается общее задание «вылепить» кошечку. «Лепить» нужно, осторожно дотрагиваясь до разных частей тела, «перемещая» их в пространстве. Когда «кошка» будет «вылеплена», можно «слепить» скульптуру по своему желанию.
Расслабление «Шалтай, болтай висел на стене». Спасибо всем участникам! До новых встреч!