Жданова Марина Александровна
Мероприятие в старшей группе «Защитники Отечества»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка, по формированию у детей духовно- нравственного воспитания в рамках решения задач по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе дошкольного возраста
Тема: «Защитники Отечества».
Автор:
Коршикова Марина Георгиевна – воспитатель
высшей квалификационной категории
Жданова Марина Александровна – воспитатель
первой квалификационной категории
Публикация «Мероприятие в старшей группе „Защитники Отечества“» размещена в разделах
Аннотация:
Данная методическая разработка посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников. Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Данная методическая разработка позволяет совершенствовать духовно-нравственное воспитание в ДОО, как части единого процесса подготовки юного поколения и формирования у них важнейших общечеловеческих, моральных и других качеств, умения реализовать их в различных видах деятельности.
При реализации данной темы используются следующие пособия: плакаты «Виды войск», «Виды военной техники», дидактические игры «Найди пару», «У кого какая техника?», мнемотаблица «Военный», а также DVD «Уроки тётушки Совы. Быть военным – это гордость!» и многое др.
Методическая разработка полезна в использовании воспитателям дошкольной организации в занятиях, а так же детьми в самостоятельной и игровой деятельности.
Введение
Проблема: Воспитание патриотизма - это достаточно сложная задача, так как в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания. Во все времена славилась наша страна своими защитниками, которые охраняли и оберегали нашу Родину. Рассказывая дошкольникам о защитниках Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости и любви к своей Родине. Данный материал поможет в воспитании патриотизма, гордости за свой народ, армию, Родину, в желании быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.
День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен.
Тема «Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают информацию из телевизионных передач о терроризме, насилии. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы Родины, прославивших Россию с древних времён до нашего времени.
Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его честности, ответственности, доброты, готовности служить Отечеству и т. д. По признанию психологов и педагогов (А. Г. Асмолов, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) период от рождения до поступления в общеобразовательное учреждение имеет решающее значение для дальнейшего развития ребенка. Утрата культурных ценностей народа и равнодушное отношение к опыту прошлых поколений объясняется отсутствием знаний и неразвитость чувств детей, что приводит к без духовности и эмоциональной глухоте. Патриотическое воспитание — процесс формирования знания человека, любящего землю, где он родился и рос, свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
Авторская новизна данной методической разработки заключается в возможности применения ее на практике. Представленный материал, предлагаемый в игровой форме, может использоваться в работе воспитателей ДОО.
Возрастная группа : старшая группа.
Цель: развитие системы комплексного и непрерывного духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе закрепления представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину.
Задачи:
1. Уточнить, обогатить и расширить знания и представления детей об Армии, о защитниках Отечества, о военной технике; закрепить знания детей о наземной технике, воздушной технике и водной технике; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
2. Активизировать мышление детей посредством:
- развития способности к определению задач на основе поставленной проблемы,
- развития у детей способности к созданию задуманного продукта.
3. Активизировать речь детей, через развитие умения организовывать свои действия и действия других:
- активизировать словарный запас по теме "Военная техника";
- развивать связную речь;
- закрепить умение отвечать полным предложением, грамматически правильно его оформлять
4. Развивать самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками.
Предварительная работа:
в детском саду с воспитателей с детьми - беседа о Родине, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками на военную тематику, рассматривание предметных картинок о родах войск, знакомство с произведением Сергея Михалкова «Дядя Стёпа», «Дядя Стёпа милиционер». Заучивание стихотворения М. Исаковского «Навек запомни», чтение детям стихотворения З. Александровой «Дозор», баллады К. Симонова «Сын артиллериста», рассказов С. Баруздина «За Родину!», «Слава». Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлевской стены» и репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри».
с родителями и детьми – экскурсии по улицам нашего города, где расположены памятники ; показать детям армейские фотографии папы.
Создание среды для организации и проведения НОД: интерактивная доска, проектор, камера, гелиевый шар в форме самолета, иллюстрации с изображениями военных, раздаточный материал для ориентировки на листе, мяч, магнитная доска, мольберт, музыкальная колонка.
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: демонстрация фотографии, создание проблемной ситуации, возможность высказать способы решения.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, игры, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей, создание проблемной ситуации, анализ и выводы, физкультминутка.
3. Приемы организации практической деятельности детей: ситуация выбора элементов для работы, организация продуктивной деятельности.
4. Приемы поддержания интереса у детей: игровые ситуации, ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности, возможность применения личного опыта.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.
Виды детской деятельности в НОД:
Коммуникативная.
Продуктивная.
Игровая.
Двигательная.
Познавательно-исследовательская.
Ожидаемые результаты.
- расширять словарь по теме: “День Защитника Отечества” (армия, Родина, профессия, пехотинец, подводник, танкист, пограничник, десантник, летчик, моряк; защищать, охранять, беречь, служить, работать; трудный, опасный, государственный, осторожный, нужный и т. д.);
- проявление эмоциональной отзывчивости,
- развитие свободного общения с взрослым и со сверстниками,
- автоматизация сонорных звуков в слогах и словах, развитие диалогической речи, речевого слуха, артикуляционной и мелкой моторики, координация речи с движением;
- развитие способности создавать задуманные продукты.
Критерии оценки:
1. Активность.
2. Эмоциональность.
3. Настойчивость в нахождении выхода из проблемной ситуации.
4. Аргументирование своих высказывание и действий.
5. Взаимодействие с участниками НОД.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Содержание
«Защитники Отечества».
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Вводная часть
Создание благоприятного психологического климата звучит армейский горн.
Воспитатель:
- Ребята вы слышите, что это за звук?
Дети:
- Это сигнал на утреннее построение солдат
Воспитатель:
Мы пока еще ребята,
А шагаем, как солдаты!
Будем в армии служить,
Будем Родину хранить.
Воспитатель:
- На месте стой! Раз, два! Налево! Раз, два!
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята!
Дети:
- Здравия желаем!
Воспитатель:
- Скажите, а почему вы мне так ответили?
Дети:
- Потому что, солдаты так приветствуют друг друга и желают здоровья. Звучит армейский горн.
Дети отвечают на вопросы
Дети маршируют и
проговаривают речё вку:
Дети здороваются
Дети отвечают на вопросы
Постановка проблемы.
Воспитатель: - Ребята, сейчас я вам загадаю загадки и вы поймете, о ком мы с вами сегодня будем вести разговор.
Воспитатель:
Любит он на море качку,
Ходит тихо он, в раскачку,
Бородой подчас зарос,
Старый, доблестный (Матрос)
Я – на войне боевая машина,
Сильная, смелая, несокрушимая. (Танк)
Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он имеет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу. (Пограничник)
Под водой железный кит,
Днем и ночью он не спит.
Днем и ночью под водой
Охраняет мой покой. (Подводная лодка)
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю. (Вертолет)
Зонтик я – весь белый-белый,
Я большой и очень смелый.
Я по воздуху летаю,
С облаков людей спускаю. (Парашют)
Воспитатель:
- Все загадки отгадали. Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?
Дети: о военных.
Дети: о солдатах.
Дети: о Защитниках Отечества
Воспитатель:
- Вы знаете, кто такие Защитники Отечества?
Дети: это военные.
Дети: Защитники Отечества — это солдаты, которые защищают свой народ, свою Родину.
Дети: это мужчины.
Воспитатель:
- А какими качествами должен обладать защитник?
Дети:
- Должен быть сильным, смелым, храбрым, …
- А еще он должен быть находчивым, внимательным, должен уметь принимать важные решения.
Воспитатель:
- Правильно ребята!
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было. (Войны)
Воспитатель:
- Ребята нам на электронную почту пришло письмо, давайте посмотрим о чем там говорится.
Видеообращение солдата Российской Армии:
Солдат: «Дорогие ребята, мы живем с вами в прекрасной, богатой стране, с необъятными полями, лесами, реками! Поэтому во все времена у Руси было много врагов, которые хотели захватить нашу страну, заставить работать на себя русский народ. И во все времена наша Родина поднималась на борьбу с врагами.
Мы знаем, что любовь к своей стране, своей Родине воспитывается с самого раннего детства. Для того, чтобы в будущем вы могли стать достойными, храбрыми защитниками своей страны, надо многое знать и уметь. Для этого уже сейчас вы можете пройти специальную подготовку, выполнить задания, которые помогут вам стать настоящими патриотами»
Воспитатель: - Ребята, ну что, вы готовы выполнить задания?
Дети: - Да!
Воспитатель: - В самом начале нашего пути, я хочу у вас знать, скажите, вас можно назвать защитниками?
Дети: - Конечно!
Воспитатель: А кого вы защищаете?
Дети: - Малышей, девочек… .
Дети отгадывают загадки.
Правильные ответы появляются на интерактивной доске.
.
Дети высказывают свои предположения
Дети отвечают на вопрос
Дети отвечают на вопрос
Дети отвечают на вопрос
Воспитатель зачитывает стихотворение
Раздается звуковой сигнал на телефон воспитателя.
На проекторе появляется летящий конверт.
На экране появляется изображение Солдата.
Ответы детей.
Ответы детей.
2. Основная часть
Воспитатель: - Защита – это не всегда применение силы, борьбы, но и помощь, оказание услуги, внимания, предупреждения об опасных ситуациях – это тоже защита здоровья, а порой и жизни. Давайте посмотрим на эти картинки. Кого вы здесь видите?
Дети: - Военных.
Воспитатель: - Правильно, это военные различных рода войск нашей армии. А нужны они для того, чтобы защищать свою родину и на море, и на суше, и в воздухе. Давайте познакомимся с ними поближе, Вы знаете какие виды войск существуют в нашей Армии?
Дети: - Сухопутные, военно-воздушные, военно-морские,
Воспитатель: - Правильно. Но еще есть - воздушно-десантные, космические.
Воспитатель:
- Ребята, что вы слышите?
Дети: - Шум, гул.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, к вам прилетел самолёт с грузом. К нему прикреплены конверты с заданиями, которые надо пройти.
Воспитатель: - Ребята, вот и первое задание. Вам необходимо сесть за столы. Посмотрите, перед каждым из вас лежит конверт, в котором находятся разрезные картинки, на которых изображена военная техника. Ваша боевая задача – собрать правильно рисунок и сказать к какому роду войск она относится.
Уточнения воспитателем
Дети отвечают на вопрос
На интерактивной доске после ответов детей появляются картинки с изображением рода войск и техники.
В помещении раздаётся гул самолёта
Под звук летящего самолёта, появляется гелиевый самолёт, к которому прикреплены пронумерованные бумажные конверты.
Воспитатель снимает с самолета конверт с номером №1.
Дети рассаживаются за столы.
1. Последовательность перехода от одного выполненного задания к другому осуществляется согласно смене видов детской деятельности. Это учитывается при составлении конспекта.
2. Работа с заданиями начинается и заканчивается по слову воспитателя. По сигналу дети начинают одновременно выполнять работу, воспитатель наблюдает за ними, дает дополнительные словесные указания, объяснения, исправляет ошибки.
3.
Дидактическая математическая игра «Военная техника»
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, уважения к Российской армии; систематизация знаний детей о военной технике и роде войск.
Задачи:
1. Развивать внимание, память, усидчивость, мелкую моторику, образное и логическое мышление.
2. Обогащать словарь детей
3. Закрепить счет в пределах 10.
4. Воспитывать у детей интерес к военной технике.
Атрибуты. 12 карточек
Ход игры:
На конвертах изображены картинки подсказки (изображение техники).Ребенок собирает картинку из отдельных частей опираясь на числовой ряд.
Воспитатель: :- Молодцы! Вы справились с заданием!
Воспитатель:
- Ребята все военные – физически развитые люди, делают много физических упражнений для поддержания бодрости духа и крепкого здоровья. Давайте и мы с вами выполним упражнение “Солдатик”.
Дети выходят в центр группы и становятся в круг.
Физминутка: «Солдатик» (под музыкальное сопровождение) :
Цель: Развитие координации и речи. Ход:
Встанем смирно, без движенья,
Начинаем упражнения:
Руки вверх подняли – раз! (Дети поднимают руки вверх)
Выше носа, выше глаз.
Упражнение второе,
Положенье рук иное.
Будем делать повороты, (Дети ставят руки на пояс и делают повороты туловища)
Выполнять с большой охотой.
А третье у нас упражнение –
Руки к плечам круговые движения.
Вперёд-вперёд, назад-назад.
Это полезно для наших ребят.
На ноги свои обрати ты внимание. (Дети выполняют приседания)
Делай глубокие приседания!
На одной ноге постой-ка, (Дети выполняют стойку на одной ноге)
Будто ты солдатик стойкий.
Воспитатель: - Военные -это сильные, смелые, отважные люди. Русские воины всегда отличались ловкостью, смелостью, находчивостью и выдержкой. Об этом хорошо говорится в пословицах
Воспитатель: - Ребята, вот и второе задание. Вам необходимо закончить пословицы.
Кто Родине верен, (тот в бою примерен).
Смелость (города берет).
Кто с мечом к нам придет, (тот от меча и погибнет).
Солдат спит, (а служба идет).
Умелый боец (везде молодец).
Маскировка – (это хитрость и сноровка).
Офицер в (доблести пример).
Тот герой, (кто за Родину горой).
Тяжело в учении – (легко в бою).
Родина – мать, умей её (защищать).
Воспитатель: - Молодцы вы справились! Каждый солдат хорошо ориентируется на местности: в лесу, поле, в небе и в море. Для этого он использует карту.
Воспитатель: - Ребята, вот и третье задание. Вам необходимо составить карту размещения военной техники. Для этого вам надо сесть за столы и выполнить следующее задание, которое называется «Что где?»
Воспитатель снимает с самолета конверт с номером №2.
Дети проговаривают концовки пословиц.
На проекторе появляется карта.
Воспитатель снимает с самолета конверт с номером №3.
Дети рассаживаются за столы.
Индивидуальная и подгрупповая работа
Игра на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двумерном пространстве) «Что где?»
Цель: развитие пространственных представлений и ориентации у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: формировать умение ориентироваться на плоскости.
Оборудование: картинки военных и военной техники.
Описание игры: В этой игре принимают участие все дети. Они сидят друг напротив друга, отгородившись ширмой. У каждого одинаковый набор картинок (самолета, танка, корабля, танкиста, летчика, моряка) и основная белая карточка размера А4. Каждый ребёнок выкладывает картинки на своей карточке в точности по инструкции. Затем, убрав ширму, дети могут сравнить оба игровых поля.
Ход игры:
Воспитатель: - Перед каждым из вас на столе лежит пустая карта и картинки самолета, танка, корабля, танкиста, летчика, моряка. Вам необходимо расположить военную технику так, как я буду называть.
- В центре листа поставим танк (показывает образец). Как называют военного который управляет танком? (Ответы детей – танкист). Посадите его в танк.
- В верхнем правом углу листа расположите самолет. Как называют военного который управляет самолетом? (Ответы детей – лётчик). Посадите его в самолет.
- В левом нижнем углу листа расположите корабль. Как называют военного который служит на корабле? (Ответы детей – моряк). Посадите его в корабль.
Воспитатель: - Молодцы вы справились!
Чтобы нам не уставать, предлагаю поиграть! Становитесь в круг скорее. У меня в руках мяч, я буду вам говорить словосочетание и бросать его, тот к кому попадет он в руки должен произнести данное предложение во множественном числе. Например, я вам говорю :
Отважный солдат – отважные солдаты.
Смелый летчик – (смелые летчики).
Железная каска – (железные каски).
Быстрая ракета – (быстрые ракеты).
Военный корабль – (военные корабли).
Взлетная полоса – (взлётные полосы).
Мужественный моряк – (мужественные моряки).
Воспитатель: - Предлагаю вам отгадать загадку.
По ветру вьется полотно,
К шесту оно прикреплено,
У полотна три цвета.
Кто ответит, что же это?
Дети: - Флаг.
Воспитатель: Правильно. В каждой стране есть свой флаг. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.
Флаг – (давайте его рассмотрим) это прямоугольное полотно, которое состоит из трёх горизонтальных полос разных цветов.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что означают цвета нашего флага?
Дети: - Белый — мир и чистота.
Дети: - Синий — верность, небеса.
Дети: - Красный — мужество, отвага.
Воспитатель: Ребята, вот и четвертое последнее задание. Вам необходимо нарисовать флаг России. Для этого вам надо сесть за столы.
Дети выходят и становятся в круг
Дидактическая игра «Один – много».
Цель: научить детей образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
Дети отвечают.
Дети отвечают.
На проекторе появляется изображение флага РФ
Дети отвечают.
Воспитатель снимает с самолета конверт с номером №4.
Дети садятся за столы и под музыку выполняют задание.
Художественно-эстетическая деятельность
«Флаг России»
Цели: Закрепить знания о Государственной символике России. Учить рисовать предметы прямоугольной формы.
Задачи: Упражнять в умении раскрашивать российский флаг аккуратно, используя прием растягивания краски слева направо. Развивать патриотические, этические и эстетические чувства. Вызвать интерес к изучению российского флага, как символа страны.
Материал: изображение Государственного флага России (фотография); рисунок – образец; альбомные листы, кисти, акварель, баночки, салфетки, подставки для кисточек, клеенка на столы.
Деятельность воспитателя Деятельность воспитателя
3. Заключительная часть
Воспитатель: - Молодцы! Вы достойно справились со всеми испытаниями! А что вам помогло?
Дети: - Смекалка, ум.
Дети: - Терпение.
Воспитатель: - Ребята, а что вам больше всего понравилось?
Дети: - Мне понравилось выполнять упражнение «Солдатик».
Дети: - Мне понравилось выполнять упражнение «Карта».
Дети: - Мне понравилось выполнять задание «Один – много»
Видеообращение Солдата.
Солдат: - Дорогие ребята! Я верю в то, что вы вырастете смелыми, сильными и, горячо любящими свою Родину, настоящими Защитниками Отечества!
Дети отвечают.
Дети отвечают
Дети отвечают
На проекторе появляется Солдат
Звучит торжественная музыка, залпы салюта.