Елена Байдаченко
Сценарий мероприятия «Защита прав и достоинств ребёнка. Закон и мы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Защита прав и достоинств ребёнка. Закон и мы»
Цель: Ознакомить родителей с правами детей, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка.
Расширить представления о правах ребёнка функциях родителей по их исполнению и защите.
Задачи: Выявить противоречия и проблемы, приводящие к ущемлению или нарушению прав несовершеннолетних;
Публикация «Сценарий мероприятия „Защита прав и достоинств ребёнка, Закон и мы“» размещена в разделах
- Права детей. Сценарии развлечений
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2020
осмыслить ситуации, в которых права ребенка могут нарушаться, и научиться выстраивать свои собственные действия в связи с потенциальной необходимостью защиты этих прав.
Оборудование: проектор, экран, компьютер для показа презентации; «Памятка для родителей», тест «Хорошие ли вы родители»; приложение - статьи из Конвенции о правах ребёнка; пробковая доска, материал для ситуативной игры «Дом»; свеча.
Подготовка к собранию: анкетирование родителей по правовой тематике.
Анкетирование родителей:
Назовите известные Вам законодательные документы о правах ребенка.
Какие органы и учреждения призваны заниматься охраной прав и законных интересов ребенка?
Приходилась ли Вам прибегать к изучению их содержания?
Сформулируйте известные Вам права ребенка.
Нарушались ли права Вашего ребенка в семье. Какие?
Нарушались ли права Вашего ребенка в школе. Какие?
Как в Вашей семье происходит формирование правовой культуры детей?
Ход мероприятия.
Вступительное слово:
Здравствуйте, дорогие родители!
Мы рады приветствовать вас и благодарны вам за то, что вы нашли время для нашей сегодняшней встречи. Сегодня мы с вами поговорим о правах. Актуальность вопросов проблемы прав человека в современном мире, мы думаем, не вызывает у присутствующих никаких сомнений. И предлагаем начать собрание с определения понятия «право».
Слайд № 1
Что такое право?
(выслушиваются ответы родителей)
Право - это совокупность обязательных правил, установленных или санкционированных государством.
Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Он свято верит в нашу любовь и доброе отношение и очень надеется на нашу защиту.
Слайд № 2
Как вы считаете, кто играет ведущую роль в воспитании ребёнка: школа, родители, социальная среда?
(выслушиваются ответы родителей)
Слайд № 3
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ, телевидение - 30%, школа - 10%, улица - 10%.
Слайд № 4
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Известный русский педагог В. А. Сухомлинский по этому поводу сказал следующее: «Отец и мать создают новое существо - сына, дочь. Это самое высокое, бессмертное творчество. Путь к бессмертию заключается здесь в том, чтобы повторить в своих детях самого себя, но повторить на высшей основе - воспитать человека лучше, чем ты сам». о
Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне, поэтому необходимо правовое воспитание родителей.
Слайд № 5
"Воспитание родителей" - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.
Слайд № 6
В правовом воспитании различаются три уровня нормативно-правовых материалов.
1-й уровень - международный:
•Декларация прав Ребенка (принята ООН в 1959 году): Декларация - “провозглашение”: носит не столько законодательный характер, сколько “характер нравственного ориентира”.
• Конвенция о Правах Ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года);
Признавая ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-
летнего возраста, она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права.
Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его “в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности”.
Нормы, зафиксированные в ней, служат ориентиром для государств в разработке собственных программ в отношении детей. Конвенция определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права.
Слайд № 7
Четыре принципа осуществления прав детей и сформулировала цели их международно-правовой зашиты.
• Первый принцип: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития (материального и духовного). Голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования.
• Второй принцип: ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии.
• Третий принцип: ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, но он должен быть огражден от всех форм эксплуатации.
• Четвертый принцип: ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения.
Слайд № 8
2-й уровень нормативно-правовых документов регулирует права ребенка в государстве:
• Конституция Российской Федерации. ст. 38,42
• Гражданский кодекс Российской Федерации (некоторые разделы, например, раздел о дееспособности несовершеннолетних детей). „
• Семейный кодекс РФ ст. 61 “Равенство прав и обязанностей родителей”, ст. 63 “Права и обязанности родителей по воспитанию и
образованию детей”, ст. 64 “Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей”, ст. 65 “Осуществление родительских прав”
Слайд № 9
3-й уровень нормативно-правовых документов регулирует права ребенка в различных социальных сферах:
• Федеральная президентская программа “Дети России”, в составе которой целевые программы “Дети-инвалиды”, “Дети-сироты”, “Дети Севера”, “Дети Чернобыля”, “Дети Хакасии-2001 г. ”, “Планирование семьи”, “Одаренные дети” - утверждена Указом Президента РФ от 18.08.94 г. № 1696;
• Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” - принят 28.06.95 г.
• Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” - принят 24.07.1998 года, действует в редакции от 20.07. 2000 года.
Слайд № 10
Почему необходимо помочь каждому ребёнку узнать о своих правах? (выслушиваются ответы родителей)
Слайд № 11
Все права, провозглашенные в КПР, условно классифицируются в 4 группы:
Права, связанные с выживанием
Права, связанные с защитой
Права, связанные с развитием
Права, связанные с участием
2. Работа родителей в группах.
Задание для родителей: распределить предложенные статьи КПР по 4 группам.
(выслушиваются ответы родителей)
Слайды № 12
3. Подведение итогов работы в группах.
Наши дети имеют много прав. Их соблюдение зависит не только от взрослых, необходимо напоминать детям, что рядом с ними живут другие люди, обладающие точно такими же правами. Права одного человека не должны ущемлять права другого человека.
4. Разбор проблемных ситуаций.
Слайд № 13
Поговорим о следующем праве - право на неприкосновенность жилища (ст. 16 и 1). Дом для человека много значит. Не зря народная мудрость доказывает нам это пословицами и поговорками: «Дома стены помогают. Без четырех углов дом не строится. Дом как полная чаша. В гостях хорошо, а дома лучше. Родительский дом - начало начал».
Под словом «дом» мы понимаем дом, в котором живем, не только крышу над головой, которая защищает от непогоды и непрошенных гостей, но и место, где родились.
Ситуативная игра «Дом».
Перед вами план дома и условное обозначение семьи: мама - красный кружок, папа - синий кружок, старший ребёнок - большой квадратик и младший ребёнок - квадратик поменьше. Стандартная семья. Где находятся члены семьи в доме после работы и учёбы? Чем занимается каждый? Как распределяются обязанности по дому? (выслушиваются ответы родителей)
Давайте попробуем построить идеальную модель семьи.
Слайд № 14
Итак, главное право каждого человека - это право на жизнь. Наши дети имеют много прав. Их соблюдение зависит не только от взрослых. Необходимо напоминать детям, что рядом с ними живут другие люди, обладающие точно такими же правами. Права одного человека не должны ущемлять права другого человека.
Было в древности государство Спарта - вы слышали о нем на уроках истории. Спарта славилась своими непобедимыми воинами - выносливыми, сильными, здоровыми, неустрашимыми! Как только рождался мальчик, его осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если больной, слабый - он не нужен Спарте. А ведь слабый ребенок если будет тренироваться, может вырасти большим ученым или талантливым художником. Просто надо лечить, слабому помогать. «Каждая страна, - так написано в конвенции, - должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам».
Мы так привыкли к тому, что у каждого человека есть собственное имя, данное при рождении. Однако в истории были времена, когда человека лишали даже такого права. Помните, наверное, что дети, находящиеся в концлагерях во время II войны, имели номера на руке, а не имена.
Поэтому ООН в 1945 г. в Декларации прав человека было зафиксировано право человека на собственное имя, как одно из важной составляющих его индивидуальности.
Слайд № 15
Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.
Слайд № 16
6. Рефлексия.
Дорогие родители!
Мы думаем, что сегодняшнюю нашу встречу можно завершить необычным для вас приёмом. Передавая свечу, предлагаем вам закончить следующие фразы:
Теперь я знаю.
Мне больше всего запомнилось.
Сегодня я понял (а, что.
Слайд № 17
И помните - каждый ребёнок имеет право на счастье.
Предлагается заполнить анкеты обратной связи.
В заключении собрания родителям раздаются памятки: «Как воспитать в ребенке достоинство и самоуважение».
Анкета.
1. Назовите известные Вам законодательные документы о правах ребенка.
2. Какие органы и учреждения призваны заниматься охраной прав и законных интересов ребенка?
3. Приходилась ли Вам прибегать к изучению их содержания?
4. Сформулируйте известные Вам права ребенка.
5. Нарушались ли права Вашего ребенка в семье. Какие?
6. Нарушались ли права Вашего ребенка в школе. Какие?
7. Как в Вашей семье происходит формирование правовой культуры детей?[/i]