Ольга Коннова
Занимательные игры с песком и камнями
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательные игры с песком и камнями
Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у дошкольников? Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.
Публикация «Занимательные игры с песком и камнями» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Игры, дидактические пособия из камней
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
Камни и песок — замечательный сенсорный материал для развития тактильных ощущений, развития познавательно-исследовательской деятельности. Игры с камнями и песком оказывают положительное влияние и на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делают малыша спокойным и уравновешенным, воспитывают любознательность. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка. Игровая деятельность с песком насыщена разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью, позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка.
Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Занимая детей такими играми, мы можем их научить видеть необычное в сочетании обычных предметов, развивать мыслительные операции, наблюдательность, умение изобретать, использовать нестандартные решения, стимулировать познавательную активность и любознательность, создавать творческую личность. Возможно, там, где многие равнодушно пройдут мимо, наши дошкольники заметят удивительное и прекрасное!
№1 «Что исчезло?»
Возраст: 5-7 лет.
Задачи: развивать память, наблюдательность.
Материал: камни разных цветов и размеров.
Описание игры. Взрослый выкладывает несколько отличающихся друг от друга камней и предлагает их запомнить. Затем считалкой выбирается ребенок, и взрослый предлагает ему отвернуться. В это время убирается один из камней. Задача ребенка – определить, какой камень «спрятался». Чем больше камней и чем меньше они отличаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладется один камешек.
№2 «Найди свой камешек»
Возраст: 4-5лет.
Задачи: развивать тактильные ощущения, внимание, память.
Материал: коллекция камней.
Описание игры. Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если игра проводится на улице, то находит его, внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складывают в одну кучку и перемешивают. Задание – найди свой камень.
№3 «Создай каменную картину»
Возраст: 5-7 лет.
Задача: развивать воображение, связную речь и мелкую моторику руки.
Материал: гладкие булыжники и морские камешки разных размеров и цветов, картон, пластилин, картинки различных животных, краски, кисточки.
Описание игры. Каждый ребенок получает горстку камешков, картон с вырезанной и приклеенной картинкой животного, рыбы, птицы (или сам вырезает и приклеивает). На картинке размазывается пластилин, в который утапливаются камешки. Инструкция: выберите понравившуюся картинку животного, вырежьте ее и приклейте на картон. На картон с помощью пластилина наклейте камешки, украсив ими выбранную картинку.
№4 Игра «Здравствуй, песок!»
Возраст: 4-5лет.
Задача: снижение психофизического напряжения.
Материал: контейнер с песком, мелкая игрушка.
Описание игры. Взрослый просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —.» Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
№5 Игра «Песочный ветер» (дыхательное)
Возраст: 4-5лет.
Задача: учить детей управлять вдохом-выдохом.
Материал: песок, трубочки для коктейля.
Описание игры. Предложить ребенку подуть на песок из трубочки. Взрослый. - Что ты видишь? Что происходит с песком? Почему?
Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. При выходе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
№6 Игра «Узоры на песке»
Возраст: 4-5лет.
Задачи:
- закрепление знаний о сенсорных эталонах;
- установление закономерностей.
Материал: песок, камешки, пуговицы, бусины.
Описание игры. 1-й вариант. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Усложнение: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
2-й вариант: Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр. Пример: сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.