Ирина Репина
Эссе «Зачем человеку музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого народа на заре его становления появлялась своя музыка. Эти сплетения звуков (ритмы тамтамов, гудение охотничьих рогов) оказывались настолько необходимы для людей, что со временем породили великую музыкальную культуру. Историки музыки рассказывают о магической функции ритма, о том, какую роль в общении играет интонация. Музыка возникала в разных уголках мира, значит, потребность в ней заложена в самой человеческой природе. Различия же музыкальных культур связаны с местом жизни и образом жизни, особенностями той или иной цивилизации. Человеку недостаточно лишь словесной формы общения, ему необходима ещё какая-то другая. Не случайно в разных культурах, начиная с древних времён, музыка играла объединяющую роль: совместная работа, праздники, обряды, ведь музыка проникает напрямую в душу человека, минуя словесные барьеры.
Публикация «Эссе „Зачем человеку музыка“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Музыканты говорят : «Музыка начинается там, где кончаются слова». Музыка – это искусство, напрямую обращённое к эмоциональной составляющей человека. Нам приятно слушать 7 вальс Шопена, восхищаться романсами П. Чайковского, М. Глинки, но не вся музыка доступна для человеческого понимания и осмысления. Так, музыка Гайдна, Баха – это протестантские проповеди, усиленные средствами музыки, уносящие душу к небесам. За тысячелетия истории музыки путём отбора были найдены ритмы, мелодии, музыкальные интонации, которые определённым образом воздействуют на организм человека : успокаивают, убаюкивают, или, напротив, поднимает тонус, настроение, усиливая сердцебиение, побуждает к действию, поднимает в атаку. Музыка заставляет нас смеяться и плакать, переживать. Настоящая классическая музыка раскрывает эмоциональный потенциал человека, обогащает внутренний мир, вовлекает его в переживания и заставляет размышлять, помогает заглянуть и очистить собственную Душу. Терапия с помощью музыки очень распространена, ведь даже в утробе матери ребёнку далеко не всё равно, какую музыку он слышит! Стоит ли удивляться, если даже растения реагируют на гармоничную и негармоничную музыку! Очевидно, в музыкальной гармонии есть нечто, гармонизирующее не только частоты колебания человеческого организма, но и врачующее человеческую Душу. Мы – часть Природы! Что хорошо для неё, то хорошо и для нас. Законы природы – законы Гармонии!
Именно поэтому Человек должен получать максимум удовольствия, пищи для воображения и возвышения своих чувств от встреч с прекрасной музыкой и прекрасными исполнителями. И тогда у человека и со здоровьем будет всё в порядке, ведь музыка несёт людям мощный энергетический и эмоциональный заряд. Достаточно сравнить выражение лиц людей до и после концерта в филармонии – просветлевшие, помолодевшие лица, ясность в глазах, и умиротворение, и гармония в душе. Несомненно, совместное слушание и переживание музыки создаёт новое качество жизни, оздоровляет, очищает, развивает, делает прекрасней, гармоничней и тело, и душу, а значит, мир внутри и вокруг нас! Сегодня никого не нужно убеждать в том, что музыка является неотъемлемой частью духовной частью общества, эстетическое влияние на человека огромно. Важно, чтобы с раннего возраста у детей формировался иммунитет против дурной, безвкусной, безнравственной и просто вредной для здоровья музыки. Ведь то, что упущено в детстве, не возместить и в зрелом возрасте.
«Держа в руках скрипку, человек не способен совершать дурное», - гласит старинная мудрость. «Зло и подлинная красота - несовместимы. Одна из важнейших задач музыкального руководителя состоит в том, чтобы, образно говоря «дать в руки каждому ребёнку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка» (В. А. Сухомлинский). Важно, чтобы ранние музыкальные впечатления не ограничивались незатейливыми сочинениями, написанными специально для детей. С ранних лет дети должны слушать музыку Моцарта, Баха, Чайковского, Мусоргского, Шостаковича, Прокофьева и других классиков, необходимо знакомить их с романсом, как разновидностью вокального жанра, делая это с чувством вкуса и меры, оценивая не только художественную ценность музыкального языка, но и доступность поэтического образа, поэтического слова (например, романсы Г. А. Струве на стихи Пушкина и Есенина, цикл произведений Г. Свиридова для детей).
Д. Б. Кабалевский писал: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее». И сегодня, в наше сложное время, когда царит практицизм, бездуховность, в руках педагога остается такой прекрасный инструмент, как ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО МУЗЫКА, с её безграничными возможностями в деле воспитания подрастающего поколения!