Людмила Моисеева
«За нужное дело берись смело». Духовно-нравственное воспитание в разновозрастной группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная методическая разработка имеет коррекционно-развивающую направленность и адресована детям с тяжёлым недоразвитием речи и направлена на формирование способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, Отечеству, миру в целом, на развитие коммуникативных навыков и развитие всех функций речи (коммуникативной, познавательной и регулирующей).
Публикация «„За нужное дело берись смело“, Духовно-нравственное воспитание в разновозрастной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья уделяется большое внимание формированию всех психических функций, таких как, восприятие, мышление, память и речь. Однако необходимо не забывать о проведении работы по воспитанию и формированию нравственных качеств у детей с задержкой психического развития. Имея набор нравственных качеств ребёнку легче будет социализироваться в обществе. А проблема социализации - одна из наиболее важных проблем стоящих перед людьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и детей с задержкой психического развития.
Ребёнок с задержкой психического развития развивается особенным образом, поэтому организация его непосредственной образовательной деятельности должна быть организованна с учетом его возможностей, а так же и способы формирования нравственных качеств должны соответствовать его возможностям.
Духовно-нравственное воспитание для детей с задержкой психического развития имеет большое значение, так как оно помогает:
- сформировать нравственные качества: успешность этого процесса зависит от уровня эмоционально-личностного и познавательного развития, сформированности адекватных представлений об окружающем мире и социальных отношениях;
- способствовать социальной адаптации: усвоение социальных норм поведения важно для успешной интеграции ребёнка в общество;
- развивать способность к сопереживанию: детей нужно учить понимать, когда кто-то оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, и показать, что помощь обязательно надо оказать;
- формировать умение взаимодействовать в коллективе: например, групповое участие в различных акциях, организованная деятельность по бытовому труду, изготовление коллективных поделок, рисунков способствуют развитию взаимопомощи и отзывчивости;
- помогает ребёнку осваивать окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах и познавать общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира.
Данная методическая разработка реализуется в тесном взаимодействии с родителями обучающихся в разновозрастной группе детей с задержкой психического развития.
Новизна методической разработки. Её использование предполагает большую гибкость, т. к. практика показывает, что детей с особыми образовательными потребностями часто зачисляют в коррекционную группу в возрасте 3-6 лет. Если ребёнок включается в коррекционное обучение не в раннем дошкольном возрасте, то программа позволяет начать обучение со времени его зачисления. Время освоения содержания методической разработки строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребёнка. В программе даются рекомендации родителям.
Данная методическая разработка может быть полезна коррекционным педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития. В проекте предлагаются методические разработки мероприятий, которые позволят участникам образовательного процесса вступить в продуктивное педагогическое взаимодействие по проблемам воспитания у детей положительных качеств характера, способствованию сплочению коллектива, мотивации детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей на основе традиционных ценностей.
Руководитель проекта: учитель-дефектолог Моисеева Л. М.
Вид проекта: познавательный, творческий, долгосрочный проект (так как происходит постоянная смена детского и родительского коллективов)
Продолжительность проекта: с 2024-2025 г. г.
Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитатели группы разновозрастной детей с ЗПР, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители воспитанников.
Актуальность:
В настоящее время в сфере изменений в жизни людей, в образовании признается духовно-нравственное начало человека, что позволяет по-новому взглянуть на самого человека и на задачи в образовании и воспитании, в частности на проблему духовно-нравственного становления маленьких граждан страны. Духовность нельзя воспитать из вне, она может быть развита только изнутри. Нравственность является условием для развития духовности. Поэтому в детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, умение радоваться и переживать за окружающий мир и людей, создает основу человеческого счастья. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном образовательном учреждении проявляется в формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений; взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям; начале формирования патриотического чувства, гордость за свою родину; воспитании терпимости к другим людям, национальностям и религиям; умении жить и работать в коллективе; культивировании трудолюбия.
Цель: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи:
- Развивать уверенность в себе и своих возможностях;
- Развивать познавательные, регулятивные и коммуникативные навыки общения;
- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию;
- Формировать у детей положительное отношение к людям;
- Совершенствовать коммуникативные навыки (умения выслушивать товарища, искренно высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей);
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки, приходить на помощь;
- Воспитывать доброту, отзывчивость, дружелюбие, желание сделать что-то для других людей, принести им пользу;
- Повышать заинтересованность родителей к продуктивной деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Умеют налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
2. У детей возникает желание совершать хорошие поступки;.
3. Умеют помогать друг другу;
4. Постоянно пользуются при общении со взрослыми и сверстниками вежливыми словами;
5. Бережно относятся к живой природе.
Этапы реализации проекта.
1 этап: Организационный
1. Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта;
2. Пополнение РППС в группе по теме проекта;
3. Подбор литературы: стихотворения, песенки, рассказы, сказки, пословицы, поговорки;
4. Создание видеотеки: мультфильмов и иллюстраций по данной теме;
5. Подборка различных игр (дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных);
6. Ознакомление родителей с темой проекта и дальнейшая работа по взаимодействию в рамках проекта;
7. Составление: Комплексно-тематического плана проекта. Разработка занятий, консультация для родителей и педагогов. Определение тематики бесед, картотек игр.
2 этап: Основной
Реализация проектной деятельности в образовательные области.
3. Заключительный этап:
- Выставки творческих работ, поделок, рисунков детей, выполненных в ходе реализации проекта;
- Презентация проекта;
- Проведение развлечения совместно с родителями «Идем дорогою добра»;
- Создание совместно с детьми «Копилки добрых дел»;
- Доброе чаепитие. Родительские посиделки с играми и танцами. Итоговое обсуждение о проделанной работе.
Были получены следующие результаты:
Большая часть детей научились налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. У детей возникает желание совершать хорошие поступки. Умеют помогать друг другу;
Пользуются при общении с взрослыми и сверстниками вежливыми словами;
Дети стали бережнее относиться к живому миру природы.
Повысилась активность участия родителей в жизнедеятельности группы.
В группе созданы необходимые условия для формирования представлений детей о нравственных чувствах и эмоциях.
В центре детской литературы постоянно проводится работа по «ремонту» книг, дети самостоятельно отслеживают какие книги необходимо отремонтировать.
Активное участие родителей и детей в экологических конкурсах-акциях: «Батарейки, сдавайтесь!», «Панно из крышек», «ПЭТбум-2024», «Сдай макулатуру, спаси дерево», «Помочь может каждый» (окопная свеча, «Помоги детям и их родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию» (сбор гуманитарной помощи, «Кормушка для птиц» еще больше сплотило педагогов, детей и их родителей.
Выводы и высокую оценку продуктивности данной методической разработки, можно отметить на основе самоанализа полученных результатов нашей педагогической деятельности.