Наталья Загирова
«Юный агроном». Проект по ранней профориентации для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«ЮНЫЙ АГРОНОМ»
ПРОЕКТ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Пояснительная записка.
Проект составлен с учётом регионального компонента и возрастных особенностей детей. Данный проект среднесрочный, разработан на 3 месяца обучения (март-апрель-май).
В программе прослеживается интеграция образовательных областей:
• «Социально-коммуникативное развитие»;
• «Речевое развитие»;
• «Художественно-эстетическое развитие»;
• «Физическое развитие»;
• «Познавательное развитие».
Темочки:
- Агроном. Знакомство с профессией
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Сельскохозяйственные профессии для детей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Данный проект может быть реализован при условии наличия соответствующего оборудованного в группе уголка «Эко-лаборатории», опытного участка–огорода на территории ДОУ, а также оборудования для проведения сельскохозяйственных работ.
Проектом также предусмотрено тесное сотрудничество с социальными партнёрами через различные формы: библиотеку, социальные группы, активное участие воспитанников и родителей в подготовке и проведении мероприятий, выставок, поделок, развлечений и другое.
Проект предусматривает теоретический и практический модули.
Теоретический модуль направлен на введение детей в изучаемый материал по теме «Юный агроном».
Практическая работа на учебно-опытном участке, бесспорно, помогает детям установить связь теории и практики. Дети занимаются выращиванием различных культур, изучают и применяют простейшие агротехнические способы выращивания растений, учатся управлять ростом растений, наблюдать за их развитием, анализируют влияние различных факторов на рост и урожайность растений, проводят учебно-опытную работу.
Дошкольное образование – это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Для того, чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребёнка, приобретённого им в каких-либо видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путём поддержки их начинаний, будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретёт ребёнок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.
Сегодня сельское хозяйство возрождается и остро нуждается в специалистах. И поэтому в данное время профессии агротехнологической направленности очень востребованы. Возможно, в будущем наши воспитанники заинтересуются этими профессиями, и им захочется посвятить себя сельскому хозяйству.
Воспитанники детского сада ещё далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения, учащихся в начальной школе и старших классах.
Профориентационная работа в этот период заключается, в основном, в проведении профессионального просвещения детей и пробуждения у них интереса к различным видам трудовой деятельности. Обучающихся необходимо постепенно вводить в огромный мир профессий, учить их ориентироваться в этом мире.
Таким образом, для того чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профессиональную ориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан проект «Юный агроном».
Проект разработан с учётом возрастных особенностей дошкольников, опираясь на приоритетные направления развития. Также, проект даёт возможность продолжить агротехническое образование и в начальной школе, в последующем – в средней школе, с возможностью поступления на целевые места.
Новизна проекта.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, и опираясь на задачи ООП в соответствии с ФГОС, в программе представлены разнообразные методы работы с детьми, которые дают возможность сделать процесс ознакомления с профессией «агроном» интересным и доступным для детей.
Цель проекта: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессии «агроном».
Задачи проекта:
Дать детям целостное представление о профессии «агроном», и его профессиональной деятельности.
Изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека.
Расширять у детей представления о растениеводстве.
Углублять знания и представления о различных группах профессии «агроном» (овощевод, садовод, цветовод и другие).
Воспитывать экологическую культуру и патриотизм, потребность в природоохранной деятельности.
Воспитывать сознательное отношение к труду сельскохозяйственных профессий, трудолюбию.
Привлекать семьи воспитанников в совместную деятельность, через разные формы работы.
Повышать педагогическую компетентность родителей по данной теме.
Методы и приёмы.
Непосредственные наблюдения в природе, экскурсии.
Трудовая и экспериментальная деятельность в уголке «Эко-лаборатория», «Огород на подоконнике» и трудовая деятельность на опытном участке – огороде на территории детского сада.
Беседы, чтение художественной литературы.
Совместная деятельность детей и взрослых.
Сюжетно – ролевые игры.
Дидактические, настольно-печатные игры.
Виртуальные экскурсии.
Презентации.
Ожидаемые результаты.
Воспитанники детского сада будут иметь представление о профессии «агроном», специфике данного вида профессиональной деятельности; о многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека; представления о различных группах профессии «агроном» (овощевод, садовод, цветовод и другие).
Смогут распознавать овощные, цветочные, плодовые, полевые культуры по внешнему виду; ухаживать за растениями, вести наблюдения за сельскохозяйственными растениями.
Бережно относиться к труду сельскохозяйственных профессий и труду взрослого.
Повысится заинтересованность родителей в совместной деятельности детей.
Формы предоставления результатов:
1) Создание видео банка (познавательные презентации и виртуальные экскурсии по ознакомлению профессии «агроном»).
2) Пополнение предметно пространственной развивающей среды атрибутами для сюжетно – ролевых игр по группе профессии агроном.
3) Создание тематической зоны по компетенции «агроном».
4) Создание гербариев, коллекций образцов семян и почв.
Содержание проекта
Тема: «Овощной магазин»
«В магазине овощном фрукты, овощи кругом. Они полезны и важны, для здоровья все нужны!»
Теория.
Знакомство с профессией агроном, овощевод. Виды овощей. Игра в овощной магазин.
Тема: Викторина
«Хочешь свежих помидоров – загляни на огород: с недостатком витаминов справится овощевод».
Теория.
Закрепление знаний о профессии агроном. Знакомство с профессией овощевод. Загадки об овощах.
Практика.
Работа с муляжами овощей. Дидактические игры «Угадай по запаху», «Чудесный мешочек».
Тема: «У каждого овоща своё семечко»
Теория.
Демонстрация муляжей растений и их семян.
Практика.
Самостоятельное определение принадлежности семени к овощу
Тема: Части растения. Выполнение аппликации
Теория.
Знакомство с частями растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод.
Практика.
Выполнение аппликации на части растения.
Тема: Посадка лука на окне
Теория.
Луковичные растения. Чем отличаются луковичные растения от других. Каким образом можно выращивать лук.
Практика.
Посадка лука на окне. Посадка луковиц тюльпанов и чеснока на опытном участке на территории ДОУ.
Тема: Какие красивые полевые цветы
Теория.
Виды полевых цветов.
Практика.
Работа с гербарием, рассматривание частей растения. Зарисовка цветов.
Тема: Какие красивые цветы на клумбе
Теория.
Виды цветов для клумб. Отличие домашних цветов от полевых. Работа с карточками.
Практика.
Уход за комнатными растениями. Выращивание рассады для клумбы.
Тема: Из чего состоит цветок. Как ухаживать за цветами.
Теория.
Части цветка, уход за цветами на клумбе, какие клумбы бывают.
Практика.
Посадка рассады на клумбу.
Тема: «Макет клумбы»
Теория.
Части цветка, уход за цветами на клумбе, какие клумбы бывают, материалы для клумб
Практика.
Выполнение макета клумбы из цветной бумаги и других подручных материалов.
Тема: Работа с посевным материалом
Теория.
Подготовка семян к посадке. Сроки посева семян.
Практика.
Подготовка семян к посадке, дезинфекция и замачивание семян.
Тема: Лаборатория по исследованию воды и почвы
Теория.
Что такое почва. Какая почва пригодна для посадок.
Знакомство с лабораторной посудой и реактивами (колба, пробирка, лакмусовая бумага, марганцовка, мерный цилиндр, стеклянная палочка и др.)
Практика.
Работа с образцами почвы и воды, исследование состава методом «жгутика», определение качества воды.
Очистка и подготовка почвы к посадке.
Посадка фасоли в разные типы почв, наблюдение за её ростом.
Тема: Огородные вредители
Теория.
Виды вредителей, насекомые, сорняки.
Практика.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Тема: Охранник огорода.
Теория.
Чучело. Зачем нужен такой охранник, и от каких вредителей он спасет огород.
Практика.
Выполнение чучела из подручных материалов.
Тема: Инструменты агронома
Теория.
Инструменты и инвентарь для работы в огороде
Практика.
Обучение работы с лопатой, лейкой, граблями, и др. Техника безопасности.
Работа с мини-инструментами в «Эко-лаборатории» и «Огороде на окне».
Тема: Работа с почвой
Практика.
Рыхление почвы, очистка почвы от прошлогодней листвы, обработка земли, добавление золы и песка.
Тема: Весенние посадки, цветы
Практика.
Подготовка к высадке рассады, посадка семенного материала на клумбе, работа с дополнительным реквизитом на клумбе.
Тема: Весенние посадки, овощи
Практика.
Подготовка к высадке рассады, посадка семенного материала на грядки, посадка лука, гороха, моркови, свеклы, редиса, зелени.
Тема: Уход за растениями, полив, прополка, рыхление земли
Практика.
Полив растений, прополка, рыхление земли. Тонкости ухода за растениями.
Тема: Семечко – росток – цветок – плод.
Теория.
Систематизация знаний о развитии и росте растений.
Практика.
Изучение отличий всходов и цветоносов различных культур.
Планирование совместной деятельности с родителями.
Опрос «Что знают дети о профессиях своих родителей».
Круглый стол на тему «Юный агроном».
Помощь в оборудовании уголка «Юный агроном».
Совместное чтение художественного слова с детьми дома по данной теме.
Помощь в приобретение атрибутов для сюжетно – ролевых игр (муляжи овощей, фруктов, хлебобулочных изделий, халатов, средств индивидуальной защиты и другое).
Буклет «Родителям о профессии «агроном» детям»
Сопровождение детей в библиотеку.
Совместная посадка семян цветов, овощей дома с детьми.
Рекомендации по наблюдению и фиксированием роста растений.
Помощь на опытном участке на территории ДОУ: копка грядок.
Участие в выставке осенних фантазий.
Приобретение в магазине семян, земли, удобрения, контейнеров, торфяных стаканчиков для посадки.
Результаты проекта
Личностные
сформированность у детей основ экологического воспитания;
проявление осознанного отношения к особенностям народных традиций родного края;
развитие навыков самопознания, представлений о ценности другого человека и самого себя.
Метапредметные
выработанные коммуникативные способности и навыки эффективного общения;
проявление творческих способностей детей, навыков исследовательской деятельности;
проявление позитивных мотивов межличностных отношений.
Предметные
сформированные представления о профессии «агроном», специфике данного вида профессиональной деятельности; о многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека; представления о различных группах профессии «агроном» (овощевод, садовод, цветовод и другие).
бережное отношение к труду сельскохозяйственных профессий и труду взрослого;
умение распознавать овощные, цветочные, плодовые, полевые культуры по внешнему виду; ухаживать за растениями, вести наблюдения за сельскохозяйственными растениями.
Материально-техническая база
Проект реализуется на базе детского сада и опытном участке-огороде на территории ДОУ. В группе детского сада оборудована лаборатория, с возможностями исследования почвы, воды, семян и растений.
Коллекции:
• почвы;
• основные вредители сельскохозяйственных растений;
• гербарии растений;
• семян;
• муляжи овощей.
Подборка литературы:
• энциклопедия «Живая природа»
• энциклопедия «Юный эколог»
• энциклопедия «Зелёные страницы»
• атлас-определитель «От земли до неба»
Картотеки:
• комнатные цветы
• полевые цветы
• садовые цветы
• овощи и фрукты
• насекомые
Материально-техническое обеспечение:
• ноутбук;
• проектор с экраном;
• аудио-центр;
• принтер;
• фотоаппарат;
• средства индивидуальной защиты;
• садовый инвентарь: лопаты, грабли, веерные грабли, вёдра;
• инвентарь мини-инструментов для работы в «Огороде на окне»;
• микроскоп;
• лупы;
• лабораторная посуда и принадлежности: пипетки, пинцеты, воронки, мерные стаканчики, баночки Петри;
• лампа дневного цвета;
• посадочный материал.