Голубева Светлана Александровна
Консультация «Юные волонтёры»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Голубева Светлана Александровна
Ивановская область, город Кинешма
МБДОУ детский сад № 46
«Юные волонтёры».
АКТУАЛЬНОСТЬ.
А в чём самая большая цель жизни? Увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это, прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Д. С. Лихачев
Публикация «Консультация „Юные волонтёры“» размещена в разделах
Сейчас много говорят о том, что подрастающее поколение проявляет негативное отношения друг другу. Поэтому задача педагогов - направить свои усилия для успешной социализации ребенка и его социально - личностного развития.
Социализация — это становления личности в процессе усвоения знаний, ценностей и норм социалистического общества. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации.
Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.
Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.
Несмотря на то, что технология «Дети - волонтеры» удивительно простая в использовании давно входит в работу с дошкольниками, ее реализация ранее проходила эпизодически, так как мы не видели, в чем могут быть преимущества данного подхода. Однако с введение ФГОС ДО, (п. 2.6.) «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребенка, пришлось пересмотреть подход, к организации условий развития ребенка - дошкольника.
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети - волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения
В начале учебного года дети старшего возраста заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.
Так пришла педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ. Волонтёрская деятельность (от лат. Voluntarius — добровольно) — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.
Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). Работа волонтера сплачивает людей в единственном стремлении - стремлении делать добро.
Проблема:
Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста социально - нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас, взрослых, от того, насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Формировать гуманные представления у детей с помощью замечаний, наставлений и порицаний невозможно. Важно воспитывать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся. Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду, как социальном институте, который должен готовить к жизни.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя.
Новизна проекта. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины и, опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро стремление к исполнению нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством.
«Дети-волонтеры» - это современная технология эффективной социализации дошкольников предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.
На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать.
Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у «детей-волонтеров» формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
Например: дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.
Цель: развитие дошкольного волонтерского движения в детской образовательной организации.
Задачи:
- расширить представления о волонтерском движении у детей подготовительной к школе группы;
- дать детям практические навыки участия в волонтерском движении;
- учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается;
- воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;
- развивать навыки общения детей;
В работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, выделялось 3этапа:
1 этап - «Социально-психологическая подготовка волонтёров» (беседы, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и др.);
2 этап - «Формирование волонтёрского движения» (разработка эмблемы, придумали и изготовили свой девиз, вовлечение детей в движение);
3 этап - «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (обучение малышей навыкам самообслуживания, игровая деятельность, помощь в режимных моментах и др.);
Работа на 1 этапе (организационный) предполагала знакомство с понятиями: «волонтер», «волонтерское движение».
Задачей первого этапа являлось мотивирование детей на волонтерскую деятельность, организацию команды. С воспитанниками были проведены беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит «волонтерское движение».
«Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Мы – защитники малышей».
В беседе «Наши добрые дела и поступки» детям предлагалось ответить на вопросы: Что значит «добрые слова», «добрые пожелания», «добрые поступки», «добрые дела», «добрые люди»? В какой помощи могут нуждаться взрослые, дети? Чему старшие дети могут научить малышей?
Были просмотрены мультипликационные фильмы по знакомым произведениям:
- В. Катаев «Цветик-семицветик»;
- К. Чуковский «Айболит»;
- В. Сутеев «Палочка-выручалочка»;
- В. Сутеев «Мешок яблок»;
- «Котенок по имени ГАВ»;
- В. Сутеев «Кораблик»;
- В. Сутеев «Под грибом» и др.
Дети познакомились с художественными произведениями русской и зарубежной классики:
- В. Осеева: «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово»;
- Л. Кон - «Друг»;
- Э. Успенский: «Крокодил Гена и его друзья»;
- Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра»;
- В. А. Сухомлинский - «Скупой»;
Из воспитанников, выразивших желание участвовать в волонтерском движении, сформировалась команда. Важным моментом в организации волонтерского движения является обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Постоянное освоение новых волонтерских умений является важным моментом технологии волонтерства.
2 этап – с детьми разработали эмблему и девиз для волонтёров. Дети увлеченно и с большим желанием изготавливали эмблему и разучивали девиз.
3 этап - в рамках волонтерского движения 1-2 раза в неделю дети старшей группы приходили к детям первой младшей группы, чтобы сделать доброе дело ( играли в различные игры: сюжетно-ролевые, музыкальные, театрализованные, подвижные, участвуют в праздниках и развлечения, помогают собраться на прогулку, дойти до участка, раздеться и т. д.).
Свою работу начинали со знакомства и установления доброжелательных отношений между детьми разного возраста, были проведены различные игры «Путанка в кругу», «Паровозик», «Лохматый пес», «У медведя во бору…» на знакомство и сплочение детского коллектива. Дети поэтапно и по желанию вовлекались в межвозрастное взаимодействие.
Старшие дошкольники провели познавательную беседу во время помощи во время мытья рук для воспитанников младшей группы на тему «Зачем надо мыть руки?». У малышей продолжали формировать потребность в соблюдении навыков гигиены: умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки и лицо, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, а старшие дошкольники - формировать привычку следить за чистотой рук, уметь оказывать помощь младшему.
Волонтер показывал, как нужно ухаживать за цветами в группе: рыхление, протирание листьев от пыли и правильный полив, опрыскивание листьев растения.
Дети старшей группы изготовили для малышей игру «Светофор», для познавательного развития и мелкой моторики рук.
Один из волонтёров, рассказал стихотворение о светофоре. Он показала малышам, как нужно играть и вручил эту игру детям в качестве подарка. Дети младшей группы с большой радостью приняли подарок волонтера. А наши волонтёры получили большое удовольствие от проделанной работы и эмоционального отклика малышей.
Раз в неделю волонтёры старшей группы «Б» проводили совместную утреннюю зарядку. Малышам очень нравилось, что упражнения показывают старшие. А старшим в свою очередь очень хотелось быть наставниками.
В течение всего времени волонтёры помогали малышам одеваться на прогулку. Малыши учились обращаться за помощью, а волонтёры старшей группы её оказывать.
Была организована уборка территории, где наши волонтеры принимали активное участие в наведении порядка на участке первой младшей группы.
В ходе волонтёрского движения дети получили не только массу положительных эмоций и впечатлений, но и узнали много нового о «добрых делах» волонтеров.
После посещения младших групп, дети приходили удовлетворенные тем, что они помогали, занимались, играли с малышами как взрослые, проявляя заботу о них. Приходя в группу, рассказывали сверстникам, где они были, чем занимались, тем самым они постепенно вызывали интерес и желание других детей попробовать, а потом тоже активно включались в волонтерское движение.
Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: через партнерские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности - забота о младших, уважение к старшим, доброта, милосердие, самостоятельность, инициатива. А у родителей (законных представителей) - ответственность за результаты воспитания своих детей.
Таким образом, польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец действий, а авторитет старшего ребенка стимулирует к выполнению действия, тем самым развивая исполнительность. В дальнейшем планируем продолжать работу по социально - коммуникативному взаимодействию.