Елена Попкова
Конспект занятия «Юные финансисты» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Юные финансисты»
Воспитатель: Попкова Е. Л.
Цель: формирование основ финансовой грамотности
Программные задачи:
Образовательная: познакомить детей с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека.
Развивающие
• формировать умения в исследовательской деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
• уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельно находить источник информации);
• развивать экономическое, логическое, нестандартное мышление, кругозор
Воспитательные:
• воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе,
• воспитывать уважение к труду;
• бережное отношение к деньгам.
Ход занятия
Воспитатель: Дети проходите. Посмотрите, сколько пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. Помашем им рукой и больше отвлекаться не будем.
Воспитатель: а чтобы у нас было хорошее настроение, был удачный день и все наши мечты осуществились, положите свою ладошку на ладошку соседа и повторяйте за мной волшебные слова:
«Мы ребята просто класс,
Всё получится у нас!»
Воспитатель: Я пришла сегодня не с пустыми руками. Принесла для вас отличный сюрприз. (Коробочка)
Воспитатель: Послушайте звуки и отгадайте, что здесь? (трясу коробочку, дать детям потрясти)
Дети: (Слушают). (ответы детей) Деньги, деньги!
Воспитатель: Надо проверить. Открываю. И правда денежки.
Дети: Деньги, ура!
Воспитатель: Какие у нас тут деньги? И ракушка ещё есть.
Дети: Пять рублей, 10 рублей, 5 копеек, купюры.
Воспитатель: а вы когда-нибудь сталкивались в жизни с деньгами?
Дети: Да.
Воспитатель: а где вы сталкивались?
Давайте поиграем в игру. Которая называется «Для чего нам нужны деньги»
- Вы подумайте немного, я буду бросать мяч, а вы отвечайте для чего нужны деньги. (плата за проезд, в магазине, аптеке, коммунальные услуги, интернет, телефон и т. д.)
-Ребята, почему среди денег оказалась ракушка?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Подумайте. Может потому, что она почти круглая? Вам интересно?
Дети: Да.
Воспитатель: Мне тоже интересно - почему ракушка здесь? А как насчёт того, чтобы побыть настоящими исследователями, больше узнать о деньгах и может узнать, почему ракушка оказалась среди денег. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Согласны. Тогда первый вопрос к исследователям. Что такое деньги? Трудный вопрос, правда?
Дети: размышляют.
Воспитатель: а где мы можем найти точное определение деньгам? Где можно узнать? Из чего узнать?
Дети: Размышляют.
Воспитатель: Если что - то вас заинтересовало, где вы это узнаёте?
Дети: в газете, книгах …
Воспитатель: Правильно. Вот у нас есть энциклопедия. Давайте прочитаем, что же такое деньги.
«Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы»
Воспитатель: Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это?
Дети: Размышляют.
Воспитатель: Ребята мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно. А были ли деньги у древнего человека?
Дети: Нет.
- А как же люди совершали покупки в то время, когда денег не было? Как люди обходились без денег?
Воспитатель: А где мы можем узнать историю происхождения денег?
Дети: Из интернета.
Воспитатель: Мы отправляемся в информационный центр наших исследований, посмотрим, какие деньги были у древнего человека.
Показ слайдов.
(слайд 1) У первобытного человека денег не было. Он в них не нуждался, а все что ему было надо, давала природа.
(слайд 2) Кто-то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу, делал посуду. Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи или другие товары.
(слайд 3) Деньгами древнему человеку служили: мех и шкуры животных,
Соль. Орехи, ракушки, сушеная рыба, драгоценные камни.
Воспитатель: а можем мы сейчас ответить на вопрос были ли деньги у древнего человека? Так как же древний человек получал то, что ему нужно было для жизни?
Дети: древние люди менялись.
Воспитатель: Попробуем и мы поменять один товар на другой.
Игра «Обмен»
На столе лежит товар. Кто хочет быть гончаром? Тебе плошку. (Дети выходят, разбирают предметы обмена меховая шапка, плошка, топор (игрушка)
Игра-драматизация: (воспитатель –рассказчик) дети подключаются по ходу повествования.
«Вылепила ___ много красивой глиняной посуды, в одну плошку положила каши, в другую картошки, а в третью положить нечего. Лишняя осталась. Когда захолодало на улице, поняла ___, что пока изготовляла посуду не успела сшить теплую одежду. Где взять?
(Дети отвечают.) Пошла ___ к скорняку, мастеру, который с мехом работает и говорит:
___ (ребенок вступает в диалог, состоялся обмен,
Смотрит скорняк меховых изделий у него много, теперь и плошка есть, а топора-то нет. Как дрова на зиму готовить?
(Дети отвечают)
Пошел скорняк к кузнецу, который с металлом работает.
Вступает в диалог с кузнецом.
Всем хорош обмен. Но иногда он никак не может помочь в сделке.
А что делать, кузнецу не нужна меховая шапка? Как решить такую проблему.
Подвести к тому, что цепочка обмена может быть долгой.
Да и как вы думаете удобно было использовать эти предметы для обмена? Конечно нет. Орехи можно рассыпать, рыба испортиться, животных возить за собой тяжело и неудобно., да и искать человека, у которого есть то, что тебе нужно, а ему то, что есть у тебя можно очень долго.
Чтобы такого не случилось и обмен состоялся люди придумали символический предмет, на который можно было приобрести все, что угодно.
Люди пришли к выводу, что им нужны деньги
Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги – это были не такие деньги, которые есть сейчас. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков.
Воспитатель: Так были ли у древних людей деньги?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие они были?
Дети: Кости, брусочки, ракушки.
Воспитатель: а можем, мы сейчас ответить на вопрос. Почему в коробочке оказалась ракушка?
Дети: Это древняя денежка.
Воспитатель: Совершенно верно. Ракушку использовали как средство обмена. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Дети: Металлические.
Воспитатель: А вы знаете, как называют металлические деньги по-другому?
Дети: Нет.
Воспитатель: Металлические деньги называют монетами. А бумажные деньги называются купюры. (Закрепление
Физминутка:
Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Ты давай-ка, не ленись!
Взмахи делай чётче, резче,
Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять — вверх-назад.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени. (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Воспитатель: а как вы думаете какие деньги удобнее монеты или купюры?
Дети: Высказывают своё мнение.
Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может мы это проверим?
У меня для вас открыта лаборатория. Мы же с вами исследователи. Правило – вести себя спокойно. Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
И как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карты. И на доске у нас карта. (карта на мольберте)
Воспитатель: Посмотрите на оборудование. Не перечислять, что есть в лаборатории. Как вы думаете, что будет символизировать бумага?
Дети: Бумага – купюры.
1. Эксперимент: - бумага мнётся, рвется; монета нет.
ВЫВОД.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Следующий эксперимент
Дети: Намочим бумагу.
Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Дети: Она намокает.
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Дети: Она развалится.
Воспитатель: а теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? (Андрей) отметь в нашей карте. ВЫВОД
А теперь разбейтесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
3 эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Дети: Предполагают.
Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
Может, подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД: Что выигрывает? Ставим плюсик.
4 эксперимент
Я приготовила для вас кошельки. Положите купюру и монету в кошелёк. Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. ВЫВОД.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Дети: Ничья.
Воспитатель: а что значит ничья?
Дети: Одинаковое количество плюсиков.
Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети: Размышляют.
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и манеты и купюры.
Ребята, а какое средство оплаты может быть еще в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате?
Дети: Банковская карта.
Воспитатель: Спросим гостей, а удобно ли пользоваться картой?
Уважаемые гости поднимите руку, если считаете, что картой удобно пользоваться.
Воспитатель: Какой вывод сделаем?
Ответы детей.
А вы делали покупки самостоятельно?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что можно купить?»
Перед вами картинки, отберите те из них, на которых изображено, что можно купить за деньги. (Дети рассматривают картинки, вместе с воспитателем, рассуждают, что можно купить).
Воспитатель: а почему 4 картинки остались. А что нельзя купить за деньги?
Дети: Ответы. (Дружбу, любовь, жизнь)
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Вот сколько стоит ваша дружба?
Дети: Нисколько.
Воспитатель: Она бесценна, совершенно верно.
Река времени: дети берут по одной картинке с деньгами, товарами, зверями и располагают их под соответствующими картинками первобытного, древнего и современного мира.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал, сегодня запомнилось, сегодня было трудно»)
Мне очень понравилось с вами играть. Вы были самые настоящие исследователи. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас»
Воспитатель: Благодарю за работу.