Елена Жевненко
«Эмоциональное благополучие детей». Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной
деятельности по образовательной области “Социально-коммуникативное развитие”
Программные задачи:
1. Повторить с детьми знакомые эмоциональные состояния – радость, грусть, злость.
Публикация «„Эмоциональное благополучие детей“, Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
2. Научить различать эмоциональные состояния стеснительности и стыда.
3. Активизировать эмоциональный словарь путем правильного определения эмоциональных состояний; учить использовать слова (синонимы и антонимы); учить использовать в речевых ситуациях личный опыт ребенка, подводя его к осознанию значений слов, обозначающих эмоции.
4. Познакомить с новыми понятиями “презрение”, “высокомерие”, вспомнить сказки, в которых встречаются доброжелательные персонажи и высокомерные.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение к окружающим.
6. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.
Материал: рисунки с лицами детей в различных эмоциональных состояниях, пиктограммы, “сарафанчики” желтого, красного, голубого, коричневого, зеленого, черного цветов; сигнальные карточки; отрыки из книг: А. Н. Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”, Г. Х. Адерсен “Гадкий утенок”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”.
- Дети, вы знаете, что люди испытывают разные эмоции (чувства). Мы называем их эмоциональным состоянием. Какие эмоции (чувства) вы знаете?
Дети называют знакомые эмоции – страх, радость, грусть и т. д.
- Посмотрите на эти рисунки (лица детей). Кто из этих детей испытывает радость? Как вы поняли, что он испытывает состояние радости? Какие глаза у человека, когда он радостный? (светящиеся, веселые) Какие у него губы, рот? (улыбающиеся губы, рот до ушей) Скажите, когда вы испытываете радость?
- А когда ребенок грустит? Найдите изображение этой эмоции. Посмотрите, брови, кончики губ опущены. Какое чувство вызывает у нас этот мальчик? Да, нам его жалко. Как его можно развеселить? Расскажите, когда вам бывало грустно.
- А какое лицо у этого ребенка? (Злое) Вам оно нравится? Оно красивое? Когда бывает такое лицо? Что надо сделать, чтобы этот человек не злился, а стал веселым и добрым? Скажите, а вы когда-нибудь испытывали такое чувство, как злость? Это хорошее чувство? Почему?
- Как вы думаете, ребята, такие эмоции, как стыд и стеснительность – это одно и тоже? Как мы поймем, что человек стесняется? Какое чувство испытывает человек, когда стесняется? (смущение) В каких ситуациях мы можем испытывать смущение? (пришли к незнакомым людям в гости; пришли в новый Детский сад; оказались одни, без мамы в незнакомом месте) Как помочь в этой ситуации? (Подойти доброжелательно, сказать, что рада познакомиться, подружиться, пригласить в игру. Ребенок перестанет стесняться и почувствует себя счастливым.)
- Скажите, чем отличается стеснительность и стыд?
- Да, человеку стыдно, когда он совершил неблаговидный поступок, за который его могут даже наказать. Есть такие выражения - “Сгореть со стыда”, “Красный, как рак”. Что они означают. Молодцы, правильно ответили.
- А сейчас, ребята, возьмите пиктограммы. Какие эмоциональные состояния они выражают? (радость, удивление, грусть, злость, страх) Перед вами лежат разноцветные сарафанчики. Подберите к пиктограммам подходящий сарафанчик.
Физкультминутка “Волшебные острова”
Дети сейчас мы с вами поедем на Волшебные острова и будем изображать жителей островов. На одном острове люди были всегда веселые, на другом жили плаксы, на третьем всегда дрожали от страха, на четвертом всему удивлялись.
- Как можно назвать эти острова? (“Остров радости”, “Грустный Остров”, “Остров Трусишек”, “Удивительный остров”)
Дети под музыку показывают эмоциональные состояния, соответствующие названию островов.
Воспитатель читает отрывок из сказки А. Толстого “Золотой ключик или приключения Буратино”. После чтения проводится беседа.
- Давайте вспомним, каким был в сказке Буратино? (Веселым, непослушным) Как другими словами можно сказать про него, какой он? (Веселый, озорной, смешливый, резвый, легкомысленный)
- А Пьеро такой же, или он был другим – полной противоположностью Буратино? (Он был всегда грустным, печальным, серьезным)
- Да, Буратино был веселым. Как вы это определили? Что он делал? (Смеялся, веселился, озорничал, резвился, шутил) Пьеро был грустным. Что он делал? (Плакал, грустил, печалился)
- Как вы представляете себе Карабаса-Барабаса? Какой он? (Злой, недобрый, страшный) А папа Карло у всех тоже вызывает страх? (Нет, он был добрый)
- А теперь послушайте отрывок их другой сказки. Что это за сказка? (“Малыш и Карлсон”)
- Вы хотели бы иметь такого друга как Карлсон? Почему? (Он веселый, добрый)
- Давайте подумаем, на какого персонажа из сказки “Золотой ключик” похож Карлсон? (На Буратино) Чем они с Карлсоном похожи? (Весеые, непослушные, всегда смеются)
- Подберите к слову “веселые” слова близкие по смыслу. Какие Карлсон и Буратино? (Озорные, смешливые, радостные) Как называют таких людей? (Весельчак, шутник, озорник)
- А когда человек грустит, как можно сказать о нем по-другому? Как в сказках описывается это эмоциональное состояние героев? (Печалится, горюет, кручинится, головушку повесил)
- Мы можем этими словами сказать (печалится, горюет, кручинится, головушку повесил) о Карлсоне? Правильно, конечно, нет.
- А теперь послушайте и скажите, строчки из какой сказки вы услышите? (Г. Х. Андерсен “Гадкий утенок”)
- О ком говорится в этой сказке? Кто вам запомнился? Каким показан утенок в сказке? Что он испытывал на птичьем дворе? Какие чувства? Как к утенку относились взрослые утки, куры и даже его утка-мать? Почему? (Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” А мать прибавляла: “Глаза бы мои на тебя не глядели!” Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногой)
- Знаете ли вы, как назвать то, что демонстрировали утенку птицы с птичьего двора? (Высокомерие и презрение) Высокомерие – это враждебное, пренебрежительное, неодобрительное отношение к другому. Утенка щипали, клевали, толкали его ногой.
- Почему они так делали и говорили? Какое чувство они испытывали к утенку? Да, птицы считали его безобразным, гадким, говорили, что он несносный урод, потому что утенок был непохож на всех остальных. И такое отношение мы называем презрительным.
- Трудно жилось утенку на птичьем дворе или ему было все равно, как к нему относились? Почему?Какие чувства к “гадкому утенку” испытываете вы? Если бы вы оказались на птичьем дворе, как бы вы помогли утенку?
- Ребята, это грустная сказка? Чем она закончилась? Какой у нее конец? Какие чувства испытывал “гадкий утенок”, когда прекрасные птицы – лебеди приняли его в свою стаю? (Радость, восторг, ликование, смущение (спрятал голову под крыло)
- Давайте с вами вспомним сказки, в которых есть доброжелательные и высокомерные персонажи.
(“Дюймовочка” д. : ласточка, принц эльфов;
Г. Х. Андерсен в. : жаба, майский жук; полевая мышь, крот.
“Царевна-лягушка” д. : царь-отец;
русские народные сказки в. : братья Ивана-царевича, их жены.)
- Молодцы, ребята, правильно назвали доброжелательных и высокомерных персонажей.
- Сейчас вы мне покажете, какое у вас настроение. Возьмите цветную карточку, которая соответствует вашему настроению и поднимите ее. Хорошо.
- Наше занятие подходит к концу. Если вам оно понравилось, поднимите красную сигнальную карточку, если нет – синюю.
- А сейчас каждый оценит себя. Если вы считаете, что занимались хорошо, поднимите красную сигнальную карточку, а если наоборот – синюю.
- Молодцы, ребята. Занятие окончено.