Получи документы

Конспект профилактического занятия для подростков «Эмоции и чувства. Как контролировать гнев»

людмила глущенко
Конспект профилактического занятия для подростков «Эмоции и чувства. Как контролировать гнев»

Профилактическое занятие для подростков :

«Эмоции и чувства. Как контролировать злость».

Актуальность темы. Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным», что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно. Некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, поэтому в этот период жизни могут возникать повышенная тревожность, агрессивность и различные страхи. В свою очередь, эмоциональное неблагополучие тесно связано со школьной неуспеваемостью, трудностями общения со сверстниками и взрослыми.

Публикация «Конспект профилактического занятия для подростков „Эмоции и чувства, Как контролировать гнев“» размещена в разделах

В связи с особенностями подросткового возраста, психологическое просвещение в сфере расширения представлений подростков об эмоциях и чувствах приобретает особую актуальность. Данное направление просветительской работы создает условия для улучшения понимания подростками своего эмоционального состояния, причин его возникновения и возможных способов совладения с ним, а также осознания влияния эмоций на отношения с другими людьми, и на другие жизненные сферы.

Цель занятия : расширение знаний подростков об эмоциональной сфере, особенностях переживания, проявления эмоций и способов их контроля.

Задачи:

• информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания;

• создание условий для развития способности к осознанию подростками собственного мира эмоций и чувств;

• создание условий для развития способности подростков понимать эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.

Целевая группа: несовершеннолетние подросткового возраста (15-16 лет).

Форма проведения: групповое занятие с элементами социально-психологического тренинга.

Необходимые материалы: интерактивная доска для демонстрации презентации, листы бумаги, конверты с индивидуальным заданием. Продолжительность занятия 40-45 минут.

Ход занятия:

Этапы занятия, упражнения

Содержание Цели занятия, упражнений

• Приветствие, представление ведущего;

Рассказ о целях занятия, мотивация на работу в группе.

Знакомство, ориентация участников в целях занятия

упражнение «Всем мы разные…» Каждому участнику дается лист бумаги, ведущий просит закрыть глаза и сложить лист бумаги, далее дается задание оторвать правый угол листа и опять сложить лист, так повторяется несколько раз. У всех участников получаются разные листы, что говорит об индивидуальности каждого человека.

• Теоретическая часть «Эмоции и чувства»

Демонстрация презентации «Я чувствую…», информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания, фундаментальных эмоциях человека и способов их контроля. Психологическое просвещение

Обсуждение способов совладения с негативными эмоциями Совместное рассуждение о том, как можно преодолеть негативные эмоции, раскрытие собственного опыта участников Расширение знаний о способах эмоциональной саморегуляции

Упражнение «Я могу справится с гневом» Каждому участнику дается конверт с описанием жизненной ситуации, вызывающей чувство агрессии. Необходимо преодолеть негативные эмоции. Расширение знаний о способах эмоциональной саморегуляции. Закрепление материала.

Сегодня мы с вами обсудим виды эмоций, которые испытываем каждый день, которые делают нашу жизнь ярче или же наоборот сгущают краски на те или иные обстоятельства. Попробуем разобраться, что же такое «эмоция» и можно ли контролировать свои чувства. Для начала проведем небольшой эксперимент.

Упражнение «Все мы разные».

Сайд№1

Материал для теоретической части.

Эмоции — это переживание наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а также к самому себе, это реакции на конкретные ситуации.

Слайд№2

Наши эмоции и чувства выполняют много важных функций:

• Регулируют поведение человека - либо поощряют двигаться в верном направлении, либо удерживают от неверных шагов (например, если поведение человека делает его сильнее, то это вызывает радость, интерес, а если человек действует во вред себе, то у него возникают неприятные переживания).

• Стимулируют человека к развитию, освоению нового опыта (обычно человек начинает что-то менять в своей жизни, когда чувствует, что уже не может жить так, как раньше).

Эмоции и чувства облегчают возможности взаимопонимания между людьми, способствуют сплочению и более тесному общению.

• Жизнь без эмоций становится пустой и неинтересной.

Слайд№3

Американский психолог Кэррол Изард выделил несколько «чистых», «фундаментальных» эмоций - это интерес, радость, удивление, печаль, гнев. Все остальные эмоции - это их различные сочетания. Все эмоции могут выполнять как важные функции, так и быть помехой для человека, например, если эмоции возникают в неподходящих ситуациях или становятся слишком сильными.

Слайд№4

Из преобладающих эмоций и чувств складывается настроение — наше душевное самочувствие.

Чувства — наши эмоциональные отношения к различным объектам и явлениям (любовь, дружба, гордость, счастье, симпатия).

Слайд№5

Чувства более устойчивы, могут проявляться через несколько эмоций (например, когда человек завидует, у него одновременно могут возникнуть и гнев, и обида и стыд). Эмоции связаны с конкретными ситуациями, а чувства с объектами, на которые они направлены.

Когда у человека хорошее настроение, ему самому приятно и уютно в таком состоянии, и окружающим людям тоже приятно находится рядом с человеком, у которого хорошее настроение. А вот рядом с человеком, у которого настроение плохое, окружающим находится некомфортно, поэтому такой человек часто бывает одинок. Выход — каким либо образом изменить свое настроение и сделать его лучше. В жизни происходить много событий, при которых сложно сохранять хорошее настроение, но даже при самых тяжелых жизненных обстоятельствах человек свободен выбирать, как на них реагировать.

Настроение зависит не столько от происходящих вокруг тебя событий, сколько от того, как ты их воспринимаешь.

Слайд№7

Виды эмоций.

По характеру переживания (удовольствие или неудовольствие) эмоции бывают положительные и отрицательные.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

У каждого из «отрицательных» переживаний есть очень важные положительные функции, жизненно необходимые для человека. Так, страх — это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Тоска — реакция, позволяющая легче приспособиться к тяжелым утратам. Зависть — побудительная сила, стимулирующая движение к достижениям. Мудрый человек относится к плохому настроению как к надежному жизненному советчику, принимает то полезное, что есть в каждом из этих состояний, однако не позволяет им отравлять свою жизнь.

Негативные эмоции, без сомнения, мешают в жизни. Злость, зависть, постоянное состояние стресса, - все это крайне отрицательно сказывается на состоянии здоровья, и увы, на продолжительности жизни. Если вы постоянно злитесь на окружающих, ссоритесь и не можете справиться с агрессией, то вам полезно будет узнать о том, как побороть в себе злость и раздражительность.

Вспомните, пожалуйста, ситуацию, которая вызвала у вас чувство гнева. Что вы испытывали? Смогли избежать конфликт?

Слайд№8

Как побороть злость и раздражительность

Слайд№9

1. Конструктивное выражение. Не вздумайте подавлять недовольство внутри себя, ведь это может повлечь за собой психосоматические заболевания. Научитесь выражать свои эмоции культурными словами и фразами, к примеру: «Я чувствую себя некомфортно. Пожалуйста, давайте перенесем разговор, чтобы случайно не обидеть друг друга» или «Меня волнует/не устраивает данная ситуация. Как мы можем ее изменить?»

Слайд№10

2. Фотокарточка орущего человека. Если вы или ваши близкие замечают за вами сильную раздражительность, попробуйте поместить на рабочем столе фотографию орущего человека с неприятной гримасой и старайтесь не выглядеть также.

Слайд№11

3. Управление поведением:

Слежение за признаками злости и раздражительности. Понаблюдайте за тем, в чем выражается ваш гнев. Возможно, ваше лицо краснеет от прилива крови, либо учащается пульс/сердечный ритм, либо усложняется дыхание и появляется нервный тик, а то и дрожь по всему телу? Зафиксируйте свое состояние в момент, после которого следует вспышка гнева.

Уход от стрессовой ситуации. Как только вы понимаете, что скоро «взорветесь», прервите взаимодействие с оппонентом, сказав ему об этом примерно в таком ключе: «Я слишком рассержен/разгневан, мне нужно оставить тебя на какое-то время. Продолжим наш диалог позже». Поскольку вы заранее предупредили своего обидчика, ваш уход не будет выглядеть побегом. Когда вы покинули комнату/кабинет, успокойтесь и вернитесь обратно. Не нужно вести себя так, будто ничего не случилось. Скажите примерно следующее: «Я только что сильно разозлился, потому что сложившаяся ситуация раздражает меня/поведение этого человека совершенно недопустимо/если этот вопрос не решить по-другому, нарушится работа всего предприятия».

Слайд№12

4. Отдых. Если трудовая деятельность забирает ваши силы по максимуму, необходимо соблюдать распорядок дня, где несколько часов должно отводиться полноценному отдыху: ложитесь спать не позже 23 часов, во время обеденного перерыва старайтесь выйти на свежий воздух, больше ходите пешком.

Слайд№13

5. Физические упражнения. Ничего сверхъестественного не произойдет, но ваша энергия, не растраченная до конца, будет правильно израсходована в период физической активности, а заодно улучшится и настроение. Занимайтесь тем видом физических нагрузок, которые будут вам по душе, и результат отразится на вашем теле и духе практически сразу.

Слайд№14

6. Дыхательная гимнастика. Если вы чувствуете приближение нервного срыва, выполняйте дыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 2-3 секунды, повторите 10 раз.

Упражнение: «Я могу справится с гневом».

Слайд№15

Если вы будете знать, как побороть в себе злость, ваша жизнь будет долгой и беззаботной.

Слайд №1

Слайд№2

Слайд№3

Слайд№4

Слайд№5

Слайд№6

Слайд№7

Слайд№8

Слайд№9

Слайд№10

Слайд№11

Слайд№12

Слайд№13

Слайд№14

Слайд№15

Прикреплённые файлы:

yemoci_aov6i.pptx | 1140,06 Кб
 
Публикации по теме:

Кляксография «Веселый человечек» по теме «Эмоции и чувства»Кляксография «Веселый человечек» по теме «Эмоции и чувства» Для детей дошкольного возраста крайне важно развивать воображение. В этом помогают сказки, игры, творческие задачки, а также изобразительное.

Конспект индивидуального профилактического занятия «Вся правда о вредном дыме. Административные меры борьбы с курением» Тема: «Вся правда о вредном дыме. Административные меры борьбы с курением». Цель: формирование негативного отношения к табакокурению, информирование.

Конспект профилактического занятия для подростков «Влияние привычек на здоровье человека» Конспект занятия «Влияние привычек на здоровье человека» Подготовила психолог Д. В. Матяшова 2019г Профилактическое занятие.

Конспект занятия для подростков «Формула здоровья» Цели: 1. Выяснить, что такое "здоровье”. 2. Определить факторы, влияющие на здоровье и вывести "формулу здоровья”. Оборудование урока: жетоны.

Конспект занятия по НОД «Эмоции» Конспект НОД в старшей группе по теме «Эмоции». Программное содержание : - учить детей понимать эмоциональное состояние других людей;.

Конспект занятия по театрализованной деятельности «Эмоции» Цель: развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности Задачи: 1. Учить детей произносить текст, используя эмоции.

Конспект занятия: «Эмоции человека» Конспект занятия : «Эмоции человека» Цель: развитие эмоциональной сферы Задачи: -Познакомить с эмоциями «Радость», «Грусть», «Удивление»,.

Памятка для родителей «Песочная арт-терапия выражает чувства, эмоции, переживания» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Песочная арт - терапия выражает чувства, эмоции, переживания» Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность.

Конспект занятия для старших дошкольников «Путешествие в страну «Эмоции» Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Задачи: Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в.

Конспект занятия для подростков «Жизненные ценности» Как хотелось бы нам все осмыслить, понять: Человек может жечь, разрушать, убивать. Человек может лгать, предавать, наживаться, И мечту растоптать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект профилактического занятия для подростков «Эмоции и чувства. Как контролировать гнев»
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 12:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД