Екимова Елена Вячеславовна
Экспериментальная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОО
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.
Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние. Для удовлетворения своих познавательных потребностей у детей есть различные способы познания:
- действия и собственный практический опыт;
- объяснения, рассказы, наблюдения и др. ;
- знакомство с различными источниками информации: книги, телевидение, компьютер и др.
Уровень развития мыслительных операций (анализ, обобщение, сравнение, классификация и др.) у ребенка позволяет ему более осознанно и глубоко разбираться в сведениях о нашем мире. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире.
Дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, приобретать необходимые знания и умения.
Для реализации у ребенка способностей к экспериментированию надо создать условия, и тогда он сохранит первые впечатления. Следует учесть наличие специального оборудования. Ни в коем случае не использовать столовые предметы (ложки, чашки и др.). Надо показать, что исследование - это научный подход изучения того или иного предмета. Поэтому, чтоб получить точный результат, надо работать строго со специальным оборудованием (пробирки, колбы, микроскопы, держатели, спиртовки и др.).
Исследования можно проводить в играх с природным и предметным материалом, например:
- «Строительство дома» - дети на машинах грузят и возят: песок, камни, доски, укрепляют их между собой, узнают их свойства и качества и т. д. ;
- «Строительство моста» - выбирают подходящий материал, для того, чтобы он был прочным, мог выдержать любые перегрузки и т. д. ;
- «Оденемся на прогулку» - дети выполняют практическую работу, узнают свойства тканей, последовательность одевания;
- «Искупаем куклу» - знакомятся со свойством воды, мыла, действием водных процедур на организм человека и др. ;
- «Из чего можно построить дом» - ребенок вспоминает виды строительного материала, подбирает сопутствующие материалы, представляет, как его будет строить, воспроизводит в мыслях его общий вид;
- «Как перебраться через реку?»;
- «На что похоже?»;
- «Как сварить пшенную кашу» и т. д.
Чувствительные:
- «Что можно делать с теплой водой?» - ребенок трогает руками воду, передает свои ощущения: хочется купаться, мыть посуду, стирать белье, играть с игрушками и т. д. ;
- «Колючий коврик» - дети ходят босиком, убеждаются, что это приятная процедура, исследуют, на какие участки кожи воздействуют колючки и др.
Интересны эксперименты с животными : морской свинкой, улитками, рыбками, ежиком. Дети убеждаются в том, что животные способны реагировать на доброту, тепло, свет, корм; дети учатся быть заботливыми и внимательными.
Используя в эксперименте растения, дети с удивлением узнают, что это тоже живые объекты, и по-другому начинают относиться к ним в окружающей среде.
Увлекательно проходят исследования по изучению и ознакомлению с разнообразными механизмами, часами: настенными, водяными, солнечными, песочными ручными, часами-кулонами, электронными; пружинами, магнитами, конструкторами, ключами, замками и др.
Для полноценного проведения исследования мало иметь определенное оборудование, важно, чтоб воспитатель обладал знаниями в области биологии, химии, физики, ботаники, природоведении, мог грамотно, с научной точки, объяснить детям результат исследования.
Целесообразно подводить итоги эксперимента в игровой, интересной форме, обязательно поощрять детей за их старание, внимание, наблюдательность.
Успех проведения исследований зависит от совместного желания ребенка и воспитателя.
Планирование экспериментальной
деятельности с детьми
Начинать экспериментальную деятельность необходимо с простейших предметов и материалов - это: вода, ткань, бумага, снег, песок и др.
Планирование экспериментальной деятельности с детьми. До начала проведения эксперимента необходимо с детьми составить план:
1. Выбрать объект исследования.
2. Подобрать необходимое оборудование.
3. Уточнить, каким будет эксперимент : кратковременным или долговременным:
а) знать, для чего проводится опыт;
б) закрепить последовательность выполнения;
в) определить, каким будет результат.
4. Вспомнить правила безопасности.
5. Проводить эксперимент самостоятельно или с воспитателем.
6. Фиксировать результаты в карточках или в альбоме.
7. Сравнить полученные результаты.
8. Провести анализ:
а) оправдался ожидаемый результат;
б) какой момент был самый интересный;
в) в чем испытывали затруднение;
г) эксперимент повторить еще раз.
9. Домашнее задание.
Примерный алгоритм проведения
занятия-экспериментирования
1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.
2. Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.
5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования учебных пособий.
6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.
7. Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т. д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.
Примерная структура занятия-экспериментирования :
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
8. Решение экспериментальных задач по способу применения в аудитории:
- демонстрационные;
- фронтальные.
Детское экспериментирование тесно связано с наблюдением и трудом. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связанно с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования; с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с изобразительной деятельностью, с формированием элементарных математических представлений.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
1. По характеру объектов:
- опыты с животными;
- опыты с объектами неживой природы;
- опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
- в групповой комнате;
- на участке;
- в лесу, в поле и т. д.
3. По количеству детей:
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективные.
4. По причине их проведения:
- случайные;
- запланированные;
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По месту в цикле:
- первичные;
- повторные;
- заключительные, итоговые.
6. По характеру мыслительных операций:
- констатирующие;
- сравнительные;
- обобщающие.
7. По характеру познавательной деятельности :
- иллюстративные;
- поисковые.
Особенности детского экспериментирования
Детское экспериментирование свободно от обязательности. Не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Дети не могут работать не разговаривая. При проведении экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.
Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов эксперимента.
Важно понимать, что у ребенка есть право на ошибку. Применять адекватные способы вовлечения детей в работу. Соблюдать правила безопасности.
Способ введения ребенка в целостный педагогический процесс (эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое).
Анализ результатов и формулирование выводов. Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношения к работе.
Методические требования к подготовке и проведению экспериментов
Случайные наблюдения и эксперименты не требуют специальной подготовки, но педагог должен обладать немалыми биологическими познаниями, постоянно заниматься самообразованием по всем разделам биологии, географии, земледелия.
Плановые наблюдения и эксперименты начинаются с определения дидактических задач, затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомит с ним заранее - и на практике, и по художественной литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель и задачу, которая должна быть решена. Дает время на обдумывание, обсуждение методики и хода эксперимента и затем привлекает детей к проведению эксперимента.
Постановка эксперимента является не самоцелью, а одним из способов развития детского мышления. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей полной тишины, они должны быть раскрепощены. Но, чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.