Евгения Витальевна Стаценко
Проект для детей старших и подготовительных групп «Эксперимент — наблюдение за ростом лука в разных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский
краткосрочный проект
в подготовительной группе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 4»
Воспитатель: Стаценко Е. В.
Эксперимент – наблюдение
за ростом лука в разных условиях
Актуальность темы:
Публикация «Проект для детей старших и подготовительных групп „Эксперимент — наблюдение за ростом лука в разных условиях“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы, памяти, воображения, внимания.
-Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину.
- Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
-Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана!
Цель исследования:
-формирование основ исследовательской и трудовой деятельности у дошкольников в процессе посадки лука и наблюдения за его ростом в разных условиях.
Задачи:
- Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
- Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (влага, тепло, свет).
- Воспитывать желание производить трудовые действия.
- Формировать чувство ответственности при уходе за луком.
- Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Объект исследования: репчатый лук (4 луковицы одинакового размера)
Оборудование: Промаркированные стаканы или банки одного размера (4 шт.); клеёнка, грунт, лопатки, вода в лейке, салфетки, поднос, фартуки, нарукавники)
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Формы реализации проекта :
Формы работы с детьми: чтение художественной литературы, наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации.
Этапы проекта :
1. Этап. Аналитический: (начальный этап)
Выявление знаний детей о луке.
2. Этап. Подготовительный : (теоретический)
- подбор цветных иллюстраций, художественной литературы по тематике;
- составление плана работы;
- подготовка грунта, луковиц для экспериментирования.
3. Этап. Практический: (основной)
- НОД по экологическому воспитанию «Посадка репчатого лука на перо»;
-Организация эксперимента «Наблюдение за ростом лука в разных условиях».
4. Этап. Заключительный: (итоговый)
- Оформление дневника наблюдений за луком. (с зарисовками в дневнике наблюдений)
Результаты проекта :
- Дети научились сажать и ухаживать за луком.
- У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука в разных условиях.
- Научились сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Получили удовлетворение от совместной деятельности, радость переживания, сознание собственных умений.
- Улучшился эмоциональный контакт между детьми, родителями, педагогами.
- Родители получили полезную информацию о содержании работы в ДО.
Организация эксперимента –
«Наблюдение за ростом лука в разных условиях»
Наблюдение – это целенаправленное восприятие и сложный познавательный процесс. На основе совместной деятельности детей и воспитателя, формируются конкретные знания, которые развивают мышление и речь детей.
• Наше наблюдение совмещается с экспериментом, оно будет длительным. Длительное наблюдение требует обязательной зарисовки (дневник) и фотофиксации каждого этапа наблюдения.
• Выбираем четыре одинаковые луковицы и помещаем в разные условия.
Наблюдения на первый день.
Обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твердые.
Вопрос: Что нужно растению для роста?
(Вода, тепло и свет)
Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода - синий круг, тепло – красный, свет – желтый, коричневый – грунт, черный – означает отсутствие солнечных лучей, т. е. света, белый круг – отсутствие воды.
Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для нее созданы все условия для роста.
Вторую луковицу ставим в банку с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой, или просто, ставим её в шкаф, где все время темно.
Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепле и на свету. На банку наклеим белый круг – отсутствие воды. Красный – наличие тепла и желтый - наличие света.
Четвертую луковицу ставим в грунт, где так же, как и в первой банке созданы все условия. У нее есть тепло, свет и мы периодически будем поливать водой грунт.
(В первый день эксперимента, делаем зарисовки лука, и фотографии)
Наблюдения на седьмой день.
Через семь дней предложить детям рассмотреть луковицы и выяснить, какие изменения произошли с ними, сделать зарисовки в дневник наблюдений :
1- я луковица
• Воды стало меньше. Появились маленькие корни.
2 – я луковица
• Вода стала слегка грязной.
3 – я луковица
• На дне банки появились маленькие капельки воды.
4 – я луковица
• Появились маленькие пёрышки.
Наблюдения на четырнадцатый день.
1-я луковица
• Зеленые перышки стали выше,
• корни стали больше. воды – меньше.
2 – я луковица
• Вода грязная,
• появился неприятный запах,
• корней нет, появились бледно – желтые пёрышки.
3 – я луковица
• Без изменений,
• капельки воды на дне банки.
4 – я луковица
• Пёрышки стали значительно выше и ярко зеленые.
Наблюдения на двадцать первый день.
1- я луковица
• хорошие зеленые ростки, какие должны быть у лука,
• сильные, длинные корни, они пили много воды,
• стрелки у лука выросли крепкие, зеленые и сочные.
2 – я луковица
• корешки выросли, но они более слабые,
• стрелочки есть, но они бледные, маленькие и желтые.
3- я луковица
• корни не появились,
• ростки не выросли,
• луковица стала мягкой и вялой,
• капельки воды грязные и пахнут плохо.
4- я луковица
• Сильные длинные пёрышки сочно – зеленого цвета,
• Пахнет приятно - витаминами.
Выводы:
• Для роста растений, для того чтобы они правильно развивались и давали плоды, необходимы: свет, тепло и вода, это показала нам последняя луковица, которая великолепно сохранилась и дали вкусные сочные перья, в которых содержится много полезных веществ и витаминов.
• А вот чтобы овощи, в частности лук, не портились и хорошо хранились, необходима прохлада.
Полезность зеленого лука
• Для нас с вами лук - самый обычный овощ, однако его состав не так прост, как кажется с виду.
• Зеленый лук защищает от вирусных инфекций. Салат с зеленым луком защитит от простуды и гриппа. Перо лука полезно для кроветворения. Введение лука в блюда витаминизирует их и улучшает вкус.
• Свежая зелень лука возбуждает аппетит, делает любое блюдо более привлекательным. Свойства зеленого лука способствуют пищеварению и процессу усвоения пищи, так же он полезен при авитаминозе, упадке сил, сонливости, головокружении, весеннем утомлении.
• Зеленый лук содержит цинк в большем количестве, чем остальная зелень. Недостаток этого элемента может вызвать выпадение волос и ломкость ногтей. К тому же цинк участвует в формировании иммунитета. В зеленом луке содержатся вещества, укрепляющие сердечную мышцу и стенки сосудов, так что сердечникам и просто ослабленным людям необходимо обратить на него внимание.
• Богат лук и кальцием, и фосфором, что очень благотворно для состояния зубов.
• Лук рекомендуется есть как можно больше в свежем виде - добавлять в салаты, заправлять им супы, щи, борщи, окрошку, приправлять тушеные овощи, посыпать картофельное пюре или отварной молодой картофель.
• Зеленый лук необходим человеческому организму круглый год, а особенно зимой и ранней весной.
Загадки про лук.
И зелен, и густ —
На грядке вырос куст.
Начали щипать —
Стали плакать и рыдать.
(Зеленый лук)
Сидит старый дед,
В золотую шубу одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(Лук)
Никого он не огорчает,
Но плакать всех заставляет. (лук)
Пришёл с грядки,
Весь в заплатках,
Взглянешь на него,
Заплачешь все равно. (лук)
Пришла Аня в жё лтом сарафане:
Стали Аню раздевать,
Сразу плакать и рыдать. (луковица)
Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (лук)
Под землей сидит не велик
В золотой шубке старик (лук)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а. (лук)
Хоть он горький - но полезный!
Защищает от болезней!
Микробам разным он не друг -
Потому что это -. (лук)
На нашей грядке сидит Игнатка,
Кафтан Игнатки весь в заплатках.
Если ты Игнатку тронешь,
То всегда слезу обронишь. (лук)
Не умеет он смеяться,
И не любит раздеваться.
Кто с него кафтан снимает,
Слёзы часто проливает. (лук)
Пословицы и поговорки о луке.
Пословицы про лук появились в устной народной речи давно. Есть на Руси такой «Луков день». В Луков день на многих площадках начинался торг репчатым луком – некими плетеницами. Красны девицы заплетали из лука косички и привешивали плетеницы к потолку. Так он и хранился.
В старые времена авторами некоторых интересных изречений об этой важной культуре были лукоторговцы. Чтобы выгодно продать свой товар, они придумывали меткие выражения. Со временем, мудрые изречения вошли в обиход как пословицы и поговорки про лук.
«Горе ты моё, луковое» — так говорили на Руси о человеке, совершающем какие-либо несуразные поступки. Нет возможности без слёз смотреть на то или иное неразумное действие, совершаемое человеком.
Сидит Ермолка на грядке – сам весь в заплатках.
Лук во щах – и голод прощай.
Сидит тупка в семи юбках; кто ни глянет, всяк заплачет.
Вырастишь лук от семи недуг.
Лук – добро и в бою, и во щах (имеется в виду, что лук – это еще и метательное оружие, стрельба стрелами).
Лук да баня все правят.
Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.
Лук с чесноком родные братья.
Лук с чесноком родные братья.
Дневник
наблюдения за ростом лука
Первый день наблюдения
Обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твердые. Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода - синий круг, тепло – красный, свет – желтый, грунт – коричневый, отсутствие света – черный, нет воды – белый.
1 2 3 4
Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для нее созданы все условия для роста.
Вторую луковицу ставим в банку с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой.
Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепле и на свету. На банку наклеим белый круг – отсутствие воды. Красный – наличие тепла и желтый - наличие света.
Четвертую луковицу. ставим в банку с грунтом, с синим, красным, коричневым и желтым кружками. Для нее созданы все условия для роста.
(В первый день эксперимента, делаем зарисовки лука, и фотографии)
Наблюдение за ростом лука
Дата посадки дата дата дата дата дата дата дата
изменения изменения изменения изменения изменения изменения изменения
1
луковица
2
луковица
3
луковица
4
луковица
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников»
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (4–7 лет).
3. Соломенникова О. А., «Ознакомление детей с природой в детском саду в подготовительной группе», Москва, 2019
4. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» система работы в старшей группе детского сада, Москва, 2017