Папки-передвижки

Презентация «Экскурсия — как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»

Анна Лушева
Презентация «Экскурсия — как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»
▼ Скачать + Заказать документы

Представление опыта работы по теме

1 СЛАЙД

«Экскурсия - как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»

Автор: Лушева Анна Николаевна, воспитатель МБДОУ Детский сад №135

2 СЛАЙД

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Публикация «Презентация „Экскурсия — как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру“» размещена в разделах

Среди проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, экскурсия как формирование познавательных интересов является довольно значимой для дошкольников.

Если рассмотреть экскурсию с педагогической точки зрения, то она раскрывается как тематическая образовательно-игровая ситуация, которая помогает детям осваивать содержание образовательной программы. Экскурсия- это коллективная поездка, посещение чего-нибудь с целью ознакомления.

Цель - развитие познавательного интереса детей к окружающему миру.

3 СЛАЙД

По характеру решаемых педагогических задач выделяют четыре разновидности экскурсии.

1. Природоведческая экскурсия

2. Экологическая экскурсия

3. Экскурсии на объекты, которые помогают детям освоить представление о труде людей.

4. Экскурсии эстетического характера

4 СЛАЙД

1. Природоведческая экскурсия проводится в определенной системе.

Цель- знакомить с сезонными изменениями, развивать умения видеть их и понимать причину происходящего в природе.

Экскурсия «Где ты, ветерок?»

Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач, где решением является знакомство с природой, т. е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерные особенности.

5 СЛАЙД

2. Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных взаимосвязей в мире природы:

Экскурсия на участок детского сада «Покормите птиц зимой»

- между животными и растениями;

- между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни;

6 СЛАЙД

- между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования;

- между различными живыми существами в одной экосистеме

7 СЛАЙД

3. Экскурсии на объекты, которые помогают детям освоить представление о труде людей.

«Экскурсия в прачечную детского сада»

- осознание детьми значимости трудовой деятельности взрослых (зачем нужна профессия, что является результатом труда);

- знакомство с техникой, машинами, механизмами, которые облегчают труд взрослых;

- формирование представлений о структуре конкретного трудового процесса (мотив и цель, инструменты, набор трудовых действий, результат труда);

8 СЛАЙД

- ознакомление с личностными и профессиональными качествами работников;

- воспитание нравственного (бережного) отношения к предметам как результатам человеческого труда;

- осознание значения правильного выбора профессии как условия жизненного успеха.

9 СЛАЙД

4. Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научится воспринимать красоту природы, и развивают культуру его чувств.

«Экскурсия в осенний парк»

Структура экскурсии.

1. Вводная беседа: введение мотивирующей ситуации, игрового сюжета, обращение к опыту детей; обращение к художественному слову; использование репродукций картин. Например, перед экскурсией в весенний лес дети рассматривают репродукции картин И. Левитана «Март» или К. Юона «Конец зимы. Полдень», передающих предчувствие наступающей весны. Внимание детей обращается на то, что художники изобразили самое начало весны, когда лучи солнца только начинают согревать землю. Об этом свидетельствуют и глубокое бездонное небо, и мягкий солнечный свет, и глубокие синие тени на снегу, и осевшие сугробы, которые уже потеряли свою белизну.

Эмоциональное воздействие картин усиливается при прослушивании музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Март» и чтение отрывка из стихотворения Бунина «Ещё и холоден и сыр…»

Прозрачно - бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

10 СЛАЙД

2. Основная часть:

коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи экскурсии; индивидуальные самостоятельные наблюдения; решение проблемных ситуаций, загадки, дидактические игры; сбор материала; художественное слово; фотографирование.

Воспитатель помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи. Основное внимание в процессе наблюдения уделяется вопросам и вопросам- заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходства, устанавливать взаимосвязь.

По окончании основной части воспитатель даёт детям возможность удовлетворить любознательность в самостоятельных наблюдениях.

И предлагается собрать разнообразный материал: такой как природный и бросовый, древесные отходы.

При этом он сам не остается безучастным, а проявляет к их действиям живой интерес : задаёт вопросы «заражает» своими эмоциями (удивлением, восхищением, поддерживает инициативу детей и обменивается с ними впечатлениями.

Это даёт возможность привлечь менее активных детей к совместной деятельности. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество. Собранный материал сортируют раскладывают по папкам, корзинкам, и часть его тут же используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают название растений и их частей. Целесообразны игры: «От зернышка до булочки», «Угадай по описанию», «Что изменилось?» и др.

Эффективным приёмом является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий.

11 СЛАЙД

3. Заключительная часть:

вопросы к детям, обобщение результатов выполненных детьми при самостоятельной работе и заключительная беседа о том, что дети узнали нового на экскурсии, домашнее задание. Повторение правил поведения в лесу, по дороге, на объекте и их обоснование.

Например можно использовать следующие вопросы:

-Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?

-Что должен знать человек, выбравший эту профессию?

-Что получается в результате труда?

В беседу включаем занимательные вопросы, пословицы, загадки.

В конце беседы отмечаем смышленых, наблюдательных, организованных ребят.

Предлагается домашнее задание: рассказать родителям о том куда ходили, подобрать картинки, организовать фотовыставку «Краски осени», принять участие в «Выставке поделок из природных материалов»

12 СЛАЙД

Подготовка к экскурсии

1. Наметить тему экскурсии, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей. «Где ты, ветерок?»

2. Определить цель, задачи экскурсии, составить предварительный план экскурсии.

3. Выбрать место проведения экскурсии, разработать маршрут. Предусмотреть место для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно-полезной деятельности детей.

4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5. Продумать методику проведения экскурсии.

6. Планировать организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения) выполнение общественно-полезных дел, распределение обязанностей между подгруппами или отдельными детьми.

13 СЛАЙД

Подготовка детей к экскурсии

За несколько дней до экскурсии нужно провести с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезны в ходе экскурсии, сообщая цель- дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать.

Перед экскурсией предложить заучить стихотворение

14 СЛАЙД

Результаты экскурсии

1. Повышается познавательный интерес у детей к окружающему миру.

- Обогащаются представления детей о социальном мире;

- Соотносятся результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий;

- Устанавливается связь между качеством труда, физическим усилием человека и используемыми инструментами, техникой.

2. Проявляют самостоятельность.

- Научились строить наглядно-схематичную, мысленную модель трудового процесса.

- Составление альбомов «Все работы хороши», составление портретов месяца, копилки «Подарки осени» (зимы, лета, весны);

- В сюжетно- ролевых и театрализованных играх отражалось увиденное на экскурсиях;

- Применяют самостоятельные знания полученные на экскурсиях в придумывании дидактических игр;

3. Проявляют наблюдательность.

- Научились подмечать характерные признаки предметов и явлений, устанавливать необходимые связи.

4. Активизируется словарный запас детей и развивается связная речь.

15 СЛАЙД

Правильно проведенная экскурсия оставляет глубокий след в детской памяти и находит отражение в творческих играх детей, оказывая влияние на их поступки и поведение.

Литература

1. Дети, взрослые и мир вокруг. Авторы Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова /Москва «Просвещение» 1993г. /

2. Листок на ладони. Л. М. Маневцова /2003г. /

3. Журнал «Управление ДОУ» №2, 2004г. и №1, 2005г.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Геокэшинг — туристическая игра как средство развития познавательного интереса и творческой инициативы дошкольников Прежде чем раскрывать термин «Геокэшинг» я предлагаю рассмотреть понятия «познавательный интерес» и «творческая инициативность» Познавательные.

Мини-музей как средство развития познавательного интереса старших дошкольников «Мини-музей как средство развития познавательного интереса старших дошкольников» Дошкольный возраст – важная страница в жизни ребенка дошкольника.

ИКТ как средство развития познавательного интереса детей 6–7 лет Среди проблем, которые возникают перед педагогом дошкольного образовательного учреждения, все более ярко на первый план выступают те проблемы,.

Конспект открытого занятия по окружающему миру «Экскурсия в школу здоровья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №262» Конспект непосредственно образовательной деятельности.

Конспект по окружающему миру «Экскурсия по осеннему парку» в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ласточка» муниципального образования город Десногорск Смоленской.

Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру При организации прогулок, с целью познавательного развития детей дошкольного возраста необходимо опираться на содержание образовательной.

Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольника Педагогическая находка в образовательной области «Познавательное развитие» «Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольника».

Презентация по окружающему миру «Проект «Кто нас защищает» в 3 классе» 1 слайд Моя работа называется "Кто нас защищает" 2 слайд Цели и задачи работы 3 слайд Чтобы нас защитить, созданы службы защиты населения.

Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира История – есть область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом. История выступает в роли источника.

Опыт работы «Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, к событиям, происходящим в жизни страны» Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Экскурсия — как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»
Опубликовано: 7 октября 2019 в 23:23
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Экскурсия — как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Лушева (УИ 1609016) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД