Анна Лушева
Презентация «Экскурсия — как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта работы по теме
1 СЛАЙД
«Экскурсия - как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру»
Автор: Лушева Анна Николаевна, воспитатель МБДОУ Детский сад №135
2 СЛАЙД
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Публикация «Презентация „Экскурсия — как форма развития познавательного интереса дошкольника к окружающему миру“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Среди проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, экскурсия как формирование познавательных интересов является довольно значимой для дошкольников.
Если рассмотреть экскурсию с педагогической точки зрения, то она раскрывается как тематическая образовательно-игровая ситуация, которая помогает детям осваивать содержание образовательной программы. Экскурсия- это коллективная поездка, посещение чего-нибудь с целью ознакомления.
Цель - развитие познавательного интереса детей к окружающему миру.
3 СЛАЙД
По характеру решаемых педагогических задач выделяют четыре разновидности экскурсии.
1. Природоведческая экскурсия
2. Экологическая экскурсия
3. Экскурсии на объекты, которые помогают детям освоить представление о труде людей.
4. Экскурсии эстетического характера
4 СЛАЙД
1. Природоведческая экскурсия проводится в определенной системе.
Цель- знакомить с сезонными изменениями, развивать умения видеть их и понимать причину происходящего в природе.
• Экскурсия «Где ты, ветерок?»
Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач, где решением является знакомство с природой, т. е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерные особенности.
5 СЛАЙД
2. Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных взаимосвязей в мире природы:
• Экскурсия на участок детского сада «Покормите птиц зимой»
- между животными и растениями;
- между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни;
6 СЛАЙД
- между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования;
- между различными живыми существами в одной экосистеме
7 СЛАЙД
3. Экскурсии на объекты, которые помогают детям освоить представление о труде людей.
• «Экскурсия в прачечную детского сада»
- осознание детьми значимости трудовой деятельности взрослых (зачем нужна профессия, что является результатом труда);
- знакомство с техникой, машинами, механизмами, которые облегчают труд взрослых;
- формирование представлений о структуре конкретного трудового процесса (мотив и цель, инструменты, набор трудовых действий, результат труда);
8 СЛАЙД
- ознакомление с личностными и профессиональными качествами работников;
- воспитание нравственного (бережного) отношения к предметам как результатам человеческого труда;
- осознание значения правильного выбора профессии как условия жизненного успеха.
9 СЛАЙД
4. Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научится воспринимать красоту природы, и развивают культуру его чувств.
• «Экскурсия в осенний парк»
Структура экскурсии.
1. Вводная беседа: введение мотивирующей ситуации, игрового сюжета, обращение к опыту детей; обращение к художественному слову; использование репродукций картин. Например, перед экскурсией в весенний лес дети рассматривают репродукции картин И. Левитана «Март» или К. Юона «Конец зимы. Полдень», передающих предчувствие наступающей весны. Внимание детей обращается на то, что художники изобразили самое начало весны, когда лучи солнца только начинают согревать землю. Об этом свидетельствуют и глубокое бездонное небо, и мягкий солнечный свет, и глубокие синие тени на снегу, и осевшие сугробы, которые уже потеряли свою белизну.
Эмоциональное воздействие картин усиливается при прослушивании музыкальной пьесы П. И. Чайковского «Март» и чтение отрывка из стихотворения Бунина «Ещё и холоден и сыр…»
Прозрачно - бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
10 СЛАЙД
2. Основная часть:
коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи экскурсии; индивидуальные самостоятельные наблюдения; решение проблемных ситуаций, загадки, дидактические игры; сбор материала; художественное слово; фотографирование.
Воспитатель помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи. Основное внимание в процессе наблюдения уделяется вопросам и вопросам- заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходства, устанавливать взаимосвязь.
По окончании основной части воспитатель даёт детям возможность удовлетворить любознательность в самостоятельных наблюдениях.
И предлагается собрать разнообразный материал: такой как природный и бросовый, древесные отходы.
При этом он сам не остается безучастным, а проявляет к их действиям живой интерес : задаёт вопросы «заражает» своими эмоциями (удивлением, восхищением, поддерживает инициативу детей и обменивается с ними впечатлениями.
Это даёт возможность привлечь менее активных детей к совместной деятельности. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество. Собранный материал сортируют раскладывают по папкам, корзинкам, и часть его тут же используют для игр и упражнений.
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают название растений и их частей. Целесообразны игры: «От зернышка до булочки», «Угадай по описанию», «Что изменилось?» и др.
Эффективным приёмом является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий.
11 СЛАЙД
3. Заключительная часть:
вопросы к детям, обобщение результатов выполненных детьми при самостоятельной работе и заключительная беседа о том, что дети узнали нового на экскурсии, домашнее задание. Повторение правил поведения в лесу, по дороге, на объекте и их обоснование.
Например можно использовать следующие вопросы:
-Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?
-Что должен знать человек, выбравший эту профессию?
-Что получается в результате труда?
В беседу включаем занимательные вопросы, пословицы, загадки.
В конце беседы отмечаем смышленых, наблюдательных, организованных ребят.
Предлагается домашнее задание: рассказать родителям о том куда ходили, подобрать картинки, организовать фотовыставку «Краски осени», принять участие в «Выставке поделок из природных материалов»…
12 СЛАЙД
Подготовка к экскурсии
1. Наметить тему экскурсии, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей. «Где ты, ветерок?»
2. Определить цель, задачи экскурсии, составить предварительный план экскурсии.
3. Выбрать место проведения экскурсии, разработать маршрут. Предусмотреть место для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно-полезной деятельности детей.
4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
5. Продумать методику проведения экскурсии.
6. Планировать организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения) выполнение общественно-полезных дел, распределение обязанностей между подгруппами или отдельными детьми.
13 СЛАЙД
Подготовка детей к экскурсии
За несколько дней до экскурсии нужно провести с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезны в ходе экскурсии, сообщая цель- дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать.
Перед экскурсией предложить заучить стихотворение
14 СЛАЙД
Результаты экскурсии
1. Повышается познавательный интерес у детей к окружающему миру.
- Обогащаются представления детей о социальном мире;
- Соотносятся результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий;
- Устанавливается связь между качеством труда, физическим усилием человека и используемыми инструментами, техникой.
2. Проявляют самостоятельность.
- Научились строить наглядно-схематичную, мысленную модель трудового процесса.
- Составление альбомов «Все работы хороши», составление портретов месяца, копилки «Подарки осени» (зимы, лета, весны);
- В сюжетно- ролевых и театрализованных играх отражалось увиденное на экскурсиях;
- Применяют самостоятельные знания полученные на экскурсиях в придумывании дидактических игр;
3. Проявляют наблюдательность.
- Научились подмечать характерные признаки предметов и явлений, устанавливать необходимые связи.
4. Активизируется словарный запас детей и развивается связная речь.
15 СЛАЙД
Правильно проведенная экскурсия оставляет глубокий след в детской памяти и находит отражение в творческих играх детей, оказывая влияние на их поступки и поведение.
Литература
1. Дети, взрослые и мир вокруг. Авторы Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова /Москва «Просвещение» 1993г. /
2. Листок на ладони. Л. М. Маневцова /2003г. /
3. Журнал «Управление ДОУ» №2, 2004г. и №1, 2005г.