Алла Терашкович
«Экология души». Методическая разработка
▼ Скачать + Заказать документы
«Войди в природу, словно в дом родной,
Люби её всем сердцем и душой».
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.
Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже главного не замечают. А если рядом педагог, который удивляется вместе с ними, учит их не только смотреть, но и видеть, дети захотят увидеть ещё больше. Любовь и интерес к природе педагог использует для всестороннего и полноценного развития детей.
Публикация «„Экология души“, Методическая разработка» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Большое значение природе как одному из важнейших средств воспитания придавали многие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский писал: «Природа есть один из могущественнейших агентов человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Бедное дитя…Никогда не разовьётся с той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая…».
Чувство любви к природе можно воспитать, если знакомить ребёнка с её тайнами, вместе с ним разгадывая их, показывая ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой, запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Пусть последит, как птица учит летать своих птенцов, как трудятся муравьи. Заинтересовавшись природой, ребёнок полюбит её, захочет узнать о ней ещё больше.
Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных, будет стараться охранять и сохранять природу. Любовь эта должна быть действенной, а ребёнок всегда активен, нужно только направить его деятельность.
У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, у него растёт интерес к природе. Поддерживая и развивая этот интерес, можно воспитать у ребёнка много положительных качеств личности.
В настоящее время в связи с изменением и ухудшением экологической обстановки во всём мире и в нашей стране в частности, в отечественной педагогике и дидактике произошёл качественный переход от традиционного ознакомления детей с природой к развитию экологической культуры ребёнка.
Развитие экологической культуры дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие понятия и идеи экологии.
Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.
У детей дошкольного возраста в целом преобладает эмоциональный характер отношения к субъектам природы. Оно может быть эмоциональным по своей насыщенности, но не «эмоционально» по своей направленности. Эти особенности восприятия ребёнком природы педагог должен учитывать при планировании своей деятельности.
Развитие экологической культуры – достаточно сложный процесс, требующий постоянной работы педагогов над его развитием, создания единого пространства развития ребёнка при взаимодействии всех субъектов образовательного процесса.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
Литература:
1. Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков. - М. : Издательство МН ЭПУ, 1995.-540с.
2. Рыжова Н. А. экологическое образование в детском саду. Истоки. - М. : Издательский Дом «Карапуз», 2001.-432с.
3. Шпотова Т. В., Кочеткова Е. П. Цвет природы. -М. : Просвещение,2005.- 151с.