Татьяна Морокова
Экологическое воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Что означает слово «экология» и откуда оно происходит? «Экология» (от греческого oikos – дом, жилище, родина + logos – понятие, учение). В основном и первоначальном своём значении – это одна из биологических дисциплин, наука, изучающая многочисленные связи населяющих землю организмов, как между собой, так и с окружающей средой.
Формирование экологических представлений и понятий – одна из важнейших задач методики начального естествознания. Трудности связаны с усвоением характера понятий, поскольку содержание большинства из них – это причинно-следственные зависимости (например, между строением и функцией, процессами в живой и неживой природе, взаимовлиянием живых организмов).
Публикация «Экологическое воспитание в ДОУ» размещена в разделах
Именно экологические знания дают ребёнку первое представление о мире как едином целом, раскрывают смысл начального естествознания, делая его живым; кроме того, у дошкольников формируются основы теоретического мышления. Какими мыслительными действиями должен владеть ребёнок, чтобы выявлять и понимать природные причинно-следственные зависимости. Очевидно, умения анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться недостаточно. Необходимо также, чтобы он умел рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения, умел видеть разные объекты в одном аспекте, совмещать их, находить общность объектов в подчиненности одной и той же зависимости. Свидетельством осмысленности усвоенных знаний будет их практическое применение и обоснованное предсказание новых фактов. Добиться успеха в решении этих сложнейших задач помогут активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими приёмами.
Организация развивающей предметной среды – одно из важнейших условий решения задач экологического образования дошкольников. Чтобы предметный материал действительно стал источником исследовательской, поисковой деятельности, у дошкольников должен быть сформирован минимум представлений и способов познания, на которые можно опереться. С этой целью в нашем МБДОУ Баргузинский детский сад «Соболёнок» (заведующая Т. А. Мокрова) оборудована экологическая комната, которая создаёт особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает детям расслабиться, отдохнуть и в то же время делает привлекательной любую деятельность, которая в ней организуется. Ребёнок настраивается на восприятие чего-то необычного, так как экологическая комната отличается от всего того, что он видит каждый день. Даже адаптация вновь поступающих детей проходит быстрее, так как им нравится необычная обстановка.
Многолетний опыт работы по экологическому воспитанию позволил мне создать модель воспитательно-образовательного процесса с целью формирования начал экологической культуры у дошкольников, которая включает ряд модулей, имеющих общеразвивающее значение и используемых с детьми разного возраста:
• Ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, эколого-развивающей среды, созданной в учреждении, на углублённое ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми находятся в контакте в течение всего учебного года.
• Организация регулярной и разнообразной деятельности в экологической комнате : познавательной (проведение циклов наблюдений, практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ, природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов, деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами, отобразительной (изо, игра, конструирование).
• Широкое использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углублённое знакомство детей с произведениями отдельных авторов, которые ярко отображают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого её понимания и творческого отражения в литературно-художественных произведениях.
• Совместная творческая деятельность педагога с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов по впечатлениям от литературных наблюдений и наблюдений за природными объектами.
• Систематическое ознакомление детей всех возрастных групп с сезонными явлениями по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы.
• Регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах.
• Оптимальное отношение и сочетание педагогических мероприятий повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.
Комната природы предназначена для проведения мероприятий экологической направленности, самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природных материалов, ухода за живыми объектами. Комнату можно подразделить на ряд функциональных зон.
В зоне образования есть всё необходимое для проведения занятий и работы с дидактическими пособиями.
Зона коллекций предназначена для знакомства с различными природными объектами и развития навыков классификации объектов по различным признакам, а также сенсорных навыков. Коллекционный материал наглядный и доступный для детей. При сборе образцов учитывалось следующее:
• Доступность коллекции (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка, глины и различных видов почв, речные и морские раковины и т. д., разнообразие экспонатов и их безопасность;
• Краеведческий аспект (содержательную основу составляет главным образом местный материал);
• Страноведческий аспект (любой наглядный материал коллекции может послужить поводом для разговора о различных странах, об обычаях, о природе, народах России и земного шара).
Зона отдыха – это уголок с различными комнатными растениями, аквариумом с разными видами рыбок, попугаем Чипой, хомячком Хомкой, благодаря чему дети получают возможность наблюдать за повадками, образом жизни животных, узнают об условиях их существования в естественной среде, знакомятся с особенностями каждого. Комната используется также для спокойных самостоятельных игр и выработки навыков ухода за растениями. Дети знакомятся со специфическими потребностями жизни растений, учатся находить существенные признаки их приспособленности, определяют способы ухода за ними. Организуя деятельность по уходу за растениями и животными, я делаю акцент на необходимости заботы о них, помощи им: ухаживать за растениями и животными надо не для себя, а для них; они живые и нуждаются в заботе.
В экологической комнате висит карта Бурятии, на которой расположены изображения животных и растений по местам обитания.
Есть в нашей экологической комнате и библиотека, в которой собраны книги и энциклопедии для детей.
Оформление экологической комнаты способствует выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых.
Примеры коллекций
Коллекция летающих семян: семена растений, переносимые ветром. На их примере показывается один из способов распространения семян. Эти семена отличаются лёгкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром.
Коллекция семян и плодов, классифицированная по разным признакам, например, коллекции семян, орехов, ягод, бобовых, семян культурных и диких растений, лекарственных растений и т. д.
Коллекция соцветий разных деревьев и кустарников. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые детям нравится рассматривать под лупой и микроскопом.
Коллекция камней, целью создания которой является организация игр, способствующих обучению и развитию ребё нка: подбор групп по цвету, размеру, свойствам и т. д. кроме того детям интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Образцы разделены на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник) и искусственные (асфальт, кирпич, бетон).
Коллекции песка, глины, почв. Песок различается по размерам зёрен, их цвету, примесям. Хорошо классифицируются речной и морской песок. Глина бывает разного цвета. Почва также разная: чернозём, желтовато-коричневая подзолистая, тёмная торфяная и т. д. с помощью этой коллекции дети составляю модель строения почвы.
Также в нашей экологической комнате создана лаборатория природы – место для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность, развитие у детей интереса к исследовательской деятельности. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость этой деятельности. Закреплённые в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. На своих занятиях я всегда поощряю инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, создавая проблемные ситуации, помогаю детям организовывать опыты в лаборатории, чтобы они сами могли найти нужное решение. Благодаря этому у детей формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
Экспериментальная деятельность совершенствует умение анализировать, определять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их.
Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природе, основанное на знании её особенностей, на накопленном эмоционально-чувственном опыте общения с ней.
Коллектив детского сада прилагает максимальные усилия по обогащению экологической комнаты и надеется на то, что наши воспитанники вырастут добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми людьми.
Морокова Т. К. ,
педагог – эколог МБДОУ
Баргузинский детский сад «Соболёнок»