Мохова Елена
Экологическое воспитание в детском саду в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание в детском саду в соответствии с ФГОС»
Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. [1, с. 15] Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать, усвоение их воспитанниками.
Публикация «Экологическое воспитание в детском саду в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Одной из таких ценностей является воспитание ценностного отношения к природе. По своей природе экологическое образование нацелено на будущее и становится важным фактором социальной стабильности. Отсюда следует, что экологическое образование — это не часть образования, а новый смысл современного образовательного процесса, уникального средства сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.
В связи с этим мною был разработан интегрированные занятия «Экологическое воспитание в детском саду в соответствии с ФГОС». Главная особенность представленных занятий заключается в том, что дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой, а в этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.
В процессе занятий по экологии у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Проблема экологического образования волновала таких великих педагогов как Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, они ратовали за развитие чувства природы каждого ребенка [2, с. 15], а великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на то, что влияние природы на формирование личностных качеств ребенка мало оценено в педагогике.
В. А. Сухомлинский в своих трудах оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей [3, с. 15]. Рациональное и эмоциональное восприятие красоты природы органично сливается в опытах педагога с нравственным воспитанием, с развитием гражданских чувств, любви к Родине.
Прежде чем проводить занятия по экологическому воспитанию, необходимо было создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения, для этого в группе оборудовала экологический уголок по следующим направлениям:
1. Создала тематический уголок с детской и энциклопедической литературой по экологическому содержанию.
2. Создала пособия для экспериментирования и дневник наблюдений за экспериментами.
Для практического исследования на территории дошкольного учреждения создала опытный участок «Экологическая тропа». Работы на экологической тропе осуществляется с учётом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.
Работа на экологической тропинке строится интересно и содержательно, чтобы решить практически все задачи экологического образования детей дошкольного возраста. Именно экологическая тропинка позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для:
- сенсорного развития ребёнка;
- проведения систематических наблюдений, экологических, игр;
- эмоционального развития детей;
- формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам.
Методы и формы работы с детьми:
- экологические беседы;
- наблюдения в природе;
- уроки доброты;
- экскурсии в природу;
- целевые прогулки;
- викторины и конкурсы;
- экологические игры (дидактические, игры – путешествия, сюжетно-ролевые игры);
- трудовой десант;
- решение экологических ситуативных задач;
- чтение художественной литературы;
- опыты и эксперименты.
Разработала экологические акции, которые помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Акции предусматривают совместную деятельность воспитателей, детей и их родителей, и направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, создание игрушек из бросовых материалов и др.
Названия акций, которые были проведены:
— «Озеленение города» (посадка деревьев осенью)
— «Мы в ответе за тех, кого приручили» (фотовыставка о своих домашних любимцах)
— «Братья наши меньшие» (чем можем помочь бездомным животным в зимнее время)
— «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)
— «Полезные ископаемые нашего края» (создай свою «жемчужину»)
— «Чистое утро» (уборка территории)
— «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление)
Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников является:
— создание стенгазет совместно с детьми и родителями «Мои домашние животные» с рассказами о любимых питомцах;
— создание экологической выставки «Покормите птиц зимой»;
— разработку презентаций по экологическому воспитанию.
—ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
В результате целенаправленной работы по экологическому воспитанию у детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, научились различать живую природу (растения, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода).
Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
Дети уверенно называют характерные признаки разных времён года. Могут объяснить причины смены времён года.
Ребята узнали много интересного из жизни растений, исследовали опытным путём условия, необходимые для роста растений, научились правильно ухаживать за растениями (полив, рыхление, прополка).
Сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (насекомых, растения, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Ребята научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
-все живые организмы имеют равное право на жизнь;
-в природе всё взаимосвязано;
-в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Считаю, что выбранная мною приоритетным экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи я надеюсь воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.