Токмачева Нина
Экологическое воспитание дошкольников в современном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание дошкольников в современном детском саду».
Аннотация: В данной статье раскрываются особенности экологического воспитания современных дошкольников.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура.
Темочки:
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Проживая в непосредственной близости от природы, для себя я определила приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников.
Формирование нравственной, патриотической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности, которая позволяет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей
Психологически исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения.
Непосредственное восприятие предметов природы их разнообразие воздействует на детей, вызывает у них радость восторг удивление, позволяет раскрыть многообразие связей живого в экосистеме.
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы: «Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?».
Самым приемлемым методом работы является проектная, экспериментальная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.
Цель: Формирование элементарных экологических знаний о ценностях природы, накопления опыта, гуманного отношения к ней.
Задачи:
* Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.
* Формировать умение разнообразной деятельностью в природе и становления экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.
* Накапливать с детьми эмоционально позитивный опыт общения с природой.
* Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью (собственному и окружающих людей,
* Следовать экологическим правилам в доступных для ребёнка формах.
Работу по формированию экологической культуры у дошкольников строим следующим образом:
* Материал даём не в виде готовых знаний, а в виде проблем, проведение экспериментов, побуждающих к самостоятельному поиску.
* Создаю ситуацию успеха для каждого ребенка, используя дифференцированное задание с учетом их индивидуальных особенностей.
Наибольший эффект в нашей работе находит проектная деятельность.
Проектирование является одним из средств социального, интеллектуального и творческого саморазвития всех субъектов образования, и детей, и взрослых. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка.
Система педагогического взаимодействия направленного на экологическое развитие детей позволила осваивать не только экологические представления, но и овладевать различными способами познавательной деятельности, учить проявлять отношение к объектам природы.
Экологические проекты это для детей увлекательная игра в «учёных», «исследователей», «защитников природы».
Тем самым воспитываем у детей наблюдательность, бережное отношение к окружающему миру, формирую представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них, что способствует развитию психических функций дошкольников.
* Специально - организованное обучение
- НОД
- Экскурсии
- Наблюдение за животными и растениями
- Обучение детей труду по уходу за растениями и животными
- Изобразительная деятельность экологической тематики
- Развитие речи (придумывание экологических сказок, составление, рассказав о природных объектах и явлениях)
- Формирование обобщенных представлений о природе
- Классификация представлений о природе
* Совместная деятельность педагога и детей
-проектная деятельность
- наблюдение в уголке природы, на прогулке
- целевые прогулки в природу
- чтение художественной литературы, рассказ воспитателя
- беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам
- опыты, поисковая деятельность
- труд в уголке природы и на участке
- работа с моделями
- ведение календарей природы, дневников наблюдений
- экологические досуги и праздники
Для реализации всех направлений экологической деятельности детей в ДОУ создана предметно- развивающая среда.
Уголок природы – прекрасное место для организации наблюдения и проведения различных опытов
* Самостоятельная деятельность детей:
- игры
- экспериментирование
- уход за растениями и животными уголка природы
- изготовление поделок из природного материала
- театрализованная деятельность
* Деятельность детей на участке детского сада
Отдых и труд среди растений, безусловно, улучшают и здоровье, и психическое состояние ребенка, приближая его к природе.
Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию в детском саду – это организация и создание экологической тропы – учебный специально оборудованный маршрут на территории детского сада.
.
Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умение целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Играя с растениями и животными, дошкольник учиться распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что так же способствует чуткости и душевной отзывчивости ребенка.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.