Наталья Андриянова
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Когда я готовила эту статью, то мне не глаза попались очень хорошие слова В. А. Сухомлинского. Хочу начать с них.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы являемся неотъемлемой частью природы. Основы личности, в том числе и позитивное отношение к природе и окружающему миру, закладываются в дошкольном детстве. И первым звеном системы непрерывного экологического образования, я считаю, самым главным, является детский сад.
Основа экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, уметь бережно распоряжаться её богатствами.
У детей дошкольного возраста преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится театрализованной деятельности. Сказки в детях воспитывают культуру поведения, бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Для дошкольников важно узнать о проблемах дикой природы из уст самих обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Сказки с экологическим содержанием отличает то, что именно они несут в себе достоверную, научную информацию. В интересной сказочной форме дают представления о закономерностях природы, о том, что их нарушение может привести к беде, об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.
Формированию первых понятий о единстве человека и природы помогают такие приёмы, как чтение художественной литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок, игры-драматизации.
Важное место в экологическом воспитании занимает игра — сюжетная или подвижная. Ребятам очень нравится имитировать движения животных со звукоподражанием. Кроме сказок мы используем другие произведения фольклора, стихи, стараюсь обыгрывать их с детьми.
Первые сказки, которые мы сами обыгрываем с детьми во второй младшей группе, это - «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».
В детском саду проходят различные тематические недели. Например: «Фрукты и овощи». На такие занятия можно пригласить Деда из сказки «Репка». Вспомнить сюжет самой сказки. И познакомить ребят с другими овощами и фруктами, которые дед вырастил в саду и огороде. Мы с ребятами с закрытыми глазами обследовали их руками и даже пробовали на вкус. Игра «Угадай, что это?»
Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой. Ребята вспоминают других домашних животных, называют их детёнышей. Даем возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных (или изображенных на картине) коров и коз, пасут их. На занятии по конструированию строим им загоны, сараи. Рисуем, лепим, ребята сами подражают их действиям и звукам.
Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является началом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.
Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:
* приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых (см. слайды). Ребята нашей группы посещают театр, который приезжает регулярно к нам в детский сад.
Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.
* Нужно осознанно выбирать художественное произведение для работы. Стараюсь выразительно, искренне и эмоционально прочитать, а затем с ребятами провести по нему беседу. Доступно пояснить содержание, и средства выразительности.
* Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. У нас на занятиях они присутствуют. Мы беседуем с ребятами о мимике, выражении лица какого-либо персонажа на иллюстрации. («Почему он весёлый?», «Кто из героев грустный и как вы думаете, почему?» и др.).
Используем настольный театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. На занятии по теме «Пожарная безопасность» к нам приходила кошка. Ребята очень активно с ней беседовали. Объясняли правила ПБ. (в 1 младшей гр.)
Часто используем игру «Пантомима», где ребята показывают различные предметы (утюг, тарелка, солнышко и т. Д.) . а другие ребята пытаются угадать. Получается не всегда. Но зато поднимается настроение.
В заключение своих слов скажу. Что действительно – значение театрализованной деятельности огромно. Она выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои.
Экологическое воспитание через театрализованную деятельность несет в себе серьезную воспитательную цель : объяснить детям необходимость бережного отношения к природе, показать правила отдыха, вред от производств, которые загрязняют все вокруг. У детей развивается зрение, обоняние, осязание, слух и вкус. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.
Используемая литература:
1. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Изд. Москва 2008г.
2. Грехова Л. И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М., 2002.
3. Формирование экологической культуры дошкольников : планирование, конспекты занятий / авт. -сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград, 2008.
4. Экологические проекты в детском саду / Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Изд Учитель 2008
5. Детские Экологические театры. Вологда, 2007г