Ольга Шулюмова
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках социально-коммуникативного развития
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы
безграничным богатством явлений, с неисчерпаемо красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет, большие, возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках социально-коммуникативного развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В условиях широкого формирования системы дошкольного образования всё более актуальной становится проблема приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, становления дошкольника как личности, формирования его гражданской позиции, условия им социокультурных и экологических норм и правил. Этот процесс тесно связан с глобальной проблемой становления личности ребенка, развития его духовности. В последнее время возросло внимание к экологическому воспитанию как средству формирования личности. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны являются предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, воспитывает желание трудиться в природе, стремление к созиданию. Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекрасней, служит началом нравственности сознания.
Первым звеном системы непрерывного экологического образования является ДОУ, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у детей основ культуры рационального природопользования и начинать экологическое воспитание можно с момента прихода детей в дошкольное учреждение.
Содержание экологического воспитания реализуется через образовательную область «Познавательное развитие» с детскими видами деятельности. Для этого воспитания необходимы условия в ДОУ и прежде всего обогащенная развивающая пространственно предметная среда. Организация разных видов деятельности в этой среде побуждает инициативу, а работа с родителями стимулирует творческую активность детей. Именно заинтересованность самого воспитателя является основополагающей для успеха дела, где важной целью является воспитание положительно-действенного отношение к природе.
Деятельность по экологическому воспитанию дошкольников включает такие виды как: воспитание и любовь к родной природе; способность понимать и чувствовать ее красоту; формирование конкретных представлений о живой природе; развитие умения общаться с родной природой; воспитание бережного отношения и сохранения богатств родной природы; формирование норм правильного поведения в природе.
Содержанием экологического воспитания является формирование в разных видах деятельности: Обсуждение с детьми смысла и содержания пословиц, поговорок, загадок о природных явлениях, народных примет. Прослушивание музыки и звуков природы помогает лучше красоту и многообразие природного мира. А так же реализация детских проектов, в которых используется опыт детей. Специфической чертой методики экологического воспитание дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой. Опосредованное познание природы (через беседы, книги, слайды и т. д.) имеет второстепенное знание, его задача заключается в расширении и дополнении впечатлений которые ребенок получает от непосредственного общения с природой.
Занятия в нетрадиционной форме: экскурсии, праздники, акции, комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры, экологические проекты способствуют активному участию воспитанников, их заинтересованность, включение в активную познавательную деятельность.
По данному направлению в работе важно тесное сотрудничество с семьями воспитанников : совместные занятия, открытые занятия для родителей, мастер классы, совместные экскурсии с детьми и родителями по экологическим тропам, участия родителей в акциях, экологических проектах, показ презентации, на которых родители узнают о работе по экологическому воспитанию дошкольников. Подобные мероприятия стимулируют интерес родителей к жизни и деятельности ДОУ, создают основу преемственности нравственно-экологического воспитания в семье и детском саду.
Цитируя слова педагога В. А. Сухомлинского, который писал: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума, в результате проделанной работы есть положительные результаты, такие как: сформирование начала экологической культуры у детей, экологическое мышление. Дети учатся практическим действиям по охране природы, а так же развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Становление первоначальных основ экологической культуры – это накопление конкретных чувственных представлений об объектах и явлений природы окружающих детей.
Литература
1. Ковинько Л. В Секреты природы-это так интересно! М. : Линка-Пресс, 2004.-72с
2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студентов высш. Пед. Учеб. заведений. -М. : Издательский центр «Академия», 2002.-336с