Ирина Мигутина
Конспект семинара-практикума для педагогов «Экологический марафон»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи:
Выявить и закрепить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии;
Совершенствовать использование имеющихся экологических знаний педагогов в разных видах деятельности;
Установить эмоциональный благоприятный микроклимат в педагогической среде.
Публикация «Конспект семинара-практикума для педагогов „Экологический марафон“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Ход семинара:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня нас с вами ждет интересный и полный неожиданностей семинар-практикум «Экологический марафон». Он позволит проверить свою компетентность в вопросах экологического воспитания, поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установит более тесный контакт друг с другом.
Вопрос: назовите мне образовательную область, в которую входит экологическое направление; (познавательная область)
Стоит напомнить, что в программе воспитания экологическому воспитанию также оделена особая роль. Становление основ экологического сознания начинается в 3 года. В этом возрасте развиваются первичные представления о природе ближнего окружения, воспитания желания к изучению объектов живой природы. Педагог должен поддерживать детскую любознательность и желание экспериментировать с объектами неживой природы. В 4-5 лет у детей происходит развитие представлений об основных объектах природы: земли, неба, воды, деревьев, воздуха и т. д. Педагог должен поддерживать любознательность и формировать мотивацию к изучению объектов живой и неживой природы. В 6 лет у ребенка развиваются представления о сезонных изменениях в природе, стихиях мира, созидательных и разрушительных характеристиках. Педагог должен дать представления осознанного отношения к безопасным правилам поведения и первых экологических представлениях. К 7 годам у детей должны быть сформированы представления о животных и растениях. Педагог на этом этапе должен дать мотивацию к участию детей в природоохранных мероприятиях, экологических акциях, связанных с защитой природных богатств.
В матрице образовательных событий прописаны мероприятия по данному направлению, такие как Международный день чистого воздуха, Синичкин день, всемирный день водных ресурсов и другие. В календарном плане воспитательной работы перечислены мероприятия для детей и родителей, которые должны быть использованы вами. Это и проекты, и беседы, и конкурсы, и выставки, и акции, и эксперименты, и наблюдения, и экскурсии.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит снег, и когда зацветают цветы, и когда облетают листья с деревьев. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности связано с формированием у ребенка определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о самой важной задаче, стоящей перед воспитателем, который знакомит детей с природой, можно выделить следующую: формировать у детей систему знаний о природе, ее явлениях.
Можно выделить еще одну задачу. Формировать любвь к природе, бережное к ней отношения.
Эти 2 задачи тесно взаимосвязаны между собой, их необходимо рассматривать и решать вместе.
А я вам предлагаю приступить к нашему «Экологическому марафону», выполняя несложные задания.
Задание № 1 РАЗМИНКА «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЛУКОШКО»
За каждый правильный ответ - получаете листочек!
СЛАЙД 3
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)
Наука о животных. (Зоология)
Самый лучший пернатый певец России? (соловей)
Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
Книга - охраняемых растений и животных (Красная книга)
Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (лисичка)
Назови одним словом – кошка, собака, корова… (домашние животные)
Лесной петух. (Глухарь)
Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
Наука о растениях. (Ботаника)
Сколько ног у паука? (восемь)
Какой месяц называют золотым? (октябрь)
Пингвин птица или животное? (Птица)
Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе (туман)
Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дупле)
Ель, сосна, береза, ива – это одним словом… (деревья)
Молодцы! Все ли получили заветные атрибуты нашего семинара?
Задание № 2 Вопросы «Что такое ЭКОЛОГИЯ?» (ответы педагогов)
СЛАЙД 4
Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
Вопросы: 1. Почему, на Ваш взгляд, экологическим воспитанием надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
2. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников? (главная роль)
3. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями? (беседы.
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, увиденное и услышанное выражать в творческой деятельности, в нашем детском саду созданы условия. Наши дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
Наш марафон продолжается
Задание № 3
Сейчас я задам вопрос, а вы по очереди ответите на него. Победит тот педагог, который последним даст ответ. Назовите элементы развивающей предметно – пространственной среды детского сада, которые вы используете для экологического воспитания своих воспитанников.
• уголок природы:
• модели и схемы;
• наглядный материал;
• календарь природы;
• картотеки труда, наблюдений и экспериментов;
• лаборатория;
• лэпбуки;
• методическая, энциклопедическая и художественная литература;
• мини-огороды в групповых помещениях;
• экологические коллекции и мини-музеи; и другие.
СЛАЙД 5
Молодцы! А атрибут нашего осеннего экологического марафона достается. А сам марафон продолжается.
ЗАДАНИЕ № 4 «Растения рядом с нами»
В каждой группе в уголке природы есть комнатные растения. Все они подписаны, в красивых цветочных горшках. Вместе с ними обязательно должны быть дневники наблюдений, которые постоянно заполняются, зарисовываются. И о комнатных растениях вы знаете довольно много…А сможете ли вы отгадать о них загадки! Итак…Кто правильно отгадает, берет листочек! Но, одна просьба, дослушать загадку до конца!
СЛАЙД № 6
1. В слове ФОКУС букву О
Замени в мгновение –
И узнаешь ты его.
Назови растение (Фикус)
2. Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их удержать.
Вот так и висят те пучки – малолетки.
На нитях зеленых растения – детки (Хлорофитум).
3. Среди листьев огоньки –
Ваньки мокрого цветки.
Так прозвал его народ.
Много он водички пьет.
А как правильно назвать –
Постарайся угадать (Бальзамин).
5. Из листка – на удивленье –
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок – не жалко,
Будет новая … (фиалка).
6. Весь в колючках, некрасивый,
Но однажды всем на диво
Летом начал он цвести –
Так, что глаз не отвести (Кактус).
7. В нашей комнате растет,
Никогда он не цветет.
Листья у него как перья,
А в народе есть поверье –
Где в лесу он зацветет,
Человек там клад найдет (Папоротник).
8. Стебли древовидные,
Листья мечевидные.
Может он живет сто лет?
Что вы скажите в ответ? (Алоэ).
9. Пахнут стебли и цветочки,
Опушенные листочки.
Ты пораньше утром встань
И полей свою … (герань).
Какие вы молодцы! Все эти загадки можно использовать в беседе, КВНе, викторине, утреннем круге и в любом другом режимном моменте.
А марафон продолжается.
ЗАДАНИЕ №5 «Музыкальное»
Слайд № 7
Силу классической музыки невозможно переоценить даже в экологическом воспитании : она благотворно влияет на восприятие и общее развитие детей, передавая самые добрые и прекрасные моменты нашей жизни. Зазвучит музыка и в памяти воскрешают воспоминания! Ведь так! Сейчас я вам предлагаю отрывки из произведений Петра Ильича Чайковского «Времена года». Вам нужно определить, какой отрывок относится к какому времени года. Правильно ответившие на вопросы, берут наши атрибуты - листочки.
Молодцы! Продолжаем наш марафон!
ЗАДАНИЕ №6 «Чёрный ящик»
Сейчас, настало время для самого интригующего задания - черный ящик! Вы должны угадать, что находится в этом черном ящике. А что в нем вы должны угадать!
Звучит музыка-заставка на вынос «Чёрного ящика» :
Слайд № 8
- Этот предмет незаменимый атрибут огородника;
- Они бывают для дома и для огорода;
- Их производят из нержавеющей стали, латуни, керамики, пластмассы;
- С помощью этого предмета мы ухаживаем за растениями;
- Составными частями её являются корпус, ручка, носик и рассеиватель. Она способствует доставке воды в нужной дозировке в нужное место.
Итак, наш победитель награждается листочком!
ЗАДАНИЕ №7 «Наблюдая, учимся»
Слайд № 9
Большое значение для познавательного развития и экологического воспитания детей - дошкольников имеет проулка. Давайте вспомним, какие виды деятельности включила в себя прогулка… (наблюдение, труд, подвижная игра, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа).
Сегодня мы поговорим о наблюдении. Сейчас каждая команда получит конверт, в котором находится фотография объекта наблюдения (ворона, кошка). За 2 минуты Вам нужно подготовить ход наблюдения. Объект наблюдения представлен на экране.
Слайд № 10
Молодцы наши педагоги! За это вы получаете листочки!
Наш марафон приближается к заветному финишу!
ЗАДАНИЕ №8 «Синквейн загадки»
Слайд № 11
Мы знаем, что такое синквейн. Это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна, вторая строка - 2 прилагательных, характеризующих это слово, третья строка - 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы, 4 строка - короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней. 5 строка - синоним ключевого слова. Я предлагаю вам разгадать загадку.
СЛАЙД 17
«Трава»
Зеленая, росистая.
прорастает, высыхает, колышется
Каждой весной растет новая
Растение СЛАЙД 18
«Лес»
Густой, дремучий
Кормит, защищает, освежает
Ты даешь кислород
Жизнь
СЛАЙД 19
«Весна»
Молодая, цветущая
Журчит, расцветает, поет
Будит природу ото сна
Время года СЛАЙД 20
«Радуга»
Прекрасная, семицветная
Появляется, очаровывает, исчезает
В небе мостик разноцветный
Природы
Кто знает правильный ответ, поднимает руку и получает наш заветный атрибут! Слайд № 12
И вот наконец-то нас с вами ждет финиш! Мы приближаемся к заветной черте. Ура! Каким он будет - мы можем предсказать. Так же как его предсказывают растения и животные. Я вам предлагаю вспомнить различные приметы, которые мы иногда используем в повседневной жизни. Например: паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде, ласточки низко летают - дождь предвещают, ворона кричит - к метели. Продолжите народные приметы:
Слайд № 13
Уж на дороге греется – (перед дождем).
Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).
Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
Ворона кричит зимой – (к метели).
Лягушки квакают – (к дождю).
Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
Около луны звезда народилась – (к потеплению).
Уважаемые участники «Экологического марафона» наступило время подвести итог! Давайте подсчитаем количество заработанных листочков! наша игра подошла к концу. СЛАЙД № 14
Нашим победителем становится___, он получает___
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Дорогие педагоги, неважно, кто сегодня победил, главное, что тема нашей игры была для Вас, надеюсь, полезной и интересной. На прощание мне хочется, чтобы вы помнили, что от правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит очень многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей и детей, в частности. Ребенок должен усвоить, что любить природу – значит творить добро во благо нашей земли и нас с вами.
Чувством любви к природе наделяется далеко не каждый. Это чувство нуждается в развитии. Мы, воспитатели вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в волшебную страну природу.
Желаю всем творческого успеха, новых идей в такой важной и нужной экологической работе с детьми!