Оксана Петракова
Конспект НОД «Эколята — защитники природы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей (подготовительная группа 6- 7 лет)
Тема: «Эколята - защитники природы»
Приоритетная образовательная область:«Познавательное развитие»
Интеграция с другими образовательными областями:«Речевое развитие», «Физическое развитие»
Как учитывается в предметно-пространственной развивающей среде тема ННОД:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экология. Конспекты занятий
- Эколята - защитники природы. Конспекты занятий
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
Цель НОД: Формирование у дошкольников осознанно – правильного отношения к природе и навыков экологической культуры
Задачи НОД:
- Образовательные:
Формировать у детей элементарные экологические знания; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать.
- Развивающие:
Развивать познавательно-исследовательский интерес к миру природы, воображение, смекалку, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях; развивать логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы.
- Воспитательные:
Воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранение красоты и богатства родной природы.
Содержание ННОД
Образовательная область, вид дея-ти
Формы реализации программы
Средства реализации ООП
Образовательные задачи
Целевые ориентиры
Организационный момент:
Воспитатель:
Дети заходят в группу. Улыбаются, приветствуют гостей
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о нашем будущем. А какое оно будет, зависит от нас с вами, потому что именно Человек может или сохранить природу Земли или окончательно ее уничтожить.
Вы хотите дышать чистым воздухом?
Вы хотите пить чистую воду?
Вы хотите слушать птичьи трели?
Вы хотите жить на цветущей планете?
Поэтому мы сегодня с вами вступим в ряды «Эколят-защитников природы»
Основная часть:
Воспитатель: К нам в гости пришли необычные гости - «Эколята». А вы знакомы с Эколятами?
Дети: Да!
Воспитатель: А каких Эколят вы знаете?
Дети: Шалун, Умница, Тихоня. Ёлочка
Воспитатель:«Эколята» родились в лесу, у них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Давайте познакомимся с ними поближе. Итак, самый озорной Шалун. Любит веселые игры, и всё время стремится узнать что-то новое и неизвестное.
У Шалуна есть младший брат Тихоня. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Тихоня очень любит цветы.
Из всех малышей Умница самая старшая, она много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать.
У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Елочка.
Все вместе наши герои берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. (Показать героев на картинках)
- Ну, что ж, дорогие ребята, готовы ли вы выполнять задания, отвечать на вопросы чтобы вступить в ряды «Юных защитников природы»
Дети: Да
Для этого нужно отгадать загадки:
1. По весне в лесу высокая
На опушках и в глуши
Всех я вкусным сладким соком
Угощаю от души, (береза)
2. Растут на ветках группками,
Покрытые скорлупками, (орехи)
3. Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет и душистая
Попадает в кружки, (земляника)
4. Во лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)
5. Синенький звонок висит, никогда он не звонит. (Колокольчик)
6. Рос шар бел, ветер подул - шар улетел. (Одуванчик)
7. Ручьями очищается и хвоя, и валежник, и первым появляется в проталине (Подснежник)
8. Даже ночью Муравьишка не пропустит свой домишко:Пусть дорожку до зари освещают фонари. На больших столбах подряд лампы белые висят. (Ландыш)
10. Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с. (малиной)
11. На колючей тонкой ветке
В полосатых майках детки.
Куст с шипами — не шиповник,
Как зовется он? (крыжовник)
Воспитатель: Молодцы!Но чтобы сохранить растения и животных, необходимо выполнять правила «Эколят» :
1. Правило – «Должны беречь природу!»
Посмотрите ребята, как много мусора вокруг! Скажите, какими бедами это грозит?
Дети: Мусор отравляет почву и наносит вред всему живому.
Воспитатель: Всё верно, ребята. Но ведь мусор может быть разным. Какие виды мусора вы знаете?
Дети: стекло, пластмасса, бумага, металл, пищевые отходы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что отходы, могут еще принести пользу, если конечно они будут правильно переработаны. Для этого их нужно грамотно отсортировать.
Есть специальные мусорные баки для раздельного сбора мусора. И везутся эти баки на разные заводы для переработки.
Давайте прочитаем, что на них написано (на 1, на 2, на 3)
(дети собирают мусор)
2. Правило – «Дружи с Природой, будь для нее другом и помощником».
Воспитатель: Какой опасности могут подвергаться водоёмы и обитатели рек? Что может случиться?»
Дети: Реки загрязняются. В реки и озера сливают грязную воду с заводов и фабрик, с жилых домов. От грязной воды страдает все живое, в реках и озерах гибнут рыбы, страдают растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья.
Воспитатель: Как же защитить водоёмы от загрязнения?
Дети: Строить очистительные сооружения.
Воспитатель: А давайте постараемся наглядно с вами с помощью опыта увидеть загрязнённую речку такую, какая она может быть загрязнённой от фабрик и заводов.
(Дети встают около стола)
№1 Нефтяная речка
1. Берем контейнер. Наливаем воду.
2. В воду наливаем подсолнечное масло (нефть такое же маслянистое вещество).
3. Перемешать. Рассмотреть.
Разлив масла образует пленку, как и нефть, которая представляет собой серьезную опасность для живой природы.
Вывод: капельки масла образуют плотную пленку (слой). Масло и вода - жидкости, которые никогда не смешиваются. Плотный слой не пропускает солнечные лучи. Без света и воздуха погибнут подводные обитатели и растительность.
Воспитатель: А что будет с водоплавающими птицами?
Дети: ответы детей
Воспитатель: А давайте в этом убедимся сами, если проведём опыт.
№2 "Птицы и нефть"
1. Берем птичье перо, подбрасываем его вверх, дунем. Оно плавно полетит.
2. Обмакнем перо в растительное масло (нефть такая же маслянистая).
3. Подбросим перо вверх, оно камнем падает вниз: перья птиц слипаются и теряют способность "отталкивать" воздух, а значит, птица не может взлететь и становится легкой добычей хищников.
Вывод: масло склеивает перья и не дает оттолкнуться от воздуха, птица не взлетит и станет добычей хищников. "Купание" птиц имеет важное значение: в чистых перьях больше воздуха, поэтому они лучше держатся на воде (если утка не будет купаться несколько дней, то щетинки перьев будут сохнуть и ломаться. Птица погибнет.
Воспитатель: Теперь мы с вами знаем, что будет с птицами, рыбами, водными растениями, насекомым, если они попадут в такую речку.
Воспитатель: Поэтому, ребята, обязательно должны быть построеныспециальные очистительные сооружения для очистки воды.
3. Правило «Охраняй животных»
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать чтобы дикие животные не страдали от людей.
Дети: Их нужно охранять, не убивать, не устраивать пожаров.
Воспитатель: Ребята, а вы слышали о Красной книге?
А почему она Красная?
Дети: красный – цвет опасности.
Воспитатель:Что надо делать, чтобы ее страницы не увеличивались?
Дети: Нужно охранять животных и беречь растения.
Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем немного
Физминутка (музыкальная)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру:
«Если я приду в лес». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, вы говорите: «Да», если плохо: «Нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)
Воспитатель: Предлагаю вам, ребята ответить на их вопросы.
Экологическая викторина.
1. Что растёт в лесу? (Ответы детей). (Деревья, кусты, трава, ягоды, грибы).
2. Кто живёт в лесу? (Животные, птицы, насекомые, земноводные).
3. Назовите деревья, которые растут в нашем крае? (Берёза, осина, ольха, ель, сосна, рябина).
4. Назовите лесные ягоды. (Черника, малина, брусника, морошка, клюква).
5. Назовите съедобные грибы. (Ответы детей).
6. Назовите хищных зверей. (Волк, лиса, медведь, ёж, рысь).
7. Назовите травоядных животных. (Заяц, лось, олень).
8. Назовите животных, которые впадают в спячку. (Медведь, ёж, бурундук).
9. Какую птицу называют «лесным доктором»?
10. Назовите перелётных птиц. (Утки, гуси, журавли, цапли, аисты, ласточки).
11. Не птица, а с крыльями. (Бабочка).
12. Каких рыб вы знаете, обитающих в наших водоёмах. (Карась, окунь, лещ, щука, сёмга, форель).
13. Что такое «Красная книга»? (В «Красную книгу заносят исчезающие виды растений, животных и птиц).
Воспитатель: - Молодцы, ребята, на все вопросы Эколят ответили.
Воспитатель: Молодцы! Я думаю «Эколята» остались довольны вашими ответами и считают вас настоящими защитниками Природы! А чтобы это подтвердить, давайте дружно произнесем
«Клятву Эколят»
КЛЯТВА:
Мы, воспитанники дошкольной группы, клянё мся:
1. Любить и беречь природу (клянёмся)
2. Беречь прекрасный мир растений, сажать деревья и кустарник (клянёмся)
3. Заботиться о животных и птицах, подкармливать их зимой (клянёмся)
4. Соблюдать чистоту и безопасность во время пребывания в лесу, парке ипредупреждать об этом окружающих людей (клянёмся)
5. Охранять почву, воздух, реки и озёра от загрязнения (клянёмся)
6. Любить и беречь планету, помнить о том, что планета - общий дом длячеловека (клянёмся)
(Вручение эмблем – «Эколята»)
Воспитатель: Теперь вы настоящие защитники природы!
Воспитатель: Эколята хотят вам рассказать о правилах поведения в лесу.
Просмотр фильма «Эколята – Молодые защитники природы».
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, скажите, что нового, интересного вы узнали сегодня на занятии?
- А были задания которые для вас было выполнять интересно, но сложно?
-А какой информацией вы сегодня поделитесь с родственниками дома?
- А какой вывод для себя вы сделали в завершении нашего занятия?
Воспитатель:
-Предлагаю сделать доброе дело - украсить планету цветами, деревьями, поселить животных, птиц.
(Детиклеют на макет земли макеты цветов, животных, растений, птиц. Звучит гимн «Эколята»
Речевое развитие коммуникативная дея-ть
Речевое развитие коммуникативная дея-ть
Речевое развитие
Познавательное развитие
Познавательно-исследовательская дея-ть
Познавательное развитие познавательно-исследовательская дея-ть
Познавательное развитие познавательно-исследовательская дея-ть
Речевое развитие коммуникативная дея-ть
Физическое развитие двигательная дея-ть
Речевое развитие коммуникативная дея-ть
Речевое развитие коммуникативная дея-ть
Речевое развитие коммуникативная дея-ть
Речевое развитие коммуникативная дея-ть
Речевое развитие коммуникативная дея-ть
Организация эмоционального настроя детей
Свободное общение
Загадка
Игровая ситуация
Опыт
Опыт
Свободное общение
Физминутка
Игровая ситуация
Свободное общение
Клятва «Эколят»
Свободное общение
Слово
Слово, общение
Макеты защитников природы «Эколята»
Общение, слово
Мусор
Контейнер, масло растительное, вода
Контейнер, растительное масло (нефть, вода, перо
Красная книга
Слово
Слово
Слово
Слово
Слово, общение
макет Земли, макет цветка, макет животного, макет птицы, макет дерева
Воспитывать дружеские отношения
Познакомить с защитниками природы «Эколятами»
Побуждать детей отгадывать загадки
Формировать представление о мусоре
Знакомить с мусорными баками для раздельного сбора мусора
Знакомить детей со свойствами воды и растительного масла (нефть)
Знакомить детей к какой опасности ведет загрязненный водоем и какой вред несет птицам обитающим там
Познакомить детей с красной книгой
Развивать двигательную активность детей
Побуждать детей отвечать правильно на поставленный вопрос
Побуждать детей отвечать полным ответом на вопросы
Воспитывать у детей желание беречь природу
Побуждать детей уметь аргументировать свои высказывания
Сформировать убеждение о бесценности природы
Формировать мысленные операции
Знает защитников природы «Эколят»
Воспринимает загадки на слух
Имеют представление о мусорных баках, мусоре
Знает о свойствах воды и растительного масла (нефть)
Знает какой вред это наносит водоему, всему живому что там живет
Имеет представление о птицах которые живут возле грязного водоема
Имеет представление о красной книге
Стремление осваивать различные двигательные движения
Отвечает правильно на поставленный вопрос
Отвечает на вопросы воспитателя
Имеет желание беречь природу, неся ответственность за сохранение красоты и богатства родной природы
Умеет аргументировать свои высказывания
Имеет представление о мире природы
Список использованной литературы:
«От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Н. Е. Вераксы.
Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
Н,Н. Кондратьева «Формирование системы знаний о живом у детей старшего дошкольного возраста».
Метод проектов в дошкольном образовании: метод пособие/авт. — сост. Н. А. Кочкина. — Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2011.
Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию : старшая, подготовительная группы. — М. : ВАКО, 2008.
Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. -М. : ТЦ Сфера, 2012.
Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. : Просвещение, 2005.
Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего возраста. – М., 2000.
Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : Просвещение, 1998.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Занятия по экологическому воспитанию – М. ,«Вако», 2007.