Михайлова Екатерина
Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с семьёй – важная задача образовательной системы. Без сотрудничества педагога с родителями невозможно успешно решать никакие вопросы воспитания, развития ребёнка. Задача ДОУ- это прежде всего сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребенка. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая в силу разных обстоятельств и в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Публикация «Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями» размещена в разделах
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса, включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.
Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности и сформировать ценностные жизненные ориентиры, предотвратить негативные поступки, поведение.
Основными принципами взаимодействия педагога с родителями являются :
1. Целенаправленность, систематичность, плановость.
2. Доброжелательный стиль общения, сотрудничество, а не наставничество.
3. Индивидуальный, дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи.
4. Динамичность.
Для того чтобы взаимодействие было более эффективным, педагогу необходимо как можно лучше узнать семью воспитанника, для этого используют следующие методы изучения:
1. Анкетирование родителей.
2. Индивидуальные беседы с родителями, изучение запросов семьи.
3. Наблюдение за ребенком.
4. Индивидуальные беседы с детьми.
5. Обследование семьи с помощью проективных методик.
6. Посещение семей воспитанников.
7. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья».
8. Наблюдения воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема детей в детский сад и ухода детей домой».
Существуют традиционные формы и методы работы с родителями :
- Оформление информационных стендов, буклетов, папок-передвижек, выставок детских работ.
- Посещение семей воспитанников.
- Родительские собрания.
- Беседы, консультации, конференции, встречи «за круглым столом».
- Анкетирование по разным вопросам.
- Дни открытых дверей: просмотр режимных моментов, НОД, утренников.
- Участие родителей в массовых мероприятиях детского сада, выставках, конкурсах.
- Организация работы родительского комитета группы, сада.
Не ставя под сомнение эффективность традиционных форм работы с семьей в практике работы современных дошкольных учреждений хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные формы работы ДОУ с семьёй.
К нетрадиционным (новым) формам работы педагогов ДОУ с родителями относятся :
- Создание семейных проектов
- Проект выходного дня: «Разведчики природы», «Поход выходного дня».
- Тематические мини-проекты.
- Участие родителей в творческих конкурсах.
- Клубы по интересам.
- Организация библиотеки для родителей.
- Моделирование и решение педагогических ситуаций.
Использование ИКТ является одним из современных методов работы с родителями, который успешно зарекомендовал себя. Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни детского сада и группы, графике работы различных специалистов, мероприятиях (праздниках, развлечениях, спортивных соревнований и т. п.). Нам видится широкое использование ИКТ-технологий как источника информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах воспитания, технологиях и методиках обучения детей, задавать волнующие их вопросы, своевременно получать полезные советы и рекомендации.
Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на работу с различными категориями семьи, необходимо отметить, что использование ИКТ не противопоставляет традиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников, а дополняют и обогащают их. Такой дополнительный режим информационного взаимодействия не исключает использования традиционных форм работы с семьей через непосредственное "живое общение", а скорее обогащает и дополняет опосредованное взаимодействие с родителями в системе Интернет ресурсов и сайтов.
Внедрения ИКТ-технологий позволяет создать единое информационное пространство образовательного учреждения, т. е. системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, воспитатели, дети и их родители. В результате такого взаимодействия оперативно устанавливается обратная связь с семьей, повышается возможность оказания различным категориям семьи многопрофильной помощи, поддержки и сопровождения.
Широкое внедрение ИКТ-технологий в практику взаимодействия дошкольных учреждений с семьей - дополнительный информационный ресурс, позволяющий использовать современные технологии. Родители в опосредованном режиме (в удобное для них время) смогут выбрать интересующие их рубрики, задать вопросы, получить квалифицированные советы педиатра, детского психолога, просмотреть работы своего ребенка (рисунки, аппликационные работы, постройки и др.). Рубрики такого Интернет-портала могут быть разнообразны:
- новости детского сада (доска объявлений, благодарности родителям);
- документы и нормативные акты (советы юриста, документы Департамента образования);
- авторские разработки педагогов (сценарии праздников, досугов, подборки стихов и загадок); дидактические материалы для родителей (медиа-консультации для родителей, экспресс-практикумы, Интернет-семинары и дистанционные круглые столы);
- кулинарные рецепты для детского питания (советы диетолога, рецепты блюд для детей с особенностями развития);
- медицинская информация (календарь прививок, противопоказания к их применению, советы по закаливанию, симптоматика детских болезней, профилактика заболеваний);
- адреса и режим работы центров дополнительного образования; репертуар детских театров и формы приобретения билетов на представления для детей.
ИКТ-технологии позволяют в формате дискуссионного клуба или гостевой книги обсуждать статьи, вести диалог.
На сегодняшний день ИКТ-технологии становиться всё более актуальны в эффективном сотрудничестве ДОУ с родителями.
Список литературы:
1. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт. -сост. Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. -218с.
2. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. О. И. Бочкарева. - Волгоград: ИТД «Корифей».-112с
3. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //https://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
4. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О. В. Солодянкина, М. : «Аркти», 2005, С. 221.