Оксана Карпова
Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Как говорил ученый и философ Цицерон: «Наш особый долг заключается в том, что, если кто-либо особенно нуждается в нашей помощи, мы должны приложить все силы к тому, чтобы помочь этому человеку». Дети с ограниченными возможностями здоровья, как никто нуждаются в нашей помощи.
Обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики российской Федерации.
Публикация «Эффективные методы работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2020
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического здоровья, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
1 сентября 2018 года, в нашем детском саду была открыта группа комбинированной направленности для детей, в состав которой входят дети-инвалиды статусом ОВЗ и 12 воспитанников из группы общеразвивающей направленности. Нашу группу посещают различные категории детей с ОВЗ в количестве 6 человек и 12 дети-норма:
• Задержка психического развития (ЗПР);
• Умственная отсталость (УО);
• Расстройства аутистического спектра (РАС).
• ДЦП.
В нашей группе работают два воспитателя, нам посчастливилось, у нас есть два помощника воспитателя, педагог-психолог, дефектолог.
Главная задача в работе с такими детьми открыть дверь в этот мир, научить общаться, воспринимать себя в этом мире, воспитать духовно-нравственные качества, развивать творческие способности.
При появлении в детском саду ребенка с ограниченными возможностями здоровья основные функции сопровождения возложены на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк, на котором педагоги обсуждают проблемы в обучении и воспитании детей и совместными усилиями ищут пути решения проблем дошкольника, разрабатывают индивидуальные образовательные программы, отслеживают динамику развития ребенка, оценивает успешность в освоении программ, дают рекомендации для педагогов и родителей.
Организация сопровождения детей с ОВЗ включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуального педагогического маршрута; организация педагогического взаимодействия всеми субъектами образовательного процесса.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
• динамическое отслеживание развития дошкольников в процессе обучения и воспитания;
• развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов;
• психологическая поддержка педагогов.
Обучение детей с ОВЗ строится с учетом психофизических особенностей учащихся, для которых характерны незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений, снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к инертности.
Главные условия при проведении занятий с детьми с ОВЗ :
- Замедленный темп обучения и воспитания;
- привлечение детей к предметно-практической деятельности;
- опора на возможности и способности ребенка.
- Создание соответствующей среды
Обучение и воспитание детей с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении проводится по специальным методикам, с использованием разнообразным форм и методов, разработанных для каждого вида нарушений. Чтобы заинтересовать ребенка, используем в своей работе нестандартные подходы, инновационные технологии, разрабатываем и реализуем индивидуальные программы развития. Но, несмотря на имеющийся опыт работы с детьми с ОВЗ, важнейшей проблемой является поиск наиболее эффективных условий обучения и воспитания дошкольников.
Роль игры в воспитании и обучении детей с ОВЗ очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребёнка физические и творческие способности. В нашей работе мы применяем различные методы :
1. Развитие артикуляционной моторики:
- с биоэнергопластикой (сочетание движений кисте рук с движениями органов речевого аппарата) способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений;
- использование дидактической куклы «Царевна лягушка»;
- упражнения с бусиной, баранкой и ложками;
- адаптированные интерактивные сказки и презентации.
2) Песочная терапия помогает развивать высшие психические функции, речевые навыки, «тактильную» чувствительность, воображение, мелкую моторику.
3) «Волшебный калейдоскоп» развивает внимание, фантазию детей.
4) «Яйцо Совы» развивает одновременно три важные для полноценного развития ребенка системы. Вестибулярную, которая отвечает за поддержания равновесия; Тактильной-управляет кожаной чувствительностью; и проприоцептивную – регулирует ощущение собственного тела в пространстве.
5) «Сенсорные модули» предназначены для релаксации.
6) Музыкотерапия в комплексе с другими техниками воздействия искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения в психоречевом развитии детей. На занятиях используются следующие виды упражнений:
• прослушивание музыкальных произведений;
• прослушивание голосов природы, птиц, животных и т. д.
• выполнение ритмичных движений под музыку.
7) Сказкотерапия является одним из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, которые имеют отклонения в психоречевом развитии, эмоциональной, физической и поведенческой сфере. Этот метод является открытым для понимания детей и позволяет решать проблемы речевого развития и эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, развивает связную речь, а также мотивирует детей к творчеству через совместное чтение и сочинение сказок.
8) «Сухой бассейн» Развивает мелкую моторику; развивает координацию движений; исправляет дефекты опорно-двигательного аппарата.
9) Интерактивная доска «Веселая математика» С ней ребята закрепляют названия геометрических фигур; формируют представления об основных цветах; развивают зрительное восприятие, внимание и мыслительные операции.
Важное место в обучении и воспитании дошкольников с ОВЗ занимают здоровье сберегающие технологии, основная цель которых – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья. Главная составная часть здоровье сберегающей работы педагога – это рациональная организация занятия. Применение данной технологии позволяет не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. Использование здоровье сберегающей технологий на занятиях позволяет решить ряд задач:
• повышает речевую активность детей;
• развивает речевые умения и навыки;
• восстанавливает работоспособность на занятии;
• улучшает концентрацию внимания;
• укрепления здоровья детей, что позволяет успешнее усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную активность ребенка.
Так специально для ребенка ДЦП был приобретен тренажер «Зебра», он используется для занятий лечебной физкультуры; Опора поможет ребенку научится сидеть, вставать с места, сохранять равновесия.
В рамках методической поддержки развития инклюзивного образования на педагогических и методических советах изучается нормативная база МОРФ, МОРО, проводятся мастер-классы, обобщение опыта педагогов по вопросам инклюзивного образования, разрабатываются методические рекомендации по адаптации детей с ОВЗ в образовательном учреждении.
В детском саду проводятся педагогические советы, совещания, разработаны памятки, буклеты по проблеме сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Ежегодно одна из тем педсовета посвящена детям с особыми образовательными потребностями.
В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса осуществляется реализация коррекционно-развивающих программ, проведение тематических родительских собраний и педагогических всеобучей, в рамках которых происходит консультирование родителей по выбору стратегий воспитания детей с психо-физиологическими особенностями.
Наш детский сад тесно сотрудничает с городской библиотекой, каждую неделю к нам приходят библиотекари и проводят познавательное занятие по теме недели, с использованием интерактивной доски. Деткам очень нравятся такие занятие, они хорошо усваивают материал.
Ведется активное взаимодействие с дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, физ. инструктором. Детки с удовольствие участвуют в праздниках, олимпиадах, спортивных мероприятиях. Воспитание и обучение детей – интересный, увлекательный и в то же время, очень большой труд, требующий от педагога профессионализма, терпения, трудолюбия. А если ты работаешь с «особыми» детьми, эти качества умножаются на два. Ф. М. Достоевский говорил: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Размышляя над этим высказыванием, я поняла, что легко любить, умных, послушных, прилежных детей, горящих желанием учиться. Работая с детьми, имеющие отклонения в развитии, для которых каждый шаг может являться маленькой победой, я понимаю, что люди, занимающиеся обучением и воспитанием детей с ОВЗ, как никто умеют любить «черненьких».