Галина Диденко
Эффективные формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
«Попытка воспитывать детей
без помощи и поддержки со стороны семьи
подобна сбору листьев граблями
в сильный ветер»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок».
(В. А. Сухомлинский)
Уважаемые педагоги, сегодня из своего опыта, я буду говорить о взаимоотношениях воспитателя с родителями.
Публикация «Эффективные формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями» размещена в разделах
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. В семье закладываются основы воспитания, формируется нравственный опыт и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. Ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, он приучается осознавать себя полноправным представителем общества, получает первые навыки общения.
В дошкольном учреждении ребёнок получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Только в тесном контакте может возникнуть формула : ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО.
Мое взаимодействие с родителями :
Bо-первых, это положительный эмоциональный настрой мой и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Я уверена в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, я узнаю особенности, привычки своего воспитанника и учитываю их при работе.
Я общаюсь с родителями ежедневно, и именно от этого зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности моей и детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Перед собой поставила цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Вот 4 направления работы с родителями :
1. Традиционное (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы с родителями).
Собрание родителей включает :
• Элементы тренинга («Приветствие»)
• Мастер-класс
• Презентацию
• Видеозапись образовательной работы с детьми
• Разбор педагогических ситуаций
• Магнитофонная запись детей.
Родительские собрания организовываю по такой схеме, и родители становятся активными, заинтересованными.
Родительское собрание состоит из трё х частей:
• Вводная часть ( цель: стараюсь организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, создать мотивацию на совместное решение проблемы) – сообщение темы, дискуссия.
• Основная (начинается с моего выступления). Моя главная цель, чтобы родители не являлись пассивными слушателями.
• Заключительная – «разное» - обсуждаются вопросы содержания ребёнка в детском саду, проведения досуга, организация совместных мероприятий с детьми. По окончании собрания подвожу итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов (есть вопросы- решаем вместе).
Рекомендации по проведению собрания: 1. Родителей не упрекаю и не поучаю. Использую в качестве примеров моменты из жизни детей группы.
1. Рассказываю о нежелательных поступках детей, не называя их фамилии.
2. Избегаю предъявления претензий к родителям и детям, обсуждая личность конкретного ребёнка, не следую констатировать неудачи детей.
3. Вовлекаю родителей в обсуждении проблем.
Если родители обращаются ко мне за консультацией, то беседа проходит в доброжелательной атмосфере, без назидания, угроз («вот когда пойдёте в школу, вспомните меня», обращаю внимание на всё хорошее и положительное, что есть в ребёнке и только потом говорю о проблемах. В ходе беседы не сравниваю детей друг с другом, только с успехами и недостатками в сравнении с сегодняшним днём. Результаты беседы не становятся темой обсуждения посторонних людей.
Как для меня, так и родителей, существуют определённые табуированные (запретные) слова.
В общении с родителями предлагаю придерживаться следующих правил:
- родители и близкие родственники могут прийти в группу и посмотреть, где спит ребенок, как кушает (во отчую и фото, центры активности и занятие (во отчую и фото);
- я выполняю просьбы родителей относительно сна, питания, одежды ребёнка;
- все медицинские процедуры проводятся только с согласия родителей.
2. Использую информационно-просветительскую работу (консультации, вечер вопросов и ответов, сайт ДОУ, выпуск информационных буклетов, памяток, брошюр, стенды и уголки для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания).
3. Есть развивающее общественное направление (родительский комитет, инициативная группа, творческая группа).
Традиционно взаимодействие родителей и педагога на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Потом дискутируем. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).
Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие.
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач:
• Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания : оно становится не просто местом, где сообщаю об успехах ребёнка, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием.
• Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию со мной. Организую оригинальные, непривычные мероприятия, вызывающие уважение и интерес.
* Провожу акции: «Один день без телевидения, телефона и компьютера». Анкетирование с целью выявления у родителей читают ли они детям книги, интервью у детей, групповая выставка «Любимые книги моей семьи», выставка детских рисунков, представление семейного опыта по организации домашнего чтения, фото выставка: «Папа, мама, я – самая читающая семья!»
* Семейные проекты
- «Покормите птиц зимой!»;
- «Юный пешеход!»
Мастер-классы – это активная форма обучения родителей, это способ взаимодействия с педагогом, обеспечивающим передачу родителям опыта, мастерства путём прямого и комментированного показа приёмов работы.
* Тематика мастер- классов:
- «Укрепление партнерского взаимодействия ДОУ и семьи» - «Как научить ребёнка рисовать» - «Играем с пальчиками» - «Играем вместе с детьми»
* Презентация ДОУ и группы – в результате такой формы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми. Содержание презентации отражает:
- программу, по которой работаю с детьми, задачи группы;
- информацию о специалисте (логопед, работающий с детьми;
- фрагментарно показываю виды деятельности (использую видео и фото отчет).
* Предложила родителям представление семейного опыта воспитания– (изучила опыт родителей по приобщению к домашнему чтению в семье). Было установлено, что опыт других родителей является для остальных наиболее значимым (принести книги, рассказать о времени, когда они читают, об их общении с ребёнком до и после чтения, повторном обращении к чтению, выборе книг.).
* В моей работе приемлема тематика: «Успехи ребенка» (диплом за участие ребенка в конкурсе на МААМ).
* Сделать «Паровозик мудрости» (моя задумка в дальнейшем) – в приёмной вывешивается макет паровоза. В головном вагоне обозначается проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Вагоны паровоза пустые. Родители записывают на них советы, афоризмы и пожелания по выбранной теме.
Например:
- «Я знаю, как научить ребёнка помогать взрослым»;
- «Когда у нас родился второй ребёнок, мы…»;
- «Чтобы ребёнок не болел» и т. п.
* «Волшебный цветок мудрости» (моя задумка в дальнейшем) - в приёмной выставить стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители сами будут вписывать советы, афоризмы, пожелания по обозначенной проблеме («Вместе трудиться, очень интересно», «Рос цветок на длинной ножке», «В выходной можно пойти с ребёнком…»).
Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами одно из направлений сотрудничества.
Формы взаимодействия :
• Участие в утренниках, праздниках, ремонте и благоустройству ДОУ (ставлю вопрос перед родителями, что в течение такого то времени, вы должны прочитать детям произведение одного из писателей. Затем организуется литературный праздник – «Мама, папа, я – самая читающая семья!»).
• Моя задумка: «Гость группы» (приглашать кто-либо из родителей, и проводят с детьми беседы на разные темы о профессиях, охране здоровья – «Мой папа служил в Армии»).
Вывод: на следующий год продолжать работу по внедрению в педагогическую деятельность интерактивные формы и методы работы с родителями.
Литература:
Интернет ресурсы. Сайты: Международный образовательный портал Маам, Международный педагогический портал "Солнечный свет", Апрель "Ассоциация педагогов России", Nsportal. ru., m. vk. com, Vospitatel.online, и другие.
- Дошкольная педагогика №1 2014 год, стр 54-57. Статья «Нетрадиционные формы работы с родителями» О. В. Шевченко.
Но возникает вопрос: - Что можно еще применять в общении с родителями?
- Какие новые формы и методы, предложенные родителями можно применять при этом?
- Какие вопросы заданы родителями и решаемы ли они?
- Какие проблемы в воспитании хотели бы получить в помощь с моей стороны?
Об этом расскажут результаты анкетирования.
Анкета для родителей
1. Как Вы оцениваете вклад (мой и детского сада) в воспитание вашего ребенка?___ 2. Как Вы оцениваете степень своего участия в работе группы, которую посещает Ваш ребенок? : - высоко; - низко; - удовлетворительно; - не задумывались; - затрудняюсь ответить? 3. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в воспитании детей : - семье; - детскому саду; - семье и детскому саду? 4. С какими вопросами Вы чаще всего обращались к воспитателю : - выяснить какое-либо недоразумение (обида ребенка, беспорядок в его шкафчике, поломка игрушки и др.); - аппетит, сон ребенка в детском саду; - настроение и поведение ребенка в детском саду; - успехи ребенка на занятиях; - спросить совета по вопросам воспитания ребенка в семье; - поделиться своими успехами в воспитании ребенка в семье? 5. С какими вопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель : - ребенок плохо вел себя в детском саду; - ребенок плохо (хорошо) ел, спал; - ребенок плохо (хорошо) занимался, не умеет (умеет, что - либо делать; - успехи ребенка на занятиях; - просьба оказать помощь детскому саду; - посоветовать, как лучше воспитывать ребенка в семье; - спросить, помогли ли его советы в воспитании ребенка? 6. Часто ли Вы обращаетесь к воспитателю за советом в воспитании ребенка : - часто; - не очень; - редко. 7. По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны воспитателя?___ 8. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными : - посещение воспитателем ребенка на дому; - родительские собрания; - посещение родителями занятий в детском саду с их последующим обсуждением; - совместные праздники и развлечения; - индивидуальные беседы и консультации со специалистом (логопедом); - другие формы?___ СПАСИБО!