Ирина Варюхина
Консультация «Взаимосвязь изодеятельности и музыки в дошкольном образование»
▼ Скачать + Заказать документы
"Мир состоит из великого множества соединений красок и света.
И тот, кто легко и точно улавливает эти соединения, -
счастливейший человек ", писал К. Паустовский.
А от себя хотелось бы добавить, что современный человек должен уметь видеть и чувствовать красоту окружающего мира, а это умение закладывается в детстве.
Дошкольный период представляет собой яркую и неповторимую страницу в жизни каждого человека. На данном возрастном этапе закладываются основные ступени процесса социализации ребенка, происходит приобщение ребенка к культуре и общечеловеческим ценностям.
Публикация «Консультация „Взаимосвязь изодеятельности и музыки в дошкольном образование“» размещена в разделах
Одной из главных задач дошкольной педагогики является развитие в детях творческих способностей. Интеграция музыки и изобразительной деятельности
способствует решению этой задачи.
Через изобразительную деятельность можно показать детям, что мир удивителен и прекрасен. Музыка же для ребенка – это мир радостных переживаний, художественное отражение жизни.
Раскрывая интеграцию музыки и изобразительного искусства в вопросах дошкольного воспитания с психологической позиции, необходимо отметить, что в изобразительной деятельности у ребенка обогащается представление о мире, он может выразить свое понимание действительности. При воздействии музыкальных средств на чувственное восприятие ребенка, происходит, прежде всего, развитие его эмоциональной сферы.
Используя интегрированные формы работы в области дошкольного воспитания с помощью методов музыкального и художественного искусства, я считаю необходимым учитывать как основные задачи музыкального, так и художественного воспитания в дошкольном учреждении.
Задачи музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста можно дифференцировать по классификациям следующие:
- развитие музыкальных и творческих способностей с помощью разных видов музыкальной деятельности;
- формирование музыкальной культуры ребенка;
- формирование общей духовной культуры личности.
Изобразительная деятельность как вид художественно-творческой деятельности, направлена не только на отражение впечатлений, который человек получает в процессе восприятия окружающего мира, но и на выражение его отношения к изображаемому мировосприятию.
Основная цель, которая формулируется при использовании художественно-изобразительной деятельности – это помочь маленькому человеку выразить свое отношение к миру, через его творчество.
Интеграция разных видов деятельности изобразительного и музыкального искусства обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития творческих и эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Для реализации поставленной цели необходимо, насколько возможно ранее погружение ребенка в ту творческую среду, в окружении которой мог бы расцветать творческий потенциал ребенка.
Как же это можно использовать на практике в своей работе?
При подготовке занятия педагог думает: как его организовать, чтобы достичь поставленной цели и задач, пробудить в детях стремление к знаниям, активности, самостоятельности, воспитывать у них трудолюбие и при этом не утратить интереса на протяжении процесса и не утомить?
Занятия можно проводить в разных формах:
• сочетание восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра;
• художественно-творческая деятельность детей, дети «рисуют музыку».
То есть, в занятия включается слушание музыки; различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование и лепка «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений. Это позволяет создавать условия для интеграции различных видов художественной деятельности.
Дети старшего возраста ярко и выразительно рисуют портреты сказочных персонажей, сюжеты из прослушиваемых «музыкальных сказок». Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, мольберты с большими листами бумаги и разноцветной гуашью, обязательная похвала педагогов создают совершенно особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.
После занятия педагог беседует с каждым ребенком о том, что он нарисовал, спрашивает, помогала ли ему в этом музыка. Детям очень важно признание их творчества взрослыми и сверстниками. В этом помогает организация выставок: индивидуальных, тематических, групповых. Участие в выставках — не подведение итогов работы, а своеобразный стимул для дальнейшего роста.
Любое занятие только выиграет, если воспитатель создаст фон с помощью спокойной музыки. Это еще больше подхлестнет творческий процесс, привьет детям любовь к эстетическому искусству.
Рисование под музыку довольно широко применяется в современной педагогике. Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания музыкальных произведений.
Прекрасной возможностью для самовыражения, развития творческих способностей является рисование под музыку песком и на песке.
Рисование песком - это необычное искусство создания картин, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов. Этот вид рисования дети особенно любят.
На занятиях можно организовывать так называемые эстетические игры. Особенность эстетической игры состоит в том, что создается мнимая ситуация, «действие в воображаемом поле», которым может быть сказка, произведение музыкальное или живописное.
Конечно, для формирования творческой активности детей в изобразительной деятельности в группе должны быть созданы все необходимые условия, в том числе необходимо иметь фонотеку, включающей подборку произведений классической музыки, аудиоаппаратуру и т. д.
Можно сделать вывод, что в результате интеграции разных видов деятельности изобразительного и музыкального искусства, у дошкольников происходит заметный рост в уровне творческого развития, который выражается в оригинальности, продуктивности, самостоятельности в работе, в умении видеть прекрасное в окружающем мире.
Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей.