Приложение МААМ

Взаимодействие воспитателя с родителями детей раннего возраста в условиях введения ФГОС до

Светлана Васильева
Взаимодействие воспитателя с родителями детей раннего возраста в условиях введения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

«Взаимодействие воспитателя с родителями детей раннего возраста в условиях введения ФГОС ДО»

«. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Взаимодействие воспитателя с родителями детей раннего возраста в условиях введения ФГОС до» размещена в разделах

В соответствии с Законом РФ "Об образовании в РФ" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". В федеральном государственном образовательном стандарте подчеркивается, что семья дает ребенку главное – то, чего не может дать никакой другой социальный институт.

Родители обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. "Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, привлечь родителей к участию в воспитательном процессе?

Я определила для себя критерий, который назвала «включенностью родителей в образовательный процесс». Сначала это были количественные показатели присутствия родителей на родительских собраниях, консультациях и праздниках, участие в выставках. Позднее количественные показатели перешли в качественные. Использование разнообразных форм работы привело к определенным результатам: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками педагога. В результате создалась атмосфера взаимоуважения. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Социальное партнерство детского сада и семьи – ключевая проблема, стоящая перед современным ДОУ. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «социальное партнерство», «сотрудничество» и «взаимодействие».

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.

Работая на группе детей раннего возраста с 1.6 мес. до 2 лет считаю работу с семьей актуальной.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Я считаю, что положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Современной семье необходимо оказывать педагогическую помощь.

Опыт моей работы подсказывает, что содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства. Взаимодействуя с родителями, показываю уникальность и значение правильного воспитания ребенка с первых лет жизни. Успешный контакт родителей и педагогов приобретает еще большее значение в период адаптации ребенка к детскому саду, поскольку для малыша период отрыва от семьи очень тяжелый и болезненный процесс. Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника. На основе анализа развития ребенка, фиксируются его физические и психические особенности. С родителями каждого ребенка провожу индивидуальные беседы, даю рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. Это позволяет установить контакт родителей и воспитателей ДОУ.

Затем родителей и ребенка знакомлю с группой. Провожу экскурсию по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно показываю, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Показываю родителям игрушки, учебные пособия, детские книги, подсказываю, какие игрушки и пособия следует приобретать для детей, особое внимание обращаю на их соответствие возрасту ребенка. Чтобы лучше узнать индивидуальные особенности каждого ребенка, правильно спрогнозировать личностное развитие, провожу анкетирование, направленное на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т. д. «Анкета – знакомство», «Ваш ребенок и его индивидуальные особенности», «Анкета для родителей детей, посещающих ДОУ». Большое значение имеет вовремя подготовленный консультативный материал: «Ваш малыш пришел в детский сад», «Готовность родителей», «Признаки психо-эмоционального напряжения», «На пути к горшку», «Воспитание культурно-гигиенических навыков».

Всегда положительный эмоциональный отклик получаю от родителей при оформлении фотовыставок: «Мама, видишь, это Я! Не волнуйся за меня». К концу адаптационного периода провожу родительское собрание в форме деловой игры «Улыбка малыша в период адаптации».

Считая главным условием развития взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог – ребенок – родитель», поставила

Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

- установить диалогические и партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки на основе коммуникативной культуры (искусство общения, т. е. умение устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, преодолевать волнение, нерешительность, сдерживаться, создавать необходимое настроение)

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей находить контакт с ребенком

- использовать новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом.

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

-способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.

-реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федерального государственного образовательного стандарта.

Предполагаемый результат:

-Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

- Повышение педагогической грамотности родителей;

- Повышение профессиональной компетентности педагогов;

- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

- Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Принципы взаимодействия с родителями

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Равноправие и равноответственность родителей и педагогов.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Динамичность. Единство реализации цели в вопросах развития личности.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Ко мне в группу приходят малыши из домашних условий, у многих родителей это первый ребенок и я понимаю, что должна вовлечь родителей в образовательный процесс детского сада. Наш детский сад открыт для родителей. Они принимают активное участие в конкурсах : «Фруктово-овощные фантазии» (поделки из овощей и «фруктов, «Руки папы, руки мамы и мои ручонки» (совместные поделки из бросового материала, «Куклы для театра ДОУ» (куклы для кукольного театра, «Сохраним у елочки зеленые иголочки» (елки из бросового материала) и др.

Фотоконкурсы: «Мамочка любимая», «Мой любимый малыш», «Играем вместе», «Загляните в семейный альбом» и др.

Дни открытых дверей в ДОУ стали традиционными, в них родители не просто зрители, а непосредственные участники образовательного процесса.

Обычно в группах раннего возраста не проводят дни открытых дверей, однако в нашем детском саду внесены инновации и в данную сферу деятельности. На протяжении многих лет дни открытых дверей в нашей группе проходят с участием родителей. Родители проявляют большой интерес к тому, как проводят время их малыши в детском саду, чем занимаются. На этих мероприятиях я не ставлю цель научить детей чему - то, не добиваюсь правильного результата, а просто хочу чтобы родители побыли рядом со своими малышами, порадовались вместе с ними. Считаю, что такие совместные игры открывают большие возможности для формирования личности ребенка, проявления им инициативы, самостоятельности, любознательности. В совместной игре обогащаются впечатления ребенка, он чувствует защищенность, поддержку мамы или папы. Показатель правильно организованной игры - хорошее настроение ребенка (перестают плакать, положительные взаимоотношения (мама всегда рядом). Стараюсь привлечь к этим играм и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Родители с удовольствием участвуют в этих мероприятиях.

Очень важно, что у них появляется интерес к жизни их детей в группе. Часто возникают дискуссии по инициативе родителей.

Условия эффективного взаимодействия :

-Установление интересов каждого из партнеров

-Согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимания важности участия родителей в образовательной деятельности

-Выработка четких правил,действий в процессе сотрудничества (планирование)

-Владение педагогами методами обучения родителей

-Использование активных форм и методов общения; Обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия

-Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ.

Мамы и папы стремятся к индивидуальному общению с воспитателем, их начинают интересовать вопросы, касающиеся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Иногда родители признают ошибочность некоторых своих методов воспитания.

Такой подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность – показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и успех всего ДОУ.

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Презентация «Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников в рамках ФГОС» В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями группы раннего развитияВзаимодействие воспитателя ДОУ с родителями группы раннего развития Взаимодействие воспитателя МАДОУ «Детский сад «Родничок» с родителями группы раннего развития. «Все вместе – значит, мы сила!»«Какую громадную.

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУВзаимодействие воспитателя с родителями воспитанников в современных условиях в рамках «Недели здоровья» в ДОУ Воспитатели: Стародумова Т. И., Школа Ю. Б. Каждый из нас знает и использует различные формы и методы сотрудничества с семьями воспитанников.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие воспитателя с родителями детей раннего возраста в условиях введения ФГОС до
Опубликовано: 20 марта 2022 в 18:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие воспитателя с родителями детей раннего возраста в условиях введения ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Васильева (УИ 253804) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД