Ольга Любарская
Взаимодействие воспитателей общеразвивающей группы с учителем-логопедом логопедического пункта ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
Тема выступления «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ОБЩЕ-РАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЫ С УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ДОУ»
СЛАЙД 2
Одним из основных направлений модернизации образования явля-ется обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ог-раниченными возможностями здоровья.
Эти идеи узаконены рядом стратегических документов Российской Федерации, краевого, районного уровня, а так же локальными актами нашего учреждения.
Публикация «Взаимодействие воспитателей общеразвивающей группы с учителем-логопедом логопедического пункта ДОУ» размещена в разделах
На слайде Вашему вниманию эти документы представлены.
Не секрет, что нарушение речи в последнее время стало всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного воз-раста возникнут трудности общения с окружающими, а в даль-нейшем- определенные изменения личности на пути развития «ре-бенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои при-родные способности и интеллектуальные возможности.
Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
Поиски эффективных приемов и методов коррекции речи воспитанников весьма актуальны и привели к тому, что в настоящее время в нашем детском саду организованы логопедический пункт и разновозрастная логопедическая группа для детей с тяжелыми нарушениями речи.
СЛАЙД 3
Я и моя коллега работаем воспитателями в подготовительной к школе группы и (7) наших воспитанников зачислены в логопедический пункт дет-ского сада. Эффективность работы по исправлению нарушения речи напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей общеразвивающей группы и других специалистов ДОУ.
Основная цель совместной работы логопеда и воспитателя в условиях лопедического пункта -это создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста.
За организацию коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте несет ответственность учитель- логопед.
Мы, воспитатели, подключаемся к работе и вносим в свою образовательную деятельность рекомендации учителя- логопеда.
Логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки
Совместная работа состоит из нескольких этапов. На слайдах представлено распределение функционала воспитателя и учителя – логопеда, это :
СЛАЙД №4-диагностическая работа.
СЛАЙД №5-непосредственно коррекционная работа
СЛАЙД №6-профилактическая работа
Подробнее я остановлюсь на следующих моментах:
Учитель-логопед два раза в год осуществляет диагностику речевого развития всех детей, знакомит нас, воспитателей, с результатами обследования.
СЛАЙД №7 Составляет «Экраны звукопроизношения», которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка логопункта, а также этапы работы над ними.
В силу специфики работы группы общеразвивающего видам мы, воспитатели, лишены специализированного коррекционного часа для работы с детьми с нарушениями в произношении, и должны включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы.
СЛАЙД №8
Поэтому были заведены листы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей, а так же тетради, из которых мы берем задания для индивидуальной работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.
Их использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы, учитывать при планировании индивидуальной работы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, координации общих моторных движений и мелкой моторики пальцев рук; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой.
В конце недели учитель-логопед с нами, воспитателями группы, обсуждает полученные результаты работы за неделю. Знакомит с заданиями на следующую неделю.
Работа воспитателя в помощь учителю-логопеду является направ-ленной, конкретной и действенной. Опираясь на задания в тетради по индивидуальной работе, мы планируем день с учетом индиви-дуальных речевых проблем каждого ребенка.
При автоматизации звуков нами используется ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста – игра, а именно игра дидактическая, которая представляет собой многоплановый, сложный процесс; она является игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной деятельностью, и средством всестороннего развития личности. Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты.
Индивидуальную работу мы строим на занятиях с учётом речевых проблем каждого ребёнка. Так, зная, что у ребёнка звук [c], находится на этапе автоматизации, мы включаем задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы. Например, на занятии по подготовке к освоению грамоты каждому ребенку предлагается разобрать слова с теми звуками, которые они в настоящее время исправляют у логопеда.
В свободное игровое время предлагаем ребёнку не поиграть просто в дидактическую игру, а в игру, которая соответствует лексической логопедической теме. («Мамы-детки», «Наоборот»).
Совершенствование связного высказывания проходит в формиро-вании полного ответа на занятиях по составлению рассказов и опи-саний по лексической теме. (В играх и упражнениях «Я сказочник», «Не покажем, а расскажем».)
Во второй половине дня мы предлагаем детям потренировать мелкую моторику рук: «Собери бусы», «Выложи рисунок», «Колпачки», штрихование, лепка, обведением фигур по контуру, складывание бумаги гармошкой с дальнейшим вырезыванием фигурок; таким образом, идет не только отработка общих задач группы по подготовке руки к письму, но и выполняется работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
СЛАЙД №9
Тема моего самообразования -включение малых жанров фольк-лора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок) во все направления речевого развития дошкольников. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творче-ства таят в себе немалые богатства - звуковые, речевые, смысловые. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает и помногу раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.
Использование фольклорного материала помогает сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее.
Так как звуки ставит только учитель-логопед, на этапе закрепления поставленных звуков и введения их в речь (автоматизация постав-ленных звуков) мы ставим следующую цель:
- добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Содержание моей работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного логопедом звука
в слоги - с помощью чистоговорок,
в слова- с помощью скороговорок,
в предложения- через потешки, и считалки в самостоятельную речь ребёнка.
СЛАЙД №10
Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков, составляют основное содержание нашей деятельности в рамках профилактического направления.
СЛАЙД №11
С этой целью в группе созданы сенсорно-речевые уголки с разно-образным материалом.
У нас имеются дидактические игры, предметные и сюжетные кар-тинки. Представлен широкий выбор пособий по развитию мелкой моторики: наборы мелких игрушек, фасоли, природного материала для выкладывания узоров, круп в мешочках, трафареты, мозаики, различных размеров шары, суджоки, верёвочки, головломки, сухие бассейны.
СЛАЙД№12
Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды
возрастным потребностям детей, дает рекомендации по ее обога-щению.
СЛАЙД №13 Учитель-логопед оказывает помощь по формированию речевой культуры и у самих педагогов ДОУ. Проводятся различные тренинги, практикумы, консультации на тему правильного звукопроизношения. ИТОГ:
Проводимая совместная работа с учителем- логопедом позволит повысить эффективность работы логопункта, увеличить процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произ-ношением, повысить качество образовательного процесса.
Слайд №14 КОНЕЦ