татьяна власова
Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Власова Татьяна Сергеевна
МКДОУ «Терновский детский сад №1»
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Публикация «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Такая проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. В нашей группе я ежегодно разрабатываю план совместной деятельности с семьями воспитанников. Основные мероприятия плана составлены так, чтобы они отвечали годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Задачи:
1) Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2) Объединить усилия для развития и воспитания детей;
3) Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
4) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5) Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому свою работу я начинаю со сбора информации и изучения социального паспорта семей воспитанников. Актуальными мероприятиями здесь являются :проведение анкетирования, личных бесед с родителями по работе ДОУ, тестирование, подбору интересных форм взаимодействия с каждой семьей.
Данные формы помогут правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Анализируя сведения о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования.
Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.
Первая группа- это родители, очень занятые на работе, которым сад просто важно необходим. Данная родительская группа в силу своей занятости вряд ли сможет активно посещать консультации, мастер-классы, тренинги. Но если правильно организовать домашние дела и работу, то они с удовольствием изготовят вместе с ребенком поделку на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.
Вторая группа- это родители с удобным, «плавающим» рабочим графиком, у которых в помощь идут бабушки и дедушки, которые не работают. Дети из таких семей могли бы не посещать сад, но родители видят в коллективе полноценное детское общение, игры со сверстниками, развитие и обучение ребенка. Моя главная задача - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо вовлечь в работу д/сада.
Третья группа-это семьи, где один из родителей не работает. Эти родители тоже ждут от д/сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя выделить из этой родительской группы энергетичных мам и пап, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведений праздников, конкурсов, выставок и т. д. (Дронова Т. Н. ,2002)
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существует традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные формы работы с родителями подразделяются на коллективные (родительские собрания, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, рекомендации, посещение на дому, а также наглядно- информационные (выставки, стенды, памятки, буклеты, папки- передвижки).
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.
1) Информационно- аналитические. Сюда входит выявление интересов, запросов родителей, потребностей, уровня их педагогической грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов, анкетирования).
2) Познавательные. Ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста. 3) Наглядно- информационные. Ознакомление родителей с работой
ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.
4) Досуговые. Установление эмоционального контакта между педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и т. п. (Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А., 2007-2010)
Работая со всеми родительскими группами мной активно используются разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.
За 8 лет работы в данном направлении, мной была проведена большая работа с родителями. Большинство мероприятий проходят в тесном взаимодействии с родителями, членами родительского комитета. Ничто так не сближает родителей, педагогов и детей, как совместные мероприятия, которые проходят интересно и разнообразно. В нашем детском саду в течение года проходят множество акций, в которых участвуют воспитанники и их семьи : экологическая акция «Скворушка» - родители изготавливали кормушки для птиц, патриотическая акция «Письмо солдату» - родители и дети писали письма солдатам в зону проведения СВО, собирали теплые вещи и сладости к новому году, благотворительная акция «Дед Мороз есть» - сбор вещей, игрушек, сладостей многодетным семьям, благотворительная акция «Подари книгу детскому саду» и другие. Родители наших воспитанников охотно участвуют в проведении субботников на участке детского сада, участвуют в озеленении и благоустройстве детских площадок. В нашем детском саду проводится множество творческих конкурсов, где также не обходится без вовлечения родителей в жизнь детского сада.
Досуговое направление в моей работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть как это делают другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Очень теплой традицией стало ежегодное проведение мероприятия в ноябре, посвященное «Дню матери». В теплой обстановке, за чашкой чая, проходят чаепития с мамами, бабушками, где проходит чествование женщин- матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.
В конце учебного года, традиционно ко дню семьи, проводится спортивное мероприятие «Папа, мама, я –спортивная семья». При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи.
Родители настолько благодарны всеобщему союзу, что даже пишут на сайте детского сада положительные отзывы, делятся эмоциями.
Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь, играть.
Еще одной традицией в нашей группе стало празднование дня рождения ребенка. Родители с радостью перевоплощались в сказочных героев и веселили ребят. Данное мероприятие оформляю поздравительным клипом, и родители могут сохранить на память празднование каждого дня рождения своего ребенка.
Постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Мамины руки не знают скуки», «Игрушки для елочки», «Листопад в ладошках», «Безопасный уголок» и другие, позволяют укрепить взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей (мебель- кровать и диван, сшита одежда для кукол, постельное белье, нестандартная лесенка и многое другое).
Воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить и мотивировать их в том, что они все могут для своего ребенка, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться принимать своего ребенка, понять его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда у его ребенка все получится.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Литература:
1. Дронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – Москва, 2002.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013Г. Регистрационный № 30384.
3. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями. – М. : Мозаика – Синтез, 2007 -2010.