Ольга Коптева
Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках реализации грант-проекта «Воспитываем патриотов родной страны!»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите Вашему вниманию представить свой опыт работы по взаимодействию с семьями воспитанников в рамках реализации грант-проекта «Воспитываем патриотов Родной страны!».
В современном мире проблема патриотического воспитания и гражданского становления личности подрастающего поколения становится одной из актуальных. Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Тема воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В рамках данных инициатив с 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование». Как отметил заместитель министра просвещения Денис Грибов, «надо прививать те правильные базовые ценности, которые нужны, – семья, дружба, взаимовыручка, в том числе на примерах тех героических образов, которые сегодня есть вокруг нас».
Публикация «Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках реализации грант-проекта „Воспитываем патриотов родной страны!“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
Последние изменения: Минпросвещение рекомендовало усилить работу по патриотическому воспитанию. Согласно определению воспитания в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ воспитательная работа должна включать патриотическое, духовно-нравственное, гражданско-правовое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, физическое воспитание и развитие навыков здорового образа жизни, трудовое и экологическое воспитание.
В конце февраля 2022 года МБДОУ ДС «Колобок» г. Волгодонска стал сетевым партнером парциальной программы «Юный патриот». Теперь у нас есть возможность взаимодействовать и сотрудничать в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста через научно-практический центр «Традиции и инновации в образовании». Само словосочетание, название центра говорит о том, что мы используем в работе и традиционные, и инновационные формы работы с детьми и родителями. Более подробно о взаимодействии с родителями расскажу позже.
Почему решили участвовать в конкурсе грант-проектов? Для более успешной работы хотелось бы оснастить МТБ детского сада экспозицией «Путешествие в прошлое одежды нашей страны, нашего Донского края». Патриотическое воспитание обеспечивает развитие воспитательной работы в образовательных организациях, проведение мероприятий патриотической направленности с использованием народных костюмов. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Из поколения в поколение передавались традиции. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков. Это побудило нас принять участие в конкурсе благотворительных проектов на территориях присутствия АО АСЭ и выбрать тему проекта «Воспитываем патриотов Родной страны!». В 2024 году в конкурсе приняли участие 186 проектов, стоимость реализации которых составляет более 100 млн. рублей. По результатам оценки конкурсной комиссии поддержку получили 62 организации, представившие свои проекты на общую сумму 20 млн. рублей. Напомню, от города Волгодонска два победителя: МБДОУ ДС «Чебурашка» г. Волгодонска с проектом «Фестиваль народных ремесел «А у нас на Дону»; и мы-МБДОУ ДС «Колобок» г. Волгодонска с проектом «Воспитываем патриотов Родной страны!».
Результаты проекта:
1. оснащение и пополнение МТБ ДОУ, создание экспозиции «Путешествие в прошлое одежды нашей страны, нашего Донского края»;
2. мероприятия патриотической направленности в рамках проекта;
3. формирование банка методических разработок для взаимодействия с родителями.
Цели и задачи проекта.
Цель: Формировать патриотические чувства у детей посредством
ознакомления с русским народным костюмом.
Задачи:
1. Расширять представления детей о старинном русском костюме.
2. Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;
3. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
Одним из направлений реализации грант-проекта является : создание системы (модели) взаимодействия с семьей, направленной на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Система взаимодействия с семьёй, направленная на патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, включает три блока:
Диагностический. Помогает выявить запросы родителей, мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Для этого используются анкетирование, опрос, беседы с родителями.
Теоретический. Направлен на повышение компетентности родителей в вопросе патриотического воспитания дошкольников. Для этого проводятся групповые родительские собрания, индивидуальные беседы и консультации.
Практический. Включает разнообразные формы работы, взаимодействия с родителями.
Вернё мся к словосочетанию: «Традиции и инновации». В работе с семьями вариативно используем традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества.
Родительский университет кафедра «Семейные традиции», кафедра «Наши дети в современном мире». В рамках Родительского университета организуем:
• круглые столы «Нужно ли воспитывать в детях патриотизм»; «Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье»; «Задачи семьи и детского сада в воспитании ребенка едины»; "Из чего складывается трудолюбие?".
• консультации для родителей: «Актуальность патриотического воспитания в современном обществе», «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», «Как воспитать патриота».
Вовлечение родителей в проектную деятельность. Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «Расскажи другу о родном городе», «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья», «Спасибо ветеранам», «День победы» и др. Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки. Рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души». Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов: «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни».
Проект «Родной свой край люби и знай!». Родители собирают информацию об архитектуре, названия улиц, делают фотографии, а затем представляют работы на общем мероприятии. Семейные художественно-творческие проекты «Дети цветы жизни», «Птица семейного счастья», «Моя семья», «Прогулка по Волгодонску».
Родительские уголки, наглядные средства, оформленные с широким использованием ИКТ. В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания они играют важную роль. Стенгазеты, буклеты, папки-передвижки, оформление семейных фотоальбомов, тематических выставок, стендов: «Фронтовики, наденьте ордена», «День России», фотовыставок «Мой город Волгодонск!», «Казачий Дон», «День рождения Ростовской области», памятки-рекомендации, мини-библиотеки. Использование технических средств, ИКТ позволило сделать наглядные материалы для родителей информационно ёмкими, зрелищными, комфортными.
Акцент во взаимодействии с родителями ставим на проведение торжественно-патриотических мероприятий, досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического процесса: «День Матери», семейный праздник «Тепло родного очага», развлечение «Семейные посиделки», «День Отца» в форме спортивных соревнований и другие мероприятия. Торжественно-патриотические мероприятия совместно с Советом микрорайона «День флага России», «День рождения Ростовской области», «Моя Россия» ко Дню России, «День Народного Единства», «День Защитника Отечества», «День Победы», тематические, традиционно - календарные праздники совместно с Советом микрорайона: «Осенняя ярмарка», Рождественские праздники: «Пришла Коляда - открывай ворота», «Масленица, «День города». Спортивные мероприятия: Дни Здоровья, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!».
Организация акций, флешмобов: Организуем совместные мероприятия, акции: «Сад Победы», совместно с военнослужащими, Советом микрорайона, концертные программы в Доме инвалидов, «Соберем посылку для солдат» совместно с Всероссийским общественным движением «Матери России», совместно с волонтерскими организациями «Доброфронт», «По Zову сердца!», совместно с Волгодонской Епархией, акция «Zа наших!» и во многих других. Во всех акциях, мероприятиях принимают участие и родители, и сотрудники.
Акция «Браслеты-амулеты и открытки для Защитников Отечества», акция «Мир-это главное слово на свете!» совместно с Советом микрорайона, флешмобы «Поехали!» ко Дню Космонавтики, «Флаг России» ко дню России, «Нам нужен мир!» к празднованию 1 Мая.
Коллеги, предлагаю вам для вашей работы готовые варианты положений о конкурсах, акциях на патриотические темы.
Использование мультимедийных презентаций, видеофильмов. Они позволяют в наглядной и доступной форме познакомить родителей с некоторыми педагогическими терминами и основными направлениями работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Кроме этого, фото и видеоотчёты о проводимых мероприятиях располагаем в сообществе ВКонтакте, в групповых чатах, страницах в соц. сетях. Родители видят нашу работу, достижения, и поэтому, являются активными участниками.
Использование средств ИКТ, конечно же, не заменяет традиционных методов и технологий работы с родителями, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует родителей и тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Создание для родителей флеш-карт с видео- и фотоматериалами, созданными в ходе различных видов и форм деятельности детей: занятий, игр, праздников.
Технология QR – кодов - одна из инновационных форм работы и с детьми, и с родителями.
Широчайшие возможности QR – кодов, используемые современной молодежью, очевидно, помогают раскрыть более детально всю интересующую их информацию о выдающихся исторических событиях и людях, пробудить чувство сопричастности к судьбе своей родной страны и этноса, чувство любви и гордости за величие Родины. С помощью QR – код технологии любой человек способен прикоснутся к истории своей семьи, своего общества и народа, наконец, к своей национальной и самобытной культуре.
Воспитатели совместно с дошкольниками могут проводить экскурсии по городу с использованием технологии QR-кодирования. Технология QR - кодирования, QR-код (англ. Quick Response, быстрый отклик) – матричный код. В штрих коде можно закодировать разнообразную информацию, которая состоит из символов: адрес сайта, телефон, географические координаты и многое другое.
Считывать информацию с QR-кодов быстро и удобно – достаточно скачать специальную программу-сканер на смартфон. Потом необходимо навести камеру на QR-код, и программа сама перекинет на нужный файл или ссылку. Принцип действия QR -технологии: информация о достопримечательностях города зашифрована в QR-код.
Квест-игра «По дорогам памяти». Суть игры заключается в разработке маршрута по улицам родного города для дошкольников, которые, разбившись на две команды, по выданной им карте собирают QR-коды, в каждом из которых содержится информация об истории культурного объекта, улицы или судьбе человека, в честь которого она названа, а также имеется отсылка к другому адресу кода. Дорога начинается от детского сада, проходит через семь основных точек маршрута и завершается в Музее Истории.
Дети не только узнают историю города, но и отрабатывают навыки ориентирования в городе и следования по маршруту вместе с воспитателем.
Игра направлена на решение следующих задач: воспитание чувства ответственности перед товарищами; чувства патриотизма и гражданственности; развитие навыков коммуникации между участниками; изучение выдающихся фактов о городе, в котором они проживают. Все это заставляет более тонко сопереживать и внимательно относится к прошлому, к своим историческим корням.
Такой проект может быть широко растиражирован и ориентирован не только на изучение истории родного края, может применяться в соревновательной форме между группами дошкольников.
Индивидуальные формы работы. Беседы, индивидуальные консультации, выполнение индивидуальных поручений. Они помогают установить эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Групповые и общие родительские собрания, педагогические беседы с родителями, тематические консультации и другие групповые формы работы с родителями.
Предлагаю для работы анкеты для родителей «Патриотическое воспитание ребенка в семье и детском саду».
Принимаем участие в городских конкурсах, фестивалях, флэшмобах. Посмотрите на наши достижения.
Использование разнообразных форм и методов сотрудничества с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к вопросу патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. В создании её большая роль принадлежит родителям группы. Предметная среда группы насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны.
Для подведения итогов реализации грант-проекта, а также чтобы повысить качество воспитательно-образовательной работы с воспитанниками по патриотическому воспитанию по каждому разделу контроля выделить положительные моменты и недостатки. Обсудить результаты на педагогическом совещании и внести изменения в план ближайших масштабных мероприятий, которые пройдут в детском саду. Также планирую организовать анкетирование педагогов. Результаты анкетирования помогут спланировать методическую работу и оказать необходимую помощь педагогам, испытывающим затруднения по данному направлению. На заключительном этапе реализации проекта, с целью сопоставления промежуточных результатов с задачами проекта, обобщения полученного опыта, осмысления его в виде модели взаимодействия с родителями, планирую проконтролировать наличие в группах материалов для родителей с наглядной информацией по патриотическому воспитанию дошкольников можно с помощью карты анализа наглядной информации по патриотическому воспитанию для родителей, которую предлагаю вам для использования в своей работе.
Также предлагаю для работы анкеты для воспитателей по вопросам патриотического воспитания дошкольников
Все материалы собираю в электронном виде. Можно сказать, получилась электронная методическая копилка, которой пользуются педагоги при организации и проведении мероприятий. Я думаю, что у вас, коллеги, тоже есть такие электронные методические копилки по всем направлениям.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась новая система в работе с родителями, а использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты в развитии личности ребенка его позитивной социализации.
Новый, неформальный, творческий подход к взаимодействию с семьями, делает родителей помощниками, союзниками, единомышленниками, а жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее.
Хочется закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеем потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека».