Нина Лобанова
Взаимодействие с родителями в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Выделение художественной литературы как средства всестороннего воспитания детей актуализируется современной ситуацией становления новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных стандартов. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека.
Публикация «Взаимодействие с родителями в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Проведённое в группе анкетирование «Семейное чтение» с родителями показало, что многие наши родители не совсем хорошо знают детскую художественную литературу, детских писателей. На поставленный вопрос часто ли родители читают им книги, ответили - что нет. Что мешает? – 56% ответили – работа, 16% - дети не хотят читать. Играете ли вы с детьми дома в литературные, словесные игры, 65% ответили – нет. С помощью анкеты я получила информацию о наличии книг в домашних библиотеках, частоте и продолжительности домашнего чтения, детском интересе к книге и степени начитанности малышей.
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе использовала следующие формы работы:
- групповые собрания «Знаете ли вы своего ребёнка», «Как отвечать на детские вопросы», нетрадиционные собрания «Мама, папа, я – читающая семья»;
- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Характер ребенка зависит от вас», «Чтобы дети росли здоровыми», «Как ускорить процесс понимания сказки», «Книга и творчество ребёнка»;
- выставки книг, информация о книгах, которые читаются на занятиях;
- папки – передвижки: «В помощь родителям», «Что читать детям», «Ребёнок и книга»;
- распространение опыта семейного воспитания, организация «Семейных досугов»;
- анкеты «Я и вся моя семья - это книжкины друзья», «Семейное чтение»;
- совместные праздники и развлечения;
- совместная творческая деятельность родителей и детей;
- полезные советы.
Провели лекции, беседы, круглые столы с родителями на темы : «Детские страшилки, детективы: вред или польза?», «Чтобы дети росли здоровыми», «Взрослый-ребенок-книга» по произведениям К. И. Чуковского, конкурс «Моя любимая книжка», «Книжки-малышки про здоровье», и др. По итогам пришла к выводу, что только с помощью родителей могу осуществить воздействие на детей, а родители должны уяснить, что чтение поможет им самим понять проблемы детства. Приобщение детей к чтению художественной литературы я начала с создания предметно-развивающей среды группы. Вместе с родителями устроили уголок чтения. Родители приносили яркие книги по теме недели, которые можно было не только почитать и рассмотреть в группе, но и обменяться книгами для чтения дома. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей, которые имеют следующее содержание: наличие специально оборудованного места для чтения и литературного творчества; разнообразие литературы по жанру; наличие в книжном уголке разных типов книг.
Одним из методов образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления с художественной литературой, я использовала метод моделирования. При ознакомлении детей со сказками, рассказами, стихами уже с младшего возраста мы вместе с детьми их моделируем, что позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках. Так, при знакомстве детей с русскими народными сказками, используется модель "Волшебные кружочки". После рассказывания воспитателем сказки с использованием настольного или пальчикового театра, детям предлагается повторить сказку. Каждому ребенку раздается листок с нарисованными кружками по количеству персонажей сказки. Предлагает их рассмотреть и поиграть в волшебников, превратив кружки в героев сказки. В последующей работе данные модели используются для рассказывания сказки детьми в совместной деятельности, а также в самостоятельной деятельности. Эти модели дети забирают домой, и рассказывают с помощью них сказку родителям. В старшей группе уже используются мнемодорожки и мнемотаблицы. Такой метод я предложила родителям использовать дома с детьми и провела практикум. Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом "сотрудничество". Сотрудничают все: педагог- с родителями и детьми, дети - друг с другом, с родителями и педагогом. В работе над проектом "Откуда пришла книга". Мы вместе с родителями искали информацию о том, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.
Так, для привлечения внимания детей к теме проекта была проведена работа по мотивации детей: были предложны ряд предметов, сделанных из дерева. При этом среди предложенных предметов лежала книга. Детям был задан вопрос: что объединяет все эти предметы, как книга связана со всеми этими предметами.
Так, для расширения представлений детей об истории создания книги была проведена серия познавательных вечеров "Сейчас узнаем". При подготовке к данным вечерам родители совместно с детьми искали познавательную информацию о том, как появляется книга, затем представляли ее для детей.
Полученные детьми знания о том, как появляется книга, были оформлены в коллективный коллаж "Как создается книга?"
Очень познавательна была экскурсия в библиотеку, где работники библиотеки, в игровой форме знакомили детей с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами, организовали выставки книг, провели развивающие игры. В дальнейшем многие дети с родителями стали посетителями городской библиотеки, ведь дети дошкольного возраста слушатели, а не читатели и художественное произведение доносим до них мы взрослые. Для обогащения книжных уголков в группах детского сада, создания библиотеки в ДОУ была проведена акция "Подари книгу", в которой родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку групп, часть книг была передана в библиотеку детского сада.
В рамках реализации проекта в группе был проведен смотр - конкурс "Книги своими руками", где дети совместно с родителями изготовляли книги, проявляя при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомились с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. Родители принимали активное участие в данной работе. При этом дети вместе с родителями выступали в роли авторов и иллюстраторов детских книг.
Совместно с родителями было проведено театрализованное представление «Перепутанные сказки». Родители вместе с детьми готовились к представлению, разучивали роли, шили костюмы, готовили декорации, рисовали афиши, пригласительные билеты. Мы ещё больше убедились какие золотые руки у мам и пап, какие скрываются таланты. Дети ещё больше сдружились с родителями, родители с воспитателем и друг с другом. Была проведена литературная викторина «По страницам сказок», где родители помогали делать презентацию. В детском саде проходил конкурс - театральный фестиваль «По страницам книг», на котором дети показали свои способности и таланты и родители здесь были первыми помощниками.
Так, в группе старшего дошкольного возраста, была приглашена мама по теме встречи "Как можно оформить книжную обложку". Мама нашего воспитанника показала детям мастер-класс оформления обложки из ткани.
В конкурсе «Мой весёлый выходной» родители вместе с детьми составляли творческие рассказы, записывали их на аудиокассету, а затем оформили в красочную книгу с фотографиями и рисунками.
При ознакомлении детей с художественной литературой мы знакомим с разными жанрами художественных произведений : рассказы, сказки, стихи и др. По результатам конкурса юных чтецов среди воспитанников МБДОУ девочка группы заняла 1-е место и затем участвовала в районном конкурсе. Мама девочки сама прекрасно читает стихи и передала этот дар своему ребёнку. Родителям были предложены наглядно-информационные фотогазеты по теме: "Научите ребенка любить книгу". Чтобы фотогазета получилась интересной и читаемой, мы попросили родителей поучаствовать в создании газеты и принести фотографии из домашнего архива, на которых можно было бы увидеть, есть ли у ребенка дома книжный уголок, как ребенку дома читают книги родители. Также были организованы следующие мероприятия:
- Выставки семейных фотографий:
«Вместе с книгой я расту».
«Моя домашняя библиотека».
- Совместные рисунки «Краски прочитанной книги».
- Экскурсия совместно с родителями в городскую детскую библиотеку.
- Конкурс «Читающая семья»
- Введение традиций группы: «Книжное дерево», «Книга напрокат», «Гость группы», «Книга в гости»;
- Акции: «День без телевизора», «Книга в каждый дом».
Чтобы преодолеть эти препятствия и барьеры, эффективная модель семейного чтения должна включать следующие условия:
- родители и воспитатели должны находить время для чтения с детьми;
- значения чтения ради удовольствия должно признаваться детским садом и семьёй как важная часть процесса семейного чтения;
- дети должны не стесняться показывать, что им нравится читать. Слушать и рассказывать о книге;
- чтение дома должно поддерживаться и поощряться детским садом, библиотекой и родителями. Я пришла к такому выводу ЧИТАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ – ЧИТАЮЩИЙ РЕБЁНОК. А поможет нам в этом наше «Книжное дерево». С детьми проведены беседы о необычных деревьях в природе и нарисованы «Книжные деревья» (демонстрируются рисунки родителям). Из фанеры родитель выпилил дерево.
Наше «книжное» дерево будет обрастать листочками, которые вы будете приносить, прочитав ребёнку книгу. На листочке вы напишите автора, название книги, вопросы которые задавал ребёнок, объяснение непонятных слов ребёнком, чем интересна эта книга, т. е. высказать своё суждение о книге. Погрузившись в жизнь и проблемы дошкольного учреждения, все получили хорошие стимулы к сотрудничеству и взаимопомощи, осталось удовлетворение от совместной работы.
Своё выступление мне хочется закончить словами В. А. Сухомлинского «Если с детства у ребёнка не воспитали любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползет, как будто неизвестно откуда, взявшиеся плохое»