Мария Белякова
Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности
▼ Скачать
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района
Челябинской области.
Тема: «Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности»
Составила:
Инструктор физкультуры : Белякова М. В.
Педагогический стаж: 17 лет
2024г.
Публикация «Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности» размещена в разделах
С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. В нашем ДОУ функционируют 2 логопедические группы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Работа с детьми данных групп имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.
В работе по взаимодействию с учителем-логопедом мы на занятиях с детьми решаем задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.
Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой, психологической характеристикой и возрастными особенностями.
Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
координации движений;
общей и мелкой моторики;
закрепление поставленных учителем-логопедом звуков свободной речи;
речевого и физиологического дыхания;
формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
работа над мимикой лица.
Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме
Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре
Ознакомление с диагнозами детей, их психологической характеристикой, возрастными особенностями Составление плана индивидуально-коррекционных занятий Наблюдения на занятиях физкультурой с целью контроля выполнения рекомендаций учителя-логопеда Ознакомление с комплексом речевого материала для развития движений согласно тематического плана
Диагностика Ознакомление с тематическим планом работы группы Отчет по итогам проделанной совместной работы Консультации
Коррекционно-развивающая деятельность
Развитиеслухового, зрительного, пространственного восприятия Работа над координацией движений, общей и мелкой моторикой Закрепление звуков речи Развитие речевого и физиологического дыхания Развитие темпа ритма, интонационной выразительности речи Развитие мимической мускулатуры
В отработке звукопроизношения логопед знакомит с планом работы по знакомству со звуками на год. В соответствии с планом логопеда я подбираю подвижные и малоподвижные игры с речевым сопровождением,дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику,скороговорки, чистоговорки на закрепление поставленных звуков.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.
Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных ( с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).
На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.
Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.
Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.
На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки) : «Дорожка здоровья», «Ленточки», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные кубики» и многое другое.
Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми, имеющими нарушения речи, имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.
Подвижные игры на развитие общей моторики (большой, средней и малой подвижности)
Игра большой подвижности «Ловишка»
По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:
Ау – ау – аукаем,
Весну приаукиваем.
Весна! Весна!
Красным – красна!
Весна пришла,
Свет, тепло принесла!
Весну встречаем,
В ловишки играем!
Раз, два, три, лови!
После слов «раз, два, три – лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2-3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется!
Игра малой подвижности «Мухомор»
Играющие встают в круг посередине зала. Берутся за руки. В центре круга ставится «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произносят вместе с ним:
Перед нами бор
А в бору мухомор
Мухомор стоит,
На детей глядит
Мухомор кто возьмет,
Тот из круга уйдет
Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.
Подвижные игры с речевым сопровождением
Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»
Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.
Часы бьют раз,
Часы бьют два,
Часы бьют три.
хлопают в ладоши.
Новый год, приходи!
Выполняют руками поступательные зовущие движения к себе.
Тебя ждали год,
Стояли у ворот.
Выполняют «пружинку», руки на пояс.
А пришел мороз,
Заморозил нам нос.
Шагают на месте.
Нас мороз, не пугай,
С нами ты поиграй.
Выполняют наклоны вправо – влево, руки на пояс.
В прятки ты поиграй
Да подарки нам дай
Выполняют два приседания, руки в приседе на колени.
Конфеты, игрушки,
Орехи, хлопушки.
Постукивают кулачками друг о друга.
Будем веселиться,
Танцевать, резвиться.
Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно.
Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)
Развитие мелкой моторики требует пристального внимания. Известна следующая закономерность: если развитие движений пальцев ребенка соответствует его возрасту, то его речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и выше нормы. Научными исследованиями доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Для развития мелкой моторики подойдут упражнения и игры с мячами разного диаметра; упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры.
Пальчиковая игра
«Белка продавец»
Сидит белка на тележке…
Сжимают- разжимают пальцы рук.
Продает она орешки.
Хлопают в ладоши.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Поочередно загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.
Кому в платок,
Кому в зобок.
Ударяют кулачками друг о друга.
Кому в лапочку.
Показывают ладошки.
Русская народная песенка
Подвижные речевые игры для детей с ОНР
Проводятся на физкультурных занятиях по рекомендации учителя – логопеда с целью решения какой – либо речевой задачи.
Подвижная речевая игра «Чьи детки?»
Цель:Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные».
Дети стоят в кругу. В центр круга встает педагог с мячом в руках. Он кидает мяч первому игроку со словами: «Плачут котята, они потеряли свою маму. Кто у котят мама?». Ребенок ловит мяч, отвечает педагогу: «Кошка». Если играющий отвечает неправильно, он выходит из игры. Далее педагог поочередно кидает мяч остальным детям. В игре побеждают 2-3 самых внимательных игрока.
Примечание. Детеныши других домашних животных: Щенята, козлята, жеребята, телята, ягнята, поросята, крольчата и др.
Подвижные игры на развитие речевого и фонематического слуха
По согласованию и рекомендациям логопеда в физкультурные занятия, а также в непосредственную образовательную деятельность в группах включаются различные подвижные игры.
Подвижная игра «Цветные домики»
Играющие делятся на две команды. Игроки первой команды – это «гласные звуки», игроки второй команды – «согласные звуки». По первому сигналу педагога (например, звон колокольчика) дети врассыпную разбегаются и бегают по спортивному залу, произнося гласные или согласные звуки. По второму сигналу (например, три удара в бубен) игроки каждой команды должны собраться возле «домика» условленного цвета. Например команда «гласных звуков» собирается возле обруча красного цвета, команда «согласных звуков» возле обруча синего, цвета.
Усложнение:дети могут «превращаться» в твердые и мягкие или звонкие и глухие согласные.
Подвижные игры на развитие звукопроизношения
Логопед планируя совместную деятельность, определяет (обычно на неделю) так называемый «дежурный» звук, который необходимо отработать с детьми на занятиях. Этот звук обыгрывается и на занятиях физкультурой
Игра «Придумай слово на определенный звук»
(Например на звук (п) : пух, пальто, песня, перо, помидор, плита и т. д.).
Игра проводится с мячом. Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук.
Игра «Назови пять имен девочек (мальчиков) на определенный звук»
(Например, на звук (а).
Имена девочек: Алена, Аня, Арина, Алла, Ася и т. д.
Имена мальчиков: Алеша, Антон, Андрей, Аркаша, Алик и т. д.
Игру можно проводить в парах. Игроки встают в разных местах зала, каждой паре игроков дается по мячу.
Дети кидают друг другу мяч (от груди или о пол, произнося на каждую передачу мяча по одному слову: «Я знаю пять имен девочек (мальчиков) : Алена – раз, Аня – два… и т. д.».
Подвижные игры на развитие коммуникативных функций
Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества, партнерского общения.
Подвижная игра «Чижик»
По считалке выбирается водящий «чижик». Остальные дети становятся в пары и образуют круг. «Чижик» становится посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе произносят слова:
Ходит чижик у житницы,
Ищет зернышко пшеницы.
Чижик отвечает:
Мне не скучно одному,
Кого хочу того возьму.
С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга – он «чижик». Игра продолжается.
Подвижные игры с музыкальным сопровождением (в том числе хороводные игры и музыкально – ритмические композиции)
Использование музыки при проведении подвижных игр способствует координированности, согласованности, четкости выполнения движений, чувства ритма и темпа.
Подвижная игра «Дружба»
Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:
Мы идем по кругу.
Найдем себе мы друга.
Найдем себе мы друга,
Найдем себе дружка.
По окончании текста дети останавливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три – друга себе найди!». После этих слов дети должны встать по парам (найти себе друга). Игрок, которому пары не хватило, встает в центр круга. Включается музыка (например, русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» или др., под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные игроки хлопают в ладоши.
Примечание: педагог может подать и другие команды, например:
«Раз, два, три, двух друзей себе найди!» - дети встают в кружки по четыре человека (оставшиеся «без друзей» игроки также выполняют любые танцевальные движения);
при последнем повторении игры педагог может произнести: «Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать!». В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.
Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми, имеющими нарушения речи, имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.