Папки-передвижки

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Мария Белякова
Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района

Челябинской области.

Тема: «Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности»

Составила:

Инструктор физкультуры : Белякова М. В.

Педагогический стаж: 17 лет

2024г.

Публикация «Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности» размещена в разделах

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. В нашем ДОУ функционируют 2 логопедические группы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Работа с детьми данных групп имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии у детей имеются вторичные отклонения в развитии. Исследования показали: отставание речевого развития нередко сочетаются с отклонениями в физическом, психическом и социально – личностном развитии детей.

В работе по взаимодействию с учителем-логопедом мы на занятиях с детьми решаем задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой, психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

координации движений;

общей и мелкой моторики;

закрепление поставленных учителем-логопедом звуков свободной речи;

речевого и физиологического дыхания;

формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре представлена на схеме

Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Ознакомление с диагнозами детей, их психологической характеристикой, возрастными особенностями Составление плана индивидуально-коррекционных занятий Наблюдения на занятиях физкультурой с целью контроля выполнения рекомендаций учителя-логопеда Ознакомление с комплексом речевого материала для развития движений согласно тематического плана

Диагностика Ознакомление с тематическим планом работы группы Отчет по итогам проделанной совместной работы Консультации

Коррекционно-развивающая деятельность

Развитиеслухового, зрительного, пространственного восприятия Работа над координацией движений, общей и мелкой моторикой Закрепление звуков речи Развитие речевого и физиологического дыхания Развитие темпа ритма, интонационной выразительности речи Развитие мимической мускулатуры

В отработке звукопроизношения логопед знакомит с планом работы по знакомству со звуками на год. В соответствии с планом логопеда я подбираю подвижные и малоподвижные игры с речевым сопровождением,дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику,скороговорки, чистоговорки на закрепление поставленных звуков.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-временной организации движения.

Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лексическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных ( с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (бутылки пластиковые, банки) : «Дорожка здоровья», «Ленточки», «Косички», «Мешочки для метания», «Коррекционные следы», «Цветные кубики» и многое другое.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми, имеющими нарушения речи, имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Подвижные игры на развитие общей моторики (большой, средней и малой подвижности)

Игра большой подвижности «Ловишка»

По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педагогом слова:

Ау – ау – аукаем,

Весну приаукиваем.

Весна! Весна!

Красным – красна!

Весна пришла,

Свет, тепло принесла!

Весну встречаем,

В ловишки играем!

Раз, два, три, лови!

После слов «раз, два, три – лови!» дети врассыпную разбегаются по спортивному залу. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2-3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется!

Игра малой подвижности «Мухомор»

Играющие встают в круг посередине зала. Берутся за руки. В центре круга ставится «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произносят вместе с ним:

Перед нами бор

А в бору мухомор

Мухомор стоит,

На детей глядит

Мухомор кто возьмет,

Тот из круга уйдет

Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, приплясывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.

Подвижные игры с речевым сопровождением

Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»

Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.

Часы бьют раз,

Часы бьют два,

Часы бьют три.

хлопают в ладоши.

Новый год, приходи!

Выполняют руками поступательные зовущие движения к себе.

Тебя ждали год,

Стояли у ворот.

Выполняют «пружинку», руки на пояс.

А пришел мороз,

Заморозил нам нос.

Шагают на месте.

Нас мороз, не пугай,

С нами ты поиграй.

Выполняют наклоны вправо – влево, руки на пояс.

В прятки ты поиграй

Да подарки нам дай

Выполняют два приседания, руки в приседе на колени.

Конфеты, игрушки,

Орехи, хлопушки.

Постукивают кулачками друг о друга.

Будем веселиться,

Танцевать, резвиться.

Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно.

Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)

Развитие мелкой моторики требует пристального внимания. Известна следующая закономерность: если развитие движений пальцев ребенка соответствует его возрасту, то его речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и выше нормы. Научными исследованиями доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Для развития мелкой моторики подойдут упражнения и игры с мячами разного диаметра; упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры.

Пальчиковая игра

«Белка продавец»

Сидит белка на тележке…

Сжимают- разжимают пальцы рук.

Продает она орешки.

Хлопают в ладоши.

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке.

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Поочередно загибают пальчики на правой руке, начиная с большого.

Кому в платок,

Кому в зобок.

Ударяют кулачками друг о друга.

Кому в лапочку.

Показывают ладошки.

Русская народная песенка

Подвижные речевые игры для детей с ОНР

Проводятся на физкультурных занятиях по рекомендации учителя – логопеда с целью решения какой – либо речевой задачи.

Подвижная речевая игра «Чьи детки?»

Цель:Закреплять в активном словаре детей существительные по теме «Домашние животные».

Дети стоят в кругу. В центр круга встает педагог с мячом в руках. Он кидает мяч первому игроку со словами: «Плачут котята, они потеряли свою маму. Кто у котят мама?». Ребенок ловит мяч, отвечает педагогу: «Кошка». Если играющий отвечает неправильно, он выходит из игры. Далее педагог поочередно кидает мяч остальным детям. В игре побеждают 2-3 самых внимательных игрока.

Примечание. Детеныши других домашних животных: Щенята, козлята, жеребята, телята, ягнята, поросята, крольчата и др.

Подвижные игры на развитие речевого и фонематического слуха

По согласованию и рекомендациям логопеда в физкультурные занятия, а также в непосредственную образовательную деятельность в группах включаются различные подвижные игры.

Подвижная игра «Цветные домики»

Играющие делятся на две команды. Игроки первой команды – это «гласные звуки», игроки второй команды – «согласные звуки». По первому сигналу педагога (например, звон колокольчика) дети врассыпную разбегаются и бегают по спортивному залу, произнося гласные или согласные звуки. По второму сигналу (например, три удара в бубен) игроки каждой команды должны собраться возле «домика» условленного цвета. Например команда «гласных звуков» собирается возле обруча красного цвета, команда «согласных звуков» возле обруча синего, цвета.

Усложнение:дети могут «превращаться» в твердые и мягкие или звонкие и глухие согласные.

Подвижные игры на развитие звукопроизношения

Логопед планируя совместную деятельность, определяет (обычно на неделю) так называемый «дежурный» звук, который необходимо отработать с детьми на занятиях. Этот звук обыгрывается и на занятиях физкультурой

Игра «Придумай слово на определенный звук»

(Например на звук (п) : пух, пальто, песня, перо, помидор, плита и т. д.).

Игра проводится с мячом. Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук.

Игра «Назови пять имен девочек (мальчиков) на определенный звук»

(Например, на звук (а).

Имена девочек: Алена, Аня, Арина, Алла, Ася и т. д.

Имена мальчиков: Алеша, Антон, Андрей, Аркаша, Алик и т. д.

Игру можно проводить в парах. Игроки встают в разных местах зала, каждой паре игроков дается по мячу.

Дети кидают друг другу мяч (от груди или о пол, произнося на каждую передачу мяча по одному слову: «Я знаю пять имен девочек (мальчиков) : Алена – раз, Аня – два… и т. д.».

Подвижные игры на развитие коммуникативных функций

Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества, партнерского общения.

Подвижная игра «Чижик»

По считалке выбирается водящий «чижик». Остальные дети становятся в пары и образуют круг. «Чижик» становится посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе произносят слова:

Ходит чижик у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Чижик отвечает:

Мне не скучно одному,

Кого хочу того возьму.

С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга – он «чижик». Игра продолжается.

Подвижные игры с музыкальным сопровождением (в том числе хороводные игры и музыкально – ритмические композиции)

Использование музыки при проведении подвижных игр способствует координированности, согласованности, четкости выполнения движений, чувства ритма и темпа.

Подвижная игра «Дружба»

Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:

Мы идем по кругу.

Найдем себе мы друга.

Найдем себе мы друга,

Найдем себе дружка.

По окончании текста дети останавливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три – друга себе найди!». После этих слов дети должны встать по парам (найти себе друга). Игрок, которому пары не хватило, встает в центр круга. Включается музыка (например, русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» или др., под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные игроки хлопают в ладоши.

Примечание: педагог может подать и другие команды, например:

«Раз, два, три, двух друзей себе найди!» - дети встают в кружки по четыре человека (оставшиеся «без друзей» игроки также выполняют любые танцевальные движения);

при последнем повторении игры педагог может произнести: «Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать!». В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми, имеющими нарушения речи, имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Циклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуреЦиклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуре Циклограмма распределения рабочего времени инструктора по физической культуре Морозовой Марины Владимировны на 2017 – 2018 учебный год.

Годовой отчёт о проделанной работе инструктора по физической культуре Годовой отчёт о проделанной работе инструктора по физической культуре за 2020 - 2021 годЗанятия по плаванию проводились 2 раза в неделю.

Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре «Путешествие юных космонавтов»Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре «Путешествие юных космонавтов» Задачи: Развивать лексико-грамматическую стороны речи,дыхание и голос, общую моторику; Добиваться синхронизации движений пальцев рук и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности
Опубликовано: 4 июня 2024 в 19:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Мария Белякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 июля. День семьи, любви и верности. Передвижка «День семьи, любви и верности»

Праздник «День семьи, любви и верности» отмечается в России 8 июля. Он посвящен самому важному чувству на свете — любви, которая является основой крепких и счастливых браков.

7 июля. День Иваны Купалы. Передвижка «Праздник Ивана Купалы»

 День Ивана Купалы — старинный народный праздник со своими традициями и обрядами. Расскажем детям, как отмечали Купальскую ночь их предки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД