Лучший педагог года

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников

Елена Карепина
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников
▼ Скачать

«Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников»

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников» размещена в разделах

Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности. Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. В дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.

Развитие правосознания личности - процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Но, как показывают исследования психологов Л. В. Выготского и Д. Б. Эльконина, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка.

Первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. Ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.

Два важных института социализации детей – семья и дошкольное учреждение. Их функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Особую роль в обеспечении прав ребенка играет его семья, в семье создается семейная атмосфера и выбирается способ воспитания. Взгляды родителей о воспитании детей связаны с их представлениями о жизненных перспективах. В процессе семейного воспитания у детей развиваются навыки поведения, усваиваются критерии для его оценки, формируются представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что позволяется и что запрещается, что такое справедливо и несправедливо. Мать и отец - первые учителя для своих детей, они влияют на развитие детской личности своим поведением. В семье осуществляется практическое овладение моралью, правилами регулирующими жизнь человеческого общества. Формирование основ правового сознания дошкольников без совместной работы с семьей не возможна.

В семье ребенок получает свои первые индивидуальные умения, усваивает нормы и правила, которые отражаются в его поведении в различных ситуациях повседневного общения. Семья - это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек ощущает всю жизнь. В семье осуществляется практическое овладение моралью, правилами, регулирующими жизнь общества.

К сожалению, родители по разному понимают права детей и возможности их применения. Одни уважают права детей, понимая, что они строго определены функциями государства и их неисполнение приведет к определенным санкциям. Другие имеют более абстрактное понимание правовой проблематики и принимают ее частично. Встречается и третья часть родителей, которые не имеют никакого представления о правах детей. Дошкольное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным звеном, влияющим на защиту прав ребенка.

Работа с родителями по правовому воспитанию детей помогает установить доверительные отношения с семьями воспитанников, это дает достоверную информацию об эмоциональном благополучии детей в семье. Так же в результате повышается правовая компетентность родителей.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении. Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны осуществлять педагогическую поддержку семьи, формировать их родительскую позицию и оказывать помощь в осуществлении родительских функций. Учить родителей понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть, общаться с ним. В разнообразных формах работы с семьей необходимо давать знания правовых документов. Проводить профилактику мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми.

Основные формы работы по правовому образованию родителей:

- родительские собрания;

- опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребенка;

- анкетирование и тестирование родителей;

- вечера вопросов и ответов;

- индивидуальные беседы с родителями;

- изучение и ознакомление родителей с основными документами по правам

детей и обязанностям родителей;

- совместные мероприятия с родителями, их участие в выставках рисунков, лепки;

- использование библиотечки юридической литературы и наглядной пропаганды;

- изучение памяток для родителей;

- дни открытых дверей;

- круглые столы, лекции, беседы;

- обмен опытом по повышению юридических знаний и правовой культуры. [5]

Систематическая работа ДОУ по правовому воспитанию способствует обеспечению защиты прав детей, повышению уровня правовой культуры родителей и их компетентности в вопросах воспитании и развитии детей. Правовая культура большинства родителей находится на очень низком уровне. Даже в обычной, нормальной семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне распространенное явление.

Для детей и взрослых права едины. Основная цель педагогов правовое просвещение родителей, задача воспитателей и родителей доступно объяснить права ребенку, донести смысл, опасность нарушения прав, но не исказив содержания. Только совместная работа родителей и воспитателей научит детей навыкам правового поведения.

Список литературы:

1. Беличева С. А. Социально- педагогическая поддержка детей и семей группы риска; межведомственный подход. - М. : 2006.

2. Гуров В. Н. Социальная работа образовательных учреждений. – М. :2006.

3. Защита прав и достоинства маленького ребенка. - М. : «Просвещение», 2006.

4. Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. - М. 1997.

5. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребенка. - М. : 2011.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Поощрение или наказание в процессе воспитания ребёнка» Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ»Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ» Семинар-практикум для руководителей и методистов в сфере образования по запросу Министерства образования культуры и спорта Монголии на тему:.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина»Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Проект.

Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитанияСетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитания В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников
Опубликовано: 20 августа 2020 в 22:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе правового воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Карепина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД