Светлана Платунова
Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
“Любовь к Родине начинается с семьи”.
Ф. Бекон
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.
Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия. Эту работу можно разделить на 3 блока:
Информационно-аналитический — направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический — предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, викторины, КВН и др., включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).
Контрольно-оценочный — предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада — для этого необходимо использовать опросы, анкетирование, книги отзывов
Формы работы с родителями:
1. Традиционные, нетрадиционные
• Анкетирование
• Консультации в родительских уголках
• Родительские собрания
• Тренинги
2. Совместные походы выходного дня (театр, музеи, памятные места)
3. Тематические праздники «День матери», «Новогодний праздник», «День защитника Отечества», «8 марта», ««День Победы», спортивные мероприятия итд
4. Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание РППС. В создании её большая роль принадлежит родителям группы. Предметная среда группы насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного поселка и страны. (Макеты города, мини-музеи, фотовыставки, «Самые милые, самые любимые»», «Моя семья», «Мой выходной день»)
5. Участие в акциях, конкурсах: Поздравь ветерана, Поздравь солдата с новым годом…
6. Совместное участие в конкурсах Зимние забавы, Расчистим участок от снега.
7. Совместная проектно-исследовательская деятельность
Традиционные, нетрадиционные
В группе было проведено анкетирование родителей воспитанников по теме «Патриотическое воспитание детей». Подведя итоги анкетирования видно, что многие родители заинтересованы в том, чтобы детям с дошкольного возраста прививали чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, города, Родины. Ведь всем известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
Работы через родительские уголки является традиционной. Но для того чтобы она была действенной, помогала мне активизировать родителей, я использовала буклеты, в которых помещаю практический материал, папки – раскладушки.
Совместные походы выходного дня.
Ежегодно, накануне Дня Победы воспитанники с родителями посещают мемориал «Вечный огонь», где детьми у постамента вечного огня были возлагаются цветы, в память о падших воинах, доблестно защищавших нашу родную землю от вражеских сил много лет тому назад! Такого рода мероприятия еще больше приобщают старших дошкольников к героическому прошлому нашей Родины, помогают им осознать весь ужас и трагизм военных событий того времени как для всего народа, так и для каждой семьи в отдельности.
«Бессмертный полк» - это Международное общественное гражданско-патриотическое движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Почётное шествие – это самое малое, что способен сделать каждый из нас, чтобы в народных массах жила добрая память о погибших воинах, защитниках земли и мирных гражданах. Мы не остались равнодушными, и решили принять участие в акции в честь Дня Победы «Бессмертный полк» вместе с малышами. В мероприятии ежегодно принимают участие родители с воспитанниками нашей группы. Малыши вместе с родителями с гордостью и почетом пронесли алые гвоздики и портреты своих родных и близких, прадедушек и прабабушек. «Бессмертный полк» – это история личной семейной памяти!
Мы живём в другое время, другим стал мир, но у нас всё та же Родина. За неё пролито столько крови и отдано столько жизней, что не любить её нельзя. Помнить и бережно хранить эту память - долг каждого…
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Предметно-развивающая среда в группе - средство формирования нравственно-патриотических чувств.
Управление Президента Российской Федерации и Дирекция Года памяти и славы, объявили о запуске всероссийской акции «Окна Победы» и «Окна России», приуроченной празднованию Дня России.
Чтобы поблагодарить участников Великой Отечественной Войны, сказать им «Спасибо за героизм и стойкость» - семьи группы принимали участие в акции «Окна Победы». Акция «Окна Победы» - одно из ключевых мероприятий Года памяти и славы, объявленного по указу президента России Владимира Путина.
Родители с детьми, воспитатель приняли активное участие в этой акции. Мы украсили окна актового зала нашего детского сада и группы главными символами победы – Вечным огнём, звёздами, георгиевскими лентами, поздравительными надписями, салютом, цветами и Белыми Журавлями.
Родители и воспитанники нашей группы тоже решили присоединиться к акции и украсить окна силуэтами народных символов России: матрёшки, берёзы, мишки с гармошкой, флагом России.
Родители с детьми учили стихотворения про Россию и приняли участие в городском Флеш-мобе «Русские рифмы»; также приняли участие в фото-флеш-мобу «Флаг России».
Такая совместная работа детей, родителей, воспитателя формирует у воспитанников любовь к Родине, нашей необъятной стране России, чувства прекрасного, формируются положительные эмоции. В ходе таких мероприятий дети закрепляют знания о государственной символике России, значение цвета флага, запоминают слова государственного гимна.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.
Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому я использую разнообразные формы и методы: Познавательные занятия; Экскурсия в природу; Трудовая деятельность в уголке природы, на участке, огороде. А совместное участие родителей и воспитанников в озеленении участка является одним из направлением приобщения детей и родителей к природе нашего края. Мы не только садим цветы, но и кусты сирени.
Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.
Очень трогательно прошло городское видеопоздравление на тему «Поздравь ветерана». Дети с особым чувством читали стихи о солдатах, воевавших за освобождение Родины.
Совместными усилиями был создан лэпбук «Никто не забыт. Ничто не забыто», были созданы макеты: стела «Я люблю Серов», «Преображенская площадь».
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду. Задача родителей, как и воспитателей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни и тд