Ольга Дроздова
«Выполнение санитарно-гигиенических требований к организации игрового пространства»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.
В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.
Условно выделяют три вида игр:
1) игры по инициативе ребенка (сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры)
2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные)
3) народные игры (созданные народом).
Публикация «„Выполнение санитарно-гигиенических требований к организации игрового пространства“» размещена в разделах
Мы вынуждены констатировать, что игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. И причин тому несколько.
Одной из веских причин ухода игры из ДОУ является наше желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени на игру практически не остается. При этом употребляется такая расхожая фраза, как «социальный заказ». По сути дела, этот пресловутый социальный, заказ используется многими как отговорка, диктуемая нежеланием и неумением организовать детскую игру.
А между тем время на игру в ДОУ есть — это заложено в нормативных документах, являющихся для нас основополагающими, в частности в инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», в новых СанПиНах.
Самостоятельная деятельность детей 3 - 7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 часов.
В течение дня дети могут играть четыре раза: до завтрака (5-40 мин, между завтраком и занятиями (5-7 мин, на открытом воздухе (1 ч. -1 час. 30 мин, после дневного сна (20-40 мин).
Игры до завтрака начинаются с приходом ребенка в детский сад, прерываются завтраком и продолжаются до начала занятий.
Игры детей после завтрака должны согласовываться с характером и содержанием дальнейших занятий. Так, перед занятиями по речи, математике, рисованию уместными будут игры на развитие мышления, внимания, воображения.
Игры между занятиями. Для всех групп детей подбирают игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение - с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором.
Игры на открытом воздухе. Дети могут продолжать игру, начатую ранее (до занятий или между ними, если она их заинтересовала, или придумать что-то новое. Эти игры желательно всячески разнообразить, поскольку есть большое пространство для активных движений, поэтому следует как можно полнее использовать эти условия, чтобы воспитанники могли побегать, попрыгать, просто позабавиться.
Вечером можно продолжить строительные и ролевые игры.
Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они прежде всего должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми, безвредными для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий. И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышления.
Все игрушки можно условно разделить на три типа:
1) готовые игрушки (автомобили, самолеты, куклы, различные животные и т. п.);
2) полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал и т. д.);
Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в групповые моют проточной водой (температура 37 С) с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей, и затем высушивают на воздухе.
Пенолатексные ворсованые игрушки и мягконабивные игрушки обрабатывают согласно инструкции изготовителя.
Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытье, стирка, используются только в качестве дидактического материала.
Игрушки моют или стирают ежедневно в конце дня, а в ясельных группах - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.
В дошкольных организациях не допускается организация проката и обмена игр, игрушек и другого инвентаря.
Рассмотрев руководство игрой дошкольников, необходимо сделать следующие выводы:
Игра должна быть свободной, ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным «языком» игры — общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.
Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей.
Для развития игровой деятельности необходимо выполнение нескольких условий : создание предметно-развиваюшей среды, наличие определенного времени в режиме дня и профессионализм педагогов. Без выполнения этих условий невозможно развитие творческой самодеятельной игры детей.