Татьяна Вдовенко
«Выявление неблагополучных семей»
▼ Скачать + Заказать документы
Для изучения семейных взаимоотношений и их влияния на развитие ребенка необходимо иметь представление о структуре семьи, о социальном статусе отца и матери, психологическом и воспитательном климате семьи, о стиле и фоне семейных отношений, о наличии или отсутствии педагогической системы.
Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Темочки:
Основной информацией о семье обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми, по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляются признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническую запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении.
С чего начинается работа социального педагога
Когда мы получаем от воспитателей информацию о семьях и детях мы изучаем её, анализируем подробные характеристики семей, входят в содержание разделов социального паспорта:
• характеристика семей по количеству детей в семье;
• характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);
• характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);
• характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);
• выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных родителей;
• выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;
• выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);
• выделение группы детей из семей безработных;
• выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов;
• выделение группы детей из семей военнослужащих;
• выделение группы детей, родители которых находятся в местах заключения;
• выделение группы детей, родители которых являются студентами.
Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она находится в поле зрения социального педагога.
Не секрет, что многие родители не владеют квалифицированными педагогическими знаниями, не знают, куда обратиться за педагогической помощью, пользуются стихийными источниками информации, и поэтому не в состоянии справиться с трудностями в воспитании детей. Не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают и проявляют чрезмерную строгость и даже жестокость по отношению к своим детям, большинство из них не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны родных и близких, что уверенность в себе и в своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются, прежде всего, в семье. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую их действительность, иначе думают, иначе ведут себя. Для будущего России очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Главной надеждой семьи, детей являются педагогические коллективы дошкольных учреждений, которые должны стоять на защите прав и достоинства ребенка. Вопрос защиты ребенка от всех форм насилия является значимым в педагогической деятельности, и его нельзя рассматривать как модное направление или мероприятие в потоке множества дел педагога. Педагог – главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном учреждении, так и защиты детей от жестокого обращения в семье.
КАК ПОНЯТЬ?
Те или иные факторы надвигающейся беды почти сразу же проявляются в поведении ребенка. Индикаторы скрытого неблагополучия зависят от возраста ребенка. Одни и те же факторы по-разному проявятся в поведении дошкольника и подростка.
ВЫЯВИВ ИНДИКАТОРЫ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА, НЕТ СМЫСЛА ВОСПИТЫВАТЬ ЕГО, НАДО ИДТИ В СЕМЬЮ.
Индикаторы неблагополучия в семье
(поведение родителей и как черта формирующегося характера у ребенка) :
• Пренебрежение обязанностями, невыполнение обещаний.
• Одержимость развлечениями, поиск новых ощущений.
• Ярко выраженные усилия в удовлетворении основных потребностей: (много ест, постоянно гуляет и т. д.)
• Нет терпимости к инакости, не воспринимает ничто не похожее, у ребенка – враждебность к обществу.
• У ребенка – силовые методы разрешения конфликтов.
• Эмоциональная нестабильность, скука, неустойчивость желаний, аффекты.
• Корыстолюбие, привычка пользоваться чужими вещами.
Индикаторы скрытого неблагополучия в поведении дошкольника:
• Несформированность умений по самообслуживанию (исходя из возрастных норм)
• Не умение соблюдать режим дня.
• Неряшливый внешний вид.
• Нечувствительность к боли.
• Навязчивость общения («липучесть» ко взрослым).
• Ребенок не говорит о своих желаниях, (не попросит пить, в туалет, взять игрушку и т. п.);
• Ребенок не подает сигналов о своем дискомфорте (может долго быть холодный, мокрый, грязный, голодный и т. п.)
ПОДОБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИЛИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ФОРМИРУЮТСЯ КАК КОМПЕНСАЦИИ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КАКИХ-ЛИБО ПОТРЕБНОСТЕЙ В СЕМЬЕ.
Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком
1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном?
3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?
4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?
Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.
Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
• Физическое насилие преднамеренное нанесение физических повреждений.
• Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
• Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
o Открытое неприятие и постоянная критика ребёнка.
o Угрозы в адрес ребёнка в словесной форме.
o Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка.
o Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка.
o Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
o Однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
• Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребё нка относятся:
o Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
o Отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Признаки жестокого обращения с детьми
Физическое насилие:
• боязнь физического контакта с взрослыми;
• стремление скрыть причину травм;
• плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
• негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
• суицидальные попытки.
Сексуальное насилие:
• ночные кошмары, страхи;
• не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
• стремление полностью закрыть свое тело;
• депрессия, низкая самооценка.
Психическое насилие:
• постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
• различные соматические заболевания;
• беспокойство, тревожность, нарушения сна;
• агрессивность;
• склонность к уединению, неумение общаться;
• задержка физического, умственного развития;
• плохая успеваемость;
• нервный тик, энурез.
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети) :
• задержка речевого и моторного развития;
• постоянный голод;
• кража пищи;
• требование ласки и внимания;
• низкая самооценка, низкая успеваемость;
• агрессивность, импульсивность;
• сонный вид и утомленность;
• санитарно-гигиеническая запущенность;
• отставание в физическом развитии;
• часто вялотекущая заболеваемость;
• антиобщественное поведение, вандализм.
Профилактика жестокого обращения с детьми:
• создание доверительно-делового контакта с родителями;
• участие родителей в работе дошкольного учреждения (родительский комитет, родительский клуб);
• изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема, сюжетно-ролевых игр).
Действия воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком:
Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.
Признаки:
• ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
• ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
• ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
• у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
• ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
• ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
• ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
• ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
• ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
• ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
• ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
• ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
• у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением.
Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
• похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
• проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
• объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;
• держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.
Нельзя:
• показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
• просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Если вы не в состоянии решить проблему сами, вы должны обратиться за помощью к специалистам (медику, психологу, социальному педагогу, руководителю).
Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:
• реагировать как можно более нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
• оградить ребенка от реакции других детей;
• уделить ребенку максимум внимания;
• дать понять, что проблему можно решить.
В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).
Дошкольное детство – это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Маленький ребенок, как правило, сталкивается с жестоким обращением в семье. (Реже – на улице). Поэтому своевременное выявление случаев жестокого обращения с малышами помогает не только прекратить насилие над ним, но и начать своевременную и продуманную работу с неблагополучной семьей. Очень часто эти меры предотвращают развал семьи, изъятие ребенка из семьи, лишение родителей родительских прав.
Иными словами, это возможность предотвратить появление еще одного социального сироты – малыша, оставшегося без родителей.
Список используемой литературы.
1. Глебова С. В. Детский сад-семья. Аспекты взаимодействия. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. С. 111.
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект (библиотека руководителя ДОУ. - М. : Сфера, 2005. С. 80.
3. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. - М., Айрис-пресс, 2006. С. 144.