Анна Курманова
Выявление и сопровождение одарённых детей в современной деятельности воспитателя и ДО, узких специалистов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы на протяжении длительного времени работаем с детьми. Как всем нам известно, все дети разные: у кого-то есть определённые таланты, у кого-то их нет. Порой, у некоторых воспитанников таланты скрыты, и для того, чтобы их выявить, необходимо приложить определённые усилия. Задача выявления одарённых детей непростая и стоит она не только перед воспитателем, но и перед всей дошкольной организацией в целом. Принимать участие в самом процессе по выявлению одарённых детей, а так же в дальнейшем их сопровождении, должны воспитатели, узкие специалисты ДОО и, конечно же, родители.
Публикация «Выявление и сопровождение одарённых детей в современной деятельности воспитателя и ДО, узких специалистов и родителей» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский писал:
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Я полностью согласна с его словами. Если мы, взрослые, не приложим свои усилия к тому, чтобы тот или иной талант ребёнка развивался и двигался в нужном направлении, то он, просто-напросто прекратит своё дальнейшее развитие.
Но, давайте, для начала разберёмся, что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной, повседневной жизни «одаренность» является синонимом «талантливости». По сути, определения «одарённый ребёнок» и «талантливый ребёнок» имеют одно и то же значение.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Именно поэтому, одаренные дети – это звездочки на дошкольном небосклоне. Каждый из них имеет целый ряд особенностей: они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, а так же, отличаются отличной памятью. Целеустремлённость таких детей помогает им принимать активное участие во всевозможных мероприятиях, проводимых в ДОО и за пределами ДОО. Одарённых детей характеризует внутренняя мотивация. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобразительностью, сохраняют в жизни и в обучении элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания, и терпеть не могут готового ответа. Они сами должны дойти до той нужной позиции ответа, высказать свою точку зрения, при этом построив цепочку последовательных шагов, с помощью которых был получен тот или иной результативный ответ. Это одна их основных черт, которая видна сразу и, которая, в свою очередь, показывает отличительную черту между детьми.
Именно по этой причине, их нужно всячески поддерживать, стараться заинтересовать, предложить то или иное задание, которое непременно привлечёт внимание данного ребенка и он, просто-напросто, не сможет отказаться от его выполнения, тем самым, сможет в той или иной степени, способствовать углублению развития своих способностей. Особенно стоит определиться с основной целью, которая должна включать в себя именно тот элемент сложности и необыкновенности задания, который, в свою очередь, привлечёт внимание ребёнка и разбудит в нём именно тот самый, нужный «огонёк» заинтересованности.
Выявить одаренных детей можно различными путями. Самый доступный для педагога ДОО – это метод наблюдения. Данный метод является одним из наиболее распространённых в практике педагогов дошкольных организаций.
Участниками образовательного процесса в дошкольной организации по выявлению одаренных и талантливых детей являются :
- Воспитатели (творческая и техническая одаренность)
- Музыкальный руководитель (музыкальная и артистическая одаренность)
- Родители.
Всем нам хорошо известно, что большую часть времени дети проводят именно с работниками (педагогами) ДОО, но без участия родителей в данном процессе становления и развития одарённых личностей, ничего не получится. Невозможно развивать данную способность только односторонне. Роль родителей в данном процессе, является немаловажной. Педагоги ДОО могут лишь помогать и направлять ребёнка (после выявления способностей в той или иной области, а основную «работу» по развитию и становлению одарённой личности, конечно же, должны осуществлять родители. Именно поэтому, необходимо и их заинтересовать в данной работе с ребёнком.
Выявление одаренных детей должно опираться на следующие принципы:
1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволяет охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2. Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
3. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, а так же можно снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т. п. ;
Выявление одаренных детей проходит в несколько этапов:
1. Формирование банка информационно-методических материалов (диагностика, методики, тренинги, анкеты и т. п.)
2. Проведение психолого-педагогического исследования общих способностей одаренных детей. Обработка и анализ результатов.
3. Разработка в отношении каждого одарённого ребёнка индивидуального маршрута по подготовке к участию в мероприятиях, конкурсах.
4. Контроль по реализации индивидуальных маршрутов по подготовке к участию в мероприятиях, конкурсах.
Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и дошкольная организация. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача дошкольной организации – поддержать ребёнка и развить его способности.
Работа с одаренными и способными детьми, является одним их важнейших аспектов деятельности каждой дошкольной организации. Именно здесь ведется работа по созданию условий для выявления и развития одаренностей у детей. Создание той необходимой основы, той необходимой базы, для дальнейшей плодотворной работы и дальнейшего развития. Все педагоги ориентированы на стимулирование и поддержку эмоционального развития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей в различных видах деятельности. Активизированы работы по организации различных состязаний интеллектуального и творческого характера, педагоги внутри групп организуют конкурсы, выставки творческих работ и т. д. Именно это создает возможность детям проявлять свои способности и чувствовать успешность своей деятельности, стимулирует к активности, к достижению новых результатов.
Но, к большому сожалению, в настоящее время, присутствует такой контингент родителей, которые просто-напросто не хотят выявлять у своего ребёнка «способности» в той или иной области, ссылаясь на то, что у них нет на это времени, они постоянно находятся на работе, у них много других важных дел и всё тому подобное. Это приводит к тому, что «одарённость» ребёнка со временем угасает и сходит на нет, потому как работники ДОО в одиночку не могут дать полноценное развитие той или иной «способности» ребёнка. В данной цепочке не хватает такого важного звена, как «РОДИТЕЛЬ».
Именно поэтому, необходимо проводить беседы с родителями на данную тему, тем самым стараясь заинтересовать и донести до них то, что это всё-таки необходимый аспект в жизни их ребёнка и сводить его на нет, присекая накорню своим безразличием и незаинтересованностью не стоит.