МААМ-картинки

Конспект занятия «Вулкан своими руками» (старшая группа)

Виктория Степанова
Конспект занятия «Вулкан своими руками» (старшая группа)

Конспект занятия (старшая группа)

Тема: «Вулкан своими руками»

Цель: Развивать познавательную активность детей, формировать навыки сотрудничества у детей

Области интегрирования:

Познание:

Расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы.

Публикация «Конспект занятия „Вулкан своими руками“ (старшая группа)» размещена в разделах

Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

Изучить строение вулкана.

Развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Социализация:

Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми, договариваться между собой.

Формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

Коммуникация:

Развивать коммуникативные навыки: вступать в диалог, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия на основе общих интересов.

Расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире: вулкан, вулканолог, вулканология, жерло, кратер, пепел, лава. Активизировать их в самостоятельных высказываниях.

Труд:

Воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности.

Формировать у детей опыт справедливого распределения заданий с учетом интересов и умений друг другу.

Развивать умение доводить дело до конца, желание помогать друг другу.

Поощрять детей за самостоятельную активность в проведении опытов с помощью схемы.

Безопасность:

Закрепить знания детей о мерах предосторожности при пользовании ножницами.

Предварительная работа:

- Знакомство с физической картой мира.

- Изготовление макета гор из соленого теста.

- Сбор коллекции «вулканических бомб» из соленого теста.

- Рассматривание иллюстраций, картин из энциклопедии.

- Чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы»

- Изготовление схем – алгоритмов.

- Тонирование картона.

Материалы и оборудование:

картинки с изображением вулканов, вулканологов и бога огня Вулкана;

толковый словарь Ожегова;

карта мира;

схема;

поддоны;

картон тонированный;

клей;

сода;

лимонная кислота;

сухая красная краска;

моющая жидкость;

листы бумаги;

цветные карандаши (для фиксации наблюдений);

чайные ложки;

пипетка;

салфетки;

степлеры

Участники: дети с 5-6 лет, воспитатель.

Место проведения: группа.

Продолжительность: 25.

Методические рекомендации:

Педагог ведет диалог с детьми. Он задает вопросы, дети находят ответы из наблюдений и экспериментов.

Педагог не торопит детей. На каждое наблюдение отводится достаточное количество времени.

На занятии дети под руководством педагога проводят эксперименты и самостоятельно делают необходимые выводы.

Ход:

I. Организационный момент.

Педагог сообщает детям, что он хочет сегодня быть вулканологом и отправиться в экспедицию. Для этого ему нужны помощники. Организовав детей, педагог показывает им картинку вулканолога и спрашивает знают ли они кто это. Выслушав предположения, педагог говорит, что это вулканолог. Затем побуждает детей прочитать в словаре Ожегова значение слова – вулканолог (специалист по вулканологии). Вулканология — наука о вулканах.

- Ребята, теперь мы с вами знаем кто такой вулканолог и что такое вулканология. А вы, желаете узнать много интересного о вулканах?

- Я предлагаю вам побыть некоторое время в роли вулканолога и отправиться в экспедицию для изучения вулканов.

II. Основная часть занятия.

Педагог загадывает загадку:

«Я плююсь огнем и лавой,

Я- опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан)

- Дети, а что такое вулкан? (Гора)

- Почти все вулканы находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.

- Почему вулкан назвали вулканом? (размышления и ответы детей).

- Как вы думаете, а где мы можем узнать правильный ответ на этот вопрос? (В книге). Педагог выставляет карточку с изображением книги.

Воспитатель читает легенду о вулкане :

"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. "

- А где можно узнать: Какие бывают вулканы? Что есть у вулкана?

Дети:

- Спросить у человека, у взрослого, друг у друга и т. д.

Педагог выставляет карточку с изображением людей и предлагает узнать ответы на эти вопросы у присутствующих гостей. Перед тем как дети пойдут задавать вопросы гостям, напомнить о правилах вежливости. Дать рекомендации, что вопрос задавать понятно и четко.

После этого дети садятся и обобщают ответы, рассматривая картинки с изображением вулканов

Примерные варианты обобщений ответов детей:

Вулканы бывают :

1) Действующие - это которые извергают лаву.

2) Потухшие - не извергающие лаву.

3) Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

- Дети, раз мы с вами вулканологи, то должны узнать и исследовать, как извергается вулкан. А что нам поможет? ( Педагог помогает детям ответить: телевизор, интернет)

- Правильно, молодцы. Я нашла в интернете фильм про вулканы. А вам бы хотелось хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?

Дети слушают рассказ педагога- «Извержение вулкана».

Педагог комментирует: «Вот одна из огнедышащих гор. На первых порах над горой лишь курится дымок, потом он все гуще и гуще, гора начинает содрогаться, дым заволакивает темной пеленой всю округу. Наконец из жерла вулкана, как ядра из пушки, вылетают раскаленные камни – вулканические бомбы. А вот и магма! Она начинает переливаться через края вулкана и огненными потоками устремляется вниз по склонам горы. Ее вырвавшуюся из чрева горы и лишившуюся при этом многих своих летучих газов, называют теперь лавой. Она сжигает все на своем пути – деревья, кустарники, дома и т. д. После извержения, как после пожара.

Но утихомирится вулкан, земля начнет потихоньку оправляться от постигшей ее беды. Со временем вновь вырастут леса, травы, запоют птицы, вернутся звери. И так будет до следующего извержения вулкана».

- А сейчас я предлагаю вам стать свидетелями этого грозного природного явления.

III. Экспериментальная деятельность:

- Ребята, а чтобы "запустить" наш вулкан, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

Надо работать аккуратно, не торопиться!

Ничего не брать в рот!

Осторожно насыпать порошок!

Осторожно наливать воду!

Лавы не трогать!

Использовать салфетку!

- Занимаем рабочие места.

- Давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана. Внутрь конуса вставим стаканчик из- под йогурта – это будет жерло.

Затем мы начинаем работать с соленым тестом по изготовлению «горы», «вулканических бомб».

Итак, работаем пока у нас не появится «вулканическая гора».

- Из чего же нам сделать лаву?

- У меня есть формула ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим). Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – раствор лимонной кислоты (вода лимонная кислота или лимонный сок, и его наливать можно только со взрослым. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?

Дети под руководством педагога готовят состав лавы по схеме.

Наблюдение "извержения" вулкана.

- Какие красивые, замечательные, необычные вулканы мы оживили.

IV. Заключительная часть.

- Вам понравилось? Что вы узнали нового? А вы расскажете об этом своим родным, знакомым, другим детям?

Я думаю, что у вас все получится. А для этого я даю вам схему опыта.

Но прежде, чем проводить эксперимент необходимо обратиться ко взрослому человеку.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по изготовлению коллективной открытки ко Дню матери своими руками (старшая группа)Детский мастер-класс по изготовлению коллективной открытки ко Дню матери своими руками (старшая группа) Детский мастер-класс по изготовлению коллективной открытки ко Дню матери своими руками. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей.

Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Воспитатель: Кузовникова В. А. МДОАУ "Детский сад №18" Актуальность:.

Конспект интегрированного занятия «Мой друг Снеговик» (старшая группа).Конспект интегрированного занятия «Мой друг Снеговик» (старшая группа). Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие; социально-коммуникативное развитие;.

Конспект занятия «Дары Осени». Старшая группаКонспект занятия «Дары Осени». Старшая группа Конспект «Дары Осени». Старшая группа. Цели:- познакомить детей с плодами фруктовых деревьев и овощей; овощей и фруктов; - уточнить представление.

Конспект занятия «День Конституции» (старшая группа) «День Конституции» Задачи: • Формировать представления детей о Конституции РФ,гражданских правах и обязанностях. • Познакомить детей с некоторыми.

Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 5» (старшая группа) Задачи. Познакомить детей с составом числа 5. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и решать её.

Конспект занятия по лепке «Улитка» (старшая группа)Конспект занятия по лепке «Улитка» (старшая группа) Программное содержание: • Расширить и уточнить знания детей об улитке. • Активизировать словарь детей. • Развивать память, моторику.

Конспект занятия «Ознакомление с предложением» (старшая группа) Возраст: старшая группа. Цель: формировать представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи. Задачи: 1. Дать.

Поделка «Сумочка для мамы» на 8 Марта. Старшая группа Подарки маме из бумаги своими руками. Мастер-классПоделка «Сумочка для мамы» на 8 Марта. Старшая группа Подарки маме из бумаги своими руками. Мастер-класс Автор:Магарамова Мадина Эльдеровна Назначение работы: мастер-класс предназначен для воспитателей, которые будут использовать его в работе.

Конспект занятия «Труд в огороде и цветнике» (старшая группа) Цель: 1. Учить последовательности посадки семян и луковиц с применением схемы трудового процесса. 2. Дать представление о семенах - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Вулкан своими руками» (старшая группа)
Опубликовано: 3 мая 2023 в 20:48
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Вулкан своими руками» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Степанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД