Софья Денисова
«Все вопросы решаем сообща». Конспект занятия по взаимодействию в школьном коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание воспитательной среды, способствующей осознанию воспитанниками необходимости взаимодействия, сотрудничества; дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создавать учебный коллектив.
Задачи:
1. Раскрыть понятия «коллектив» и «школьные товарищи», выявить качества коллектива.
2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
3. Воспитывать уважение к одноклассникам, эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
4. Формировать умение жить в коллективе;
Ход
1 этап. Организационный момент.
- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. - А теперь давайте поздороваемся друг с другом.
Приветствие «Здравствуйте!»
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
Желаю (соприкасаются большими пальцами)
успеха (указательными) большого (средними) во всем (безымянными) и везде (мизинцами! Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).
2 этап. Постановка проблемы, мотивация.
- Ребята, по вашему мнению, как называется группа людей, объединенных общей работой, общими интересами или взглядами.
3 этап. Определение темы и задач урока.
Давайте проверим ваши предположения:
- В этих словах буквы заблудились – переставьте их и вы узнаете, о чем мы будем говорить.
- Вы правы, это слово – коллектив.
- Как вы думаете, класс – это коллектив?
-А как думаете, наш класс можно назвать коллективом? Почему? Докажите.
-Конечно, школьный класс - это тоже коллектив одноклассников, которые сотрудничают в учебе и помогают друг другу в самовоспитании.
Поэтому тема нашего урока: «Все вопросы решаем сообща».
Школьные товарищи проявляют взаимопомощь в учебе, на уроке и дома, в приготовлении домашних заданий, совместно проводят перемены, а после уроков – свободное время по интересам.
Итак, объединяет учащихся в классе все, что делается вместе, совместными усилиями.
- О чем бы вы хотели узнать сегодня на занятии?
Сегодня на уроке мы выясним:
1. Качества классного коллектива.
2. Правила жизни в коллективе.
3. Моя роль в коллективе.
4 этап. Актуализация знаний (совместное открытие новых знаний)
Для того чтобы наша дружная работа доставляла нам удовольствие, предлагаю придерживаться следующих правил общения: (правила на цветных полосках бумаги вывешиваются на доске)
Список правил: 1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Безоценочность суждений.
5. Активность.
6. Правило «стоп».
7. Конфиденциальность
- Ребята, сегодня мы разделимся на группы. (У кого на стуле был синий круг пройдите за 1 стол, зеленый за 2, желтый за 3,красный за 4. Посмотрим, как вы сможете работать сообща в своих мини – коллективах.
1 задание – Назови качества коллектива по описанию.
-Вам даны в конверте №1 описания качеств коллектива, нужно к этому описанию правильно подобрать верное качество. Подумайте сообща, и выполните. Вам 3 минуты на это задание.
1 группа: Взаимопомощь – взаимная помощь, оказание помощи двумя или несколькими лицами друг другу.
2 группа: Сотрудничество - тип взаимоотношений людей между собой в процессе деятельности, характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий.
3 группа: Взаимопонимание – способ отношений между людьми, группами, при котором учитываются точки зрения, интересы сторон.
4 группа: Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности.
Итог: все эти 4 качества обязательно должны присутствовать в нашем классе.
2 задание – придумайте по 2 правила жизни в коллективе и составим общую памятку.
1. Помни закон нашей жизни: один за всех и все за одного.
2. С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
3. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, не кричи, не забывай говорить «волшебные слова»
4. Если знаешь интересные игры или что-то умеешь делать, научи других.
5. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
6. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом; останови товарища, если он занимается чем-то плохим.
7. Играй с малышами, не обижай их; если они поссорились, помири их, разними драчунов.
8. Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не выходит.
3 задание – ваша роль в коллективе, продолжите фразу:
1 группа: Мне нравится, когда мои друзья.
2 группа: Мне очень приятно говорить друзьям.
3 группа: Я могу дружить с теми, кто.
4 группа: Со мной можно дружить, потому что.
4 задание –В конверте №2, составьте по две пословицы.
1 группа:
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2 группа:
Был бы друг, будет и досуг.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
3 группа:
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Хороший друг всегда приходит вовремя.
4 группа:
У друга вода лучше, чем мед у врага.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Каждая из Ваших пословиц учит нас дружить, не обижать друг друга, уважать.
Физкультминутка.
5 задание - в жизни класса возникают разные ситуации. Из любой есть выход. А как вы поступите в следующей ситуации? Обсудим вместе, и один от группы выступит.
1 группа:
Твой товарищ рассказал классному руководителю, что планируется побег с урока. Класс устроил ему бойкот. Твои действия.
2 группа:
В класс пришел новый ученик. С ним никто не общается. Твой друг его все время обзывает. Твои действия.
3 группа:
Твоего одноклассника избивают старшеклассники на перемене. Рядом нет взрослых. Твои действия.
4 группа:
После уроков ты со своими одноклассниками идешь домой мимо стройки. Твои друзья стали кидать камни на территорию стройки. Там работают рабочие. Твои действия.
6 задание - диагностическая методика “День рождения”. Каждая группа готовит подарки в виде рисунков для другой группы.
Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка.
Такая диагностика свидетельствует об атмосфере в детском коллективе, позволяет каждому ребенку почувствовать свою уникальность.
8 задание - упражнение «Какой у нас коллектив?»
На доске прикреплен ватман с нарисованной шкатулкой. Каждый участник получает два листочка разного цвета. Холодного и теплого цвета. (если берет холодный цвет,то у него в классе не все в порядке, если берем теплй цвет,то хорошие, теплые,дружеские отношения. Упражнение помогает узнать какие взаимоотношения в классе. Садятся обратно в круг.
5 этап. Итог урока, рефлексия.
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на классном часе?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- продолжите фразу: «Выступая на телевидении, о нашем коллективе я бы сказал…» дается микрофон.
-Выберите стикер красного цвета, если вы считаете, что ваш коллектив классный.
-Зеленый – если он хороший, но еще есть над чем поработать.
-Синий – если вы считаете, что он еще не сформирован.
-Напоследок, я бы сказала, что Ваш класс действительно дружный, ответственный, порядочный и я желаю Вам всегда оставаться такими хорошими ребятами!