Татьяна Рожковская
Проект «Все работы хороши выбирай на вкус»
▼ Скачать + Заказать документы
Все работы хороши выбирай на вкус
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
1. Введение
Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Человек, не обладающий этим качеством, — нравственный калека. Но смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вместе с привычкой трудиться прививать ребенку высоконравственные мотивы, побуждающие к труду.
Публикация «Проект „Все работы хороши выбирай на вкус“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Общественные мотивы должны играть в воспитании трудолюбия преобладающую роль. Труд для других, для общества, частью которого являешься и ты, оказывает благотворное влияние на формирование личности. Он приносит глубокое моральное удовлетворение, сознание своей нужности, необходимости, вдохновляет человека на большие свершения, поднимает его в собственных глазах.
Общественная жизнь ребенка начинается еще в дошкольном детстве. Поручения, которые выполняет он в детском саду, дома, связанные с интересами детского коллектива или семьи, направлены на общественную пользу.
Поэтому одна из основных задач семьи — всячески поддерживать стремление ребенка участвовать в общественной жизни, стараться, чтобы он жил интересами коллектива, чтобы занял в нем свое место.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступает одно из условий успешного решения задач трудового воспитания -активная трудовая деятельность детей в течение дня, которая обеспечивается комплексным использованием всех форм работы с детьми : беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, чтение художественной литературы, рассказы взрослых о разных профессиях, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для творческих игр, организация посильного труда.
2. Актуальность
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам, педагогам, и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании помочь, что-то сделать самому, то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.
Основная задача воспитателя – помочь ребенку в самостоятельном приобретении собственного опыта, развить его желания и потребности в получении трудовых умений и навыков.
Положительных результатов можно достичь при условии согласования действий педагогов и семьи. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимы для успешного развития ребенка.
Предметом деятельности является процесс воспитания и обучения: на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.)
3. Цели,задачи,ожидаемые результаты
Стратегическая цель:
1. Воспитание устойчивого положительного отношения к собственному труду и труду других людей.
Тактическая цель:
1. Создавать условия развития, разносторонне и гармонично-развитой, творческой личности ребенка.
2. Повышать интерес к тем, кто трудится в детском саду, расширять и обогащать знания детей о многообразии профессий взрослых.
Задачи:
1. Развивать у детей интерес и любовь к труду;
2. Поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых, расширять знания детей о профессиях;
3. Воспитывать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде;
4. Привлекать родителей к совместной трудовой деятельности;
5. Развивать умение работать в коллективе, приходить на помощь.
Ожидаемые результаты:
1. Повысится у детей интерес к труду;
2. Сформировано уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых. Расширены представления детей о профессиях;
3. Воспитано желание трудиться, добиваться результатов в труде;
4. У детей сформируются навыки совместной деятельности, установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
5. Родители привлечены к участию в совместной трудовой деятельности;
Продукт:
1. Развит у детей интерес к труду.
2. Расширены знания детей о профессиях взрослых, сформирован интерес к трудовой деятельности.
3. У детей развито желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде.
4. Сформированы навыки совместной деятельности, взаимопонимания и взаимопомощи.
5. Родители участвуют в совместной трудовой деятельности с детьми.
6. Создан проект «Все работы хороши - выбирай на вкус!»
4. Аннотация проекта :
В основу положены следующие идеи:
«Человек рожден для труда; труд составляет его земное счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека». Константин Дмитриевич Ушинский
«Ничто в жизни не достается без большого труда».
Гораций (Квинт Гораций Флакк)
«Добытое трудом с радостью и принимается и сохраняется, а что получено без труда, то быстро исчезает».
Василий Великий
«Счастье достается тому, кто много трудится».
Леонардо да Винчи
Пословицы и поговорки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Берись дружно, не будет грузно.
Где труд, там и счастье.
Делано наспех – сделано на смех.
Дело мастера боится.
Делу время – потехе час.
Как аукнется, так и откликнется.
Кончил дело – гуляй смело.
Куй железо, пока горячо.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Муравей не велик, а горы копает.
Не спеши языком, торопись делом.
Поспешишь – людей насмешишь.
Сделал дело – гуляй смело.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Терпение и труд все перетрут.
Труд всегда дает, а лень берет.
Труд всегда побеждает.
Труд человека кормит, а лень портит.
Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
В соответствии с ФГОС ДО проект опирается на научные принципы её построения:
- принцип развивающего образования, цель которого является развитие ребёнка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической
применимости;
- принцип системности: работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года;
- принцип учета возрастных особенностей: занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий;
- принцип постепенности: знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; тематика работы по трудовому воспитанию включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также в другие виды ежедневной деятельности детей.
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в проведении режимных моментов в соответствии с спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации,
непрерывности и системности образования. Отражения принципа
гуманизации в проекте программы означает :
-признание уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка;
-признание неограниченных возможностей развития личности потенциала каждого ребёнка;
-уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного
процесса.
Дифференциация и индивидуализации воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе.
- принцип преемственности работы детского сада и семьи: родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.
5. Этапы реализации проекта программы
Проект краткосрочный. Реализация проекта рассчитана на один месяц с 6 апреля по 10 мая 2015 года
6. План мероприятий
1 этап - Подготовительно-ориетировочный
На этом этапе создается информационная база для реализации проекта.
1. Продумать структуру проекта :
- учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
- разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей ДОУ;
- оценить риски реализации проекта.
2. Подобрать иллюстративный, художественный и дидактический материал и оборудование для бесед и сюжетно-ролевых игр с детьми
3. Составить рекомендации для родителей по трудовому воспитанию в семье.
4. Провести родительское собрание на тему «Ознакомление дошкольников с трудом взрослых»
(Срок - Апрель, ответственные - воспитатели, родители)
2 этап - Практический.
1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
2. Наблюдение за трудом взрослых работающих в детском саду.
3. Экскурсия по детскому саду
4. Чтение художественной литературы, пословиц и поговорок о труде.
5. Беседы с детьми о труде взрослых.
6. Составлена картотека дидактических игр по трудовому воспитанию дошкольников.
7. Выставка детских рисунков «Моя любимая профессия».
(Срок – Апрель – Май, ответственные - воспитатели)
3 этап - Обобщающе-результативный.
1. Итоговое мероприятие организации трудовой деятельности в режимных моментах в старшей группе «Дежурство по столовой» и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
2. Оформлен альбом «Профессии»
3. Распространение опыта в ДОУ
(Срок – Май, ответственные – воспитатели)
7. Ресурсное обеспечение программы
— Устав ДОУ;
— СанПиНы 2.4.1.3049-13
— Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено);
— Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ
— Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»
8. Риски и пути предупреждения рисков:
- Недостаточность методической литературы;
- Отсутствие желания у детей участвовать в совместной трудовой деятельности;
-Отсутствие ответственности у детей за выполнение трудовых поручений;
- Низкая заинтересованность родителей;
Предупреждение рисков
- обратиться к сети Интернет и к коллегам;
- сформировать положительное отношение к труду через беседы, личный пример;
-воспитывать ценностное отношение к собственному труду и труду других людей и его результатам;
- дать представление родителям о необходимости трудового развития детей дошкольного возраста, раскрыть поставленные задачи и привлечь родителей к активному участию в проекте.
9. Вывод:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающихся проблемами детства.
Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Литература
«Беседы с дошкольниками о профессиях», Т. В. Потакова, М. : «Творческий центр», 2003г.
«Дошкольникам о технике», И. И. Кобитина, М. :»Просвещение», 1991г.
«Дошкольное воспитание» №1, 2006г.
«Любить труд на родной земле», Н. Н. Кокарева, А. К. Бондаренко, М. :»Просвещение»,1987г.
.«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» под ред. Р. Буре, М. :»Просвещение», 1987г.
«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду», Л. В. Куцакова, М. :»Мозаика-Синтез»,2007г.
«Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», В. Алешина, М. ,2005г.
«Родной край», Р. И. Жуковская, М. :» Просвещение»,1987г.
«Учите детей трудиться», Р. С. Буре, Г. Н. Тодина, М. :»Просвещение»,1983г.