Костырко Наталия Николаевна
ООД «Времена года и их последовательность» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №28» д. Лупполово
ООД
«Времена года и их последовательность»
в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет
( образовательные области: «Познание», «Коммуникация»,
«Здоровье», «Социализация»)
Воспитатель:
Костырко Наталия Николаевна
2023 г.
Пояснительная записка.
Публикация «ООД „Времена года и их последовательность“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Занятие для детей 6-7 лет, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду "От рождения до школы" под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., ., Комаровой Т. С. Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности
Цель занятия: Сформировать представления о временах года.
Задачи:
Развивать умения устанавливать временные отношения, определять последовательность событий и нарушения последовательности.
Заниматься актуализацией и уточнением лексикона по теме «Времена года».
Вводить в активный словарь предлоги перед, за, после, до.
Учить понимать и объяснять образные выражения.
Формировать умения устанавливать причинно – следственные отношения.
Развивать графо – моторные навыки.
Актуализировать знания детей с опорой на картины – символы.
Формировать представления о последовательности времен года с опорой на модель «Круглый год».
Формировать самоконтроль и самооценку воспитанников.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы
• Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением времён года, картины – символы, модель «Круглый год»)
• Наглядно-практический метод (творческие упражнения – рисование символов времён года)
• Словесный метод (рассказ-сопровождение для презентации, загадки)
• Игровой прием (игра «Услышь лишнее слово»)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
• социализация (знания основаны на личном опыте детей) ;
• коммуникация (составление рассказов о временах года) ;
• здоровье (пальчиковая гимнастика, физминутка)
• познание (рассказ воспитателя, просмотр презентации)
Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия. В процессе занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Воспитатель создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Для закрепления материала дети смотрят мультимедийную презентацию.
После проведения занятия воспитатель анализирует результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности.
Материалы и оборудование:
1. Карточки с цифрами от 1 до 7;
2. картинки с изображением времен года;
3. картины - символы (Осень – корзина с грибами и кленовый лист; зима – снежинка и санки, весна – ручеёк, подснежники и кораблик, лето – солнышко, река и лодка);
4. для каждого ребё нка: листы А4, простой и цветные карандаши.
5. Модель «Круглый год» :Круг разделен на 4 сегмента. Каждый сегмент определенного цвета с рисунком внутри:
Синий сегмент - рисунок «снежинка»;
красный сегмент – рисунок «подснежник»;
зеленый сегмент – рисунок «солнышко»;
желтый сегмент – рисунок «кленовый лист и грибы»;
На листах у детей :
полоска, разделенная на 4 части (к заданию 2.4);
2 круга, разделенные на 4 сегмента: в 1 круге нарисован символ весны (ручеек) в 1 сегменте и осени (грибок)- в 3 сегменте, во втором круге нарисован в 3 сегменте символ зимы (снежинка).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети стоят возле столов, у каждого на столах цифры. (Карточки с цифрами от 1 до 7).
Воспитатель:Сядет тот, у кого цифра будет соответствовать дню недели, который я назову.
2. Основная часть занятия.
2.1. Повторение пройденного материала.
Блиц опрос.
Сегодня пятница. Какой день недели был вчера, наступит завтра?
Сегодня суббота. Какой день недели был вчера, наступит завтра?
Сегодня вторник. Какой день недели наступит послезавтра?
Сегодня четверг. Какой день недели был позавчера?
Сегодня суббота. Какой день недели наступит послезавтра?
Сегодня вторник. Какой день недели был позавчера?
Завтра будет пятница. Значит сегодня …
Вчера была суббота. Значит сегодня …
2.2. Введение в тему «Времена года».
На доске в произвольном порядке в ряд расположены 4 картины, соответствующие разным временам года. (См. Приложение № 2, части 1-4)
Воспитатель:Отгадайте загадку и подберите картину с изображением времени года, о котором говорится в загадке.
• Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой улей пчела
Первый мед принесла,
На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- Как вы догадались, что в загадке говорится о весне?
- На какой по счету картине изображена весна? Почему вы так решили?
Аналогичная работа проводится со всеми загадками о временах года.
• Дождик с самого утра
Птицам в дальний путь пора.
Тихо листья опадают
Это все когда бывает?
• Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь поспевает,
Когда это бывает.
• Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость людям подарила,
И на санках прокатила.
- Про что были загадки?
- Как одним словом назвать весну, осень, лето и зиму? (Времена года)
- Сколько всего бывает времен года?
2.3. Пальчиковая гимнастика. (См. Приложение №1 «Пальчиковая гимнастика»).
«Мы во двор пошли гулять».
«Засолка капусты»
2.4. Формирование представлений о последовательности времен года на материале картинок – символов. (См. Приложение № 3, части 1-4).
Воспитатель: Мы сегодня говорим о временах года. Времена года идут по порядку друг за другом. Определим последовательность времен года.
Какое время года идет сейчас? (Осень)
Почему символ «грибок» соответствует данному времени года?
Какое время года наступит потом? (Зима)
Почему символ «снежинка» соответствует данному времени года?
Какое время года наступит после зимы? (Весна)
Почему символ «ручеек» соответствует данному времени года?
Какое время года будет следующим? (Лето)
Почему символ «солнышко» соответствует данному времени года?
На доске по мере ответов детей воспитатель выставляет картинки - символы, соответствующие названным временам года.
Параллельно с работой у доски дети работают на листах, где нарисована полоска, разделенная на 4 части.
Дети в прямоугольниках рисуют символы, соответствующие временам года.
Осень – грибок; зима – снежинка, весна – ручеёк, лето – солнышко.
2.5. Физминутка. (см. Приложение №5 «Физкультминутки»).
• «Большая желтая луна»;
• «Дни недели».
2.6. Работа с моделью «Времена года». (См. Приложение № 4, части 1-4).
Воспитатель:Времена года идут друг за другом так, что получается «круглый год». А за одним годом наступает следующий год, и так без конца. Давайте соберем «круглый год», начиная с зимы. (На доске собирается модель «Времена года»).
Беседа с опорой на модель.
-- Какое время года идет перед зимой и после неё?
-- Какое время года было до лета и после него?
-- Это время года наступит после зимы. Какое?
-- Это время года было до лета. Какое?
-- Это время года было после лета перед зимой. Какое?
-- Назовите времена года по порядку, начиная с весны, с осени, с лета, с зимы.
2.7. Работа с моделью «Времена года» на листах.
Воспитатель:У вас на листах нарисованы круги, разделенные на 4 части по количеству времен года.
Нарисуй пропущенные символы времён года в первом круге.
Самостоятельная работа с последующей проверкой. Аналогично со вторым кругом.
2.8. Развитие логического мышления. Игра «Услышь лишнее слово».
Воспитатель: Внимательно прослушайте слова, определите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.
А) мяч, скакалка, панама, санки, купальник;
Б) желтые листья, грибы, ягоды, перелетные птицы, снегири;
В) снег, снеговик, синица, ласточка, валенки;
Г) сосульки, лужи, сирень, снежинки, подснежники.
2.9. Закрепление материала. Просмотр презентации «Времена года»
3. Итог занятия.
- О чем мы сегодня говорили?
– Что означает выражение «круглый год»?
Самооценка деятельности детей :
- Если вы считаете, что у вас всё получалось на занятии, возьмите зелёный карандаш и нарисуйте кружок в правом нижнем углу листа.
- Если вы испытывали небольшие трудности при выполнении заданий, возьмите жёлтый карандаш и нарисуйте кружок в правом нижнем углу листа.
- Если вам было трудно выполнять задания, у вас остались невыполненные задание, возьмите красный карандаш и нарисуйте кружок в правом нижнем углу листа.
Приложение №1
«Пальчиковая гимнастика»
«Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)
Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)
Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)
Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями руквниз и вверх,
Мы морковку трем (пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя,
Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки,
Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
«БОЛЬШАЯ ЖЕЛТАЯ ЛУНА»
Большая желтая луна
Восходит в небе звездном.
Свой яркий луч мне шлет она
И шепчет: — Очень поздно!
Луна встает, а мне — в кровать!
И до утра придется спать!
. Большая желтая луна
Бледнеет и заходит.
Погасли звезды, и видна
Заря. И солнце всходит.
Я встану, а луне – в кровать!
До вечера ей надо спать!
ДНИ НЕДЕЛИ
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал.
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал.